Постановление Администрации Бикинского муниципального района от 31.10.2014 N 145 "О Программе повышения эффективности управления муниципальными финансами Бикинского муниципального района на период до 2018 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2014 г. № 145

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 г. "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами Бикинского муниципального района на период до 2018 года (далее также - Программа).
2. Финансовому управлению администрации Бикинского муниципального района (Комар Н.М.) совместно со структурными подразделениями администрации района подготовить проект распоряжения администрации Бикинского муниципального района о плане мероприятий по реализации Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами Бикинского муниципального района на период до 2018 года.
Срок - до 01 ноября 2014 г.
3. Рекомендовать главам городского, сельских поселений Бикинского муниципального района Березовскому В.А., Безручко С.В., Борисовой Е.В., Дехановой Л.В., Караганской Н.И., Капраль М.Н., Королеву С.А., Редькиной О.Н., Шаровой О.В. разработать программы повышения эффективности управления муниципальными финансами с учетом положений Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на финансовое управление администрации Бикинского муниципального района (Комар Н.М.).
5. Постановление вступает в силу после официального опубликования.

Глава муниципального района
А.М.Швиткий





УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации Бикинского
муниципального района
от 31 октября 2014 г. № 145

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
БИКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

1. Общие положения

Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами Бикинского муниципального района (далее - района) на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 г. "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р (далее - Программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года), и основывается на положениях следующих нормативных правовых актов и документов Российской Федерации и администрации Бикинского муниципального района (далее - района); Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601); Федерального закона от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ); Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ); концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1275-р (далее - Концепция); плана развития Бикинского муниципального района на период 2012 - 2015 годы, утвержденного Собранием депутатов Бикинского муниципального района от 23.11.2011 № 60.
Настоящая Программа определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления Бикинского муниципального района по повышению качества бюджетного планирования и эффективности использования средств бюджета района, в том числе за счет роста доходов, оптимизации расходов.

2. Основные итоги реализации Программы повышения
эффективности бюджетных расходов на период до 2014 года

В 2011 - 2013 годах реформирование системы управления муниципальными финансами в Бикинском муниципальном районе проводилось в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2014 года, утвержденной постановлением администрации Бикинского муниципального района от 30.11.2011 № 145 (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов), ведомственных планов органов исполнительной власти района по повышению эффективности бюджетных расходов и в соответствии с реализуемыми на федеральном уровне стратегическими документами.
По итогам реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов достигнуты следующие основные результаты:
- заложены основы для повышения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Бикинского муниципального района. Завершен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, бюджет района формируется на очередной год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
- внедрены в практику инструменты бюджетирования, ориентированного на результат (доклады структурных подразделений администрации Бикинского муниципального района о результатах и основных направлениях деятельности; реестр расходных обязательств Бикинского муниципального района; муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ); муниципальные программы района);
- подготовлена нормативная правовая и методическая база для перехода к программно-целевому принципу планирования бюджета, утверждено 19 муниципальных программ. Исполнение расходов бюджета за 2013 год на 53,3 процента осуществлялось в рамках муниципальных программ. Осуществляется мониторинг реализации программных мероприятий и достижения запланированных целевых индикаторов (показателей) муниципальных программ, исполнения запланированного объема расходов;
- модернизирована система оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам на основе новых типов учреждений и новых механизмов их финансового обеспечения с учетом выполнения муниципальных заданий. Планирование расходов бюджета Бикинского муниципального района (далее - бюджета района) осуществляется с учетом проектов муниципальных заданий и нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества;
- внедрен механизм мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета района. Ежегодно формируется рейтинг главных распорядителей средств бюджета и результаты оценки качества финансового менеджмента публикуются на официальном сайте администрации Бикинского муниципального района (http://www.bikinadm.ru) (далее - сайт администрации района);
- создана система мониторинга результатов деятельности муниципальных учреждений, качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ). Начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг (выполнения работ), полученные результаты используются в деятельности администрации района и муниципальных учреждений. Информация о деятельности муниципальных учреждений размещается на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и на официальном сайте администрации района;
- в связи с изменением федерального законодательства внесены изменения в существующую систему муниципального финансового контроля в районе;
- повысилась прозрачность и доступность информации о бюджете района и бюджетном процессе, формируются электронные брошюры "Отчет для граждан" и "Бюджет для граждан";
- создана система мониторинга качества управления муниципальными финансами. Ежегодно формируется рейтинг муниципальных образований района и размещается на сайте администрации района.
Выполнение плана мероприятий по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов рассмотрено на заседании Собрания депутатов Бикинского муниципального района. Задачи Программы повышения эффективности бюджетных расходов решены.
Наряду с реализованными мероприятиями и достигнутыми результатами формирование системы управления муниципальными финансами в районе не завершено. Сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем:
- не обеспечено единство взаимосвязанного процесса стратегического планирования, программно-целевого и бюджетного планирования;
- не в полной мере внедрены нормативно-методическое обеспечение и практика долгосрочного бюджетного планирования;
- сохраняется ограниченность практики использования муниципальных программ в качестве инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования;
- не сформирована система анализа эффективности бюджетных расходов;
- сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов при недостаточной мотивации органов местного самоуправления района к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
- применение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг остается формальным и не используется в полной мере, а также отсутствует заинтересованность органов местного самоуправления во всестороннем анализе практики применения муниципальных заданий в целях обеспечения потребности граждан в муниципальных услугах и увеличения их доступности и качества;
- недостаточная результативность системы муниципального финансового контроля и недостаточная его ориентация на оценку эффективности бюджетных расходов. Отсутствует система внутреннего финансового аудита;
- ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- сохраняется недостаточная ответственность органов местного самоуправления при осуществлении своих бюджетных полномочий;
- сохраняется недостаточная открытость бюджета, не обеспечена публичность процесса управления муниципальными финансами. Остается низкой степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Для организации деятельности органов местного самоуправления по решению вышеуказанных проблем, формирования целостной и эффективной системы управления муниципальными финансами разработана настоящая Программа.

