Решение Хабаровского краевого суда от 22.09.2014 по делу N 3-57/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими п. п. 4.2 и 4.3 п. 4 Типовой схемы централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году, утв. распоряжением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 N 461-р>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. по делу № 3-57/2014

Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Волошиной Е.В.
с участием прокурора Доськовой Т.Ю.
при секретаре К.
с участием представителя заявителя общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" С.,
представителя заинтересованного лица Губернатора Хабаровского края З.,
представителей заинтересованного лица открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" Л., Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Хабаровске дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" о признании несоответствующим нормам Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" п.п. 4.2 и п.п. 4.3 п. 4 Типовой схемы централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году, утвержденной распоряжением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 г. № 461-р "О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году",

установил:

Губернатором Хабаровского края 12.09.2013 г. издано распоряжение № 461-р "О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году", которое опубликовано 17.09.2013 г. на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru., в сборнике "Собрание законодательства Хабаровского края" 12.10.2013 г. № 9 (часть I), начало действия документа - 18.09.2013 г.
Данным распоряжением утверждена Типовая схема централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году.
Согласно п.п. 4.2 п. 4 данной Типовой схемы организации по сбору платежей обеспечивают учет средств топливной составляющей в доходах, полученных от населения и учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней, за потребленную тепловую и электрическую энергию, на отдельных субсчетах в соответствии с принятым рабочим планом счетов бухгалтерского учета организации, еженедельно представляют администрации муниципального района информацию о начислении, сборе и перечислении средств топливной составляющей.
Как следует из положений п.п. 4.3 п. 4 Типовой схемы организации по сбору платежей обеспечивают еженедельное перечисление средств топливной составляющей по целевому назначению на счета:
- ООО "Межрайтопливо" - на оплату централизованно поставленного топлива;
- финансового органа администрации муниципального района края - в части возврата бюджетных кредитов, предоставленных на осуществление мероприятий, связанных с обеспечением поставок топлива.
Общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис" обратилось в суд с заявлением о признании несоответствующим нормам Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" п.п. 3, 4 Типовой схемы централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году, утвержденной распоряжением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 г. № 461-р "О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году".
Свои требования мотивировало тем, что определением Арбитражного суда Хабаровского края от 30.04.2014 г. ООО "Теплосервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества введена процедура конкурсного производства, из условий Типовой схемы, утвержденной распоряжением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 г. № 461-р следует, что участники данных правоотношений не имеют свободы в заключении договоров, порядок организации по сбору платежей неприемлем при проведении процедур, принимаемых в рамках дел о несостоятельности (банкротстве), поскольку нарушает права кредиторов, не представляется возможным сформировать конкурсную массу.
Согласно заявления об уточнении требований общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис" просило признать несоответствующим статьям 126, 129, 131, 134 Федерального закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" п.п. 4.2, 4.3 Типовой схемы централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году, утвержденной распоряжением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 г. № 461-р "О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году", указывая, что при составлении заявления допущена опечатка, также указано, что ООО "Теплосервис" является получателем топлива в рамках централизованного завоза в 2014 году.
В судебном заседании представитель заявителя общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" С. уточнила требования, просила признать несоответствующим нормам Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" п. п. 4.2, 4.3 п. 4 Типовой схемы централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году, утвержденной распоряжением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 г. № 461-р "О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году", привела в обоснование доводы, изложенные в заявлении, в заявлении об уточнении требований, дополнив, что администрацией Ванинского района во исполнение распоряжения Губернатора Хабаровского края издано постановление об установлении топливной составляющей для ООО "Теплосервис" и других организаций, оказывающих услуги ЖКХ, за весь период топливная составляющая перечислена на счет управления жизнеобеспечения Ванинского района, открытый в рамках оспариваемого распоряжения, денежные средства - оплата от потребителей - перечисляются со специального счета в администрацию района, формирование конкурсной массы невозможно; поскольку поставщиком услуг является ООО "Теплосервис", денежными средствами, поступившими от оплаты за услуги, должно распоряжаться ООО "Теплосервис".
Представитель заинтересованного лица - Губернатора Хабаровского края З. в судебном заседании пояснила, что оспариваемая Типовая схема носит рекомендательный характер, не является обязательной к исполнению, подпункты 4.2, 4.3 адресованы организациям по сбору платежей, распорядительный акт не затрагивает права заявителя, просила производство по делу прекратить в соответствии со ст. ст. 134, 220 ГПК РФ.
Представители заинтересованного лица - открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" Л., Я. пояснили, что считают заявленные ООО "Теплосервис" требования обоснованными.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в связи с чем возможно рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Хабаровского края Доськовой Т.Ю., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд находит заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Теплосервис" требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, предупреждение ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, и ликвидации их последствий.
Как следует из положений п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных образований относится организация в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях координации деятельности по реализации вышеназванных положений Федерального закона РФ Губернатором Хабаровского края издано распоряжение от 12.09.2013 г. № 461-р "О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году". Кроме того, данным распоряжением утверждена Типовая схема централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году.
Как следует из п.п. 4.1 п. 4 указанного распоряжения главам муниципальных районов края предложено выбрать схему поставки топлива (самостоятельно или централизованно) для выработки тепловой и электрической энергии. Информацию о выборе схемы поставки топлива представить в срок до 01 ноября 2013 г. заместителю Председателя Правительства края по вопросам топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
Следовательно, нормы Типовой схемы предлагаются к использованию и не являются обязательными для исполнения.
В соответствии со ст. 421 п. 1 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Оспариваемые положения Типовой схемы не противоречат требованиям ст. 421 Гражданского кодекса РФ, поскольку не содержат указаний об обязательном заключении договоров.
В связи с чем доводы представителя заявителя ООО "Теплосервис" о том, что распоряжение устанавливает обязательные для исполнения требования всех муниципальных районов края основаны на неверном толковании норм права. Кроме того, утверждение заявителя о том, что главы муниципальных районов края не имеют возможности отступить от предложенной Типовой схемы, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
В соответствии с п. 6 распоряжения главам муниципальных районов края, принявшим решение о самостоятельной поставке топлива для выработки тепловой и электрической энергии, предложено до 15 числа каждого месяца представлять в министерство жилищно-коммунального хозяйства края информацию об использовании финансовых средств, направленных из краевого бюджета в муниципальный район для осуществления мероприятий, связанных с обеспечением поставок топлива.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что оспариваемые положения Типовой схемы предусматривают обязанности организаций по сбору платежей, к которым заявитель не относится, в связи с чем данные положения на заявителя не распространяются.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 30 апреля 2014 года по делу по заявлению ОАО "ДЭК" о признании ООО "Теплосервис" несостоятельным (банкротом) ООО "Теплосервис" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 126 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника). Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Согласно п. 1 ст. 129 данного Федерального закона РФ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Из пункта 1 ст. 131 указанного Федерального закона РФ следует, что все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Положения ст. 134 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривают очередность удовлетворения требований кредиторов.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения Типовой схемы в нарушение вышеназванных требований Федерального закона РФ не позволяют сформировать конкурсную массу, являются необоснованными, поскольку положения Типовой схемы не устанавливают для конкурсного управляющего ограничений при формировании конкурсной массы в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)".
Как установлено в судебном заседании, основанием для ограничения допуска конкурсного управляющего к счету, на котором аккумулируются денежные средства, поступающие за оказанные услуги ООО "Теплосервис", являются договорные отношения между заявителем и организацией по сбору платежей, возникшие до введения процедуры банкротства ООО "Теплосервис". Поскольку спорные правоотношения, регулируемые договором, являются гражданско-правовыми, в связи с чем спор, возникший в результате данных правоотношений, подлежит разрешению в ином порядке.
Суд считает, что какого-либо несоответствия положений п.п. 4.2 и п.п. 4.3 п. 4 Типовой схемы централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году, утвержденной распоряжением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 г. № 461-р "О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году" требованиям ст. ст. 126, 129, 131, 134 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" в ходе рассмотрения дела не установлено.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку в судебном заседании не установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Теплосервис" о признании несоответствующим нормам Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" п.п. 4.2 и п.п. 4.3 п. 4 Типовой схемы централизованного завоза топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году, утвержденной распоряжением Губернатора Хабаровского края от 12.09.2013 г. № 461-р "О централизованной поставке топлива в муниципальные районы Хабаровского края в 2014 году" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Хабаровский краевой суд.
Решение принято в окончательной форме 25 сентября 2014 года.

Председательствующий:
Судья Хабаровского краевого суда
Е.В.ВОЛОШИНА


------------------------------------------------------------------