3. Цель, задачи и условия реализации Программы

Целью настоящей Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при достижении приоритетов и целей социально-экономического развития района.
Необходимым условием достижения цели является обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы края.
Для достижения поставленной цели и условий Программы необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1) проведение эффективной политики по управлению доходами бюджета района;
2) реализация мер по повышению функциональной эффективности бюджетных расходов;
3) повышение операционной эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений;
4) повышение качества муниципального финансового контроля;
5) обеспечение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
Решение перечисленных задач и организация выполнения мероприятий Программы будут осуществляться в рамках соответствующих муниципальных программ.

4. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности бюджетной системы

Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы является основной целью бюджетной, налоговой и долговой политики администрации Бикинского муниципального района (далее - администрации района).
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы района необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям.

4.1. Разработка и реализация бюджетного прогноза
Основной целью бюджетного прогноза должно являться определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития района в долгосрочном периоде, сформулированных в стратегических документах, решениях администрации района, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета и повышении эффективности бюджетных расходов.
Бюджетный прогноз на долгосрочный период разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4.2. Поддержание оптимального уровня и структуры муниципального долга района
Политика муниципальных заимствований будет исходить из необходимости поддержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения районом обязательств по его погашению и обслуживанию.
В условиях риска увеличения бюджетного дефицита наряду с основными направлениями бюджетной и налоговой политики будут разрабатываться основные направления долговой политики района.

4.3. Оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов
В рамках проведения мероприятий по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить:
- формирование "программного бюджета" на основе муниципальных программ; проведение оценки эффективности реализации муниципальных программ с последующей оптимизацией расходов бюджета по результатам проведенной оценки;
- ограничение роста расходов бюджета при выполнении расходных обязательств;
- оптимальный уровень дефицита бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
- оптимизацию расходов бюджета в соответствии с внесенными изменениями в "дорожные карты" отраслей социальной сферы, направленных на повышение их эффективности, оптимизацию сети муниципальных учреждений;
- использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения муниципальных задач;
- формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам на основе ведомственных перечней государственных услуг, сформированных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг (работ), утвержденными федеральными органами исполнительной власти, и единых нормативов их финансового обеспечения;
- эффективное управление остатками средств на едином счете бюджета в течение финансового года, в том числе контроль за своевременным и эффективным использованием межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.

5. Внедрение программно-целевых методов управления
в бюджетный процесс

В целях выстраивания единой системы стратегического управления внедряются программно-целевые методы управления. Основными инструментами достижения целей государственной политики, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования являются муниципальные программы.
В 2013 году завершена работа по переходу на программно-целевой принцип формирования бюджета. Бюджет района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован на программной основе.
Формирование бюджета на основе муниципальных программ определяет дополнительные требования к устойчивости бюджета в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Применение программно-целевого метода создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации ресурсов бюджета на важнейших направлениях деятельности администрации района.
За период 2012 - 2013 годов разработаны и утверждены 19 муниципальных программ. Все муниципальные программы приняты с единым сроком реализации до 2017 года: реализуются в один этап.
Для полноценного внедрения в бюджетный процесс программно-целевых методов необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) соблюдение единой вертикали: региональные государственные программы - муниципальные программы, включая субсидирование расходов бюджетов различных уровней, что будет способствовать комплексному влиянию на достижение целей, задач, индикаторов;
2) повышение эффективности бюджетных расходов на основе приоритетных направлений социально-экономического развития района. При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации муниципальных программ;
3) внедрение в бюджетный процесс предельных объемов ("потолков") расходов по каждой муниципальной программе. При определении "потолков" расходов необходимо учитывать как параметры социально-экономического развития района, изменение потребностей в объемах муниципальных услуг, достижение целевых показателей указов Президента Российской Федерации. Кроме того, "потолки" расходов позволяют определить приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей муниципальных программ по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов;
4) повышение роли ответственных исполнителей муниципальных программ, рост их влияния на объемы финансового обеспечения реализации мероприятий программ, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками).
Эффективность внедрения программно-целевых методов управления как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.

6. Проведение эффективной политики по управлению доходами

Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов района.
В целях обеспечения системности прогнозирования и установления единого порядка формирования основных параметров бюджета применяются методические рекомендации по планированию основных видов налоговых и неналоговых доходов, доводимые министерством финансов Хабаровского края.
Налоговая политика края в 2014 - 2018 годах будет направлена на достижение устойчивой положительной динамики поступлений налогов и дальнейшее расширение налоговой базы путем:
- мониторинга уровня собираемости доходов в бюджет района;
- повышения качества налогового администрирования, мониторинга недоимки по налогам и сборам, возможной к взысканию.
В рамках реализации Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов важным направлением налоговой политики является поэтапный переход к налогу на недвижимое имущество для физических лиц и для организаций, в связи с чем требуется осуществление комплекса мер, обеспечивающих введение налогов на недвижимость, включая внесение изменений в краевое налоговое законодательство, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, а также актуализацию кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости.
Кроме того, следует продолжить мониторинг изменений бюджетного и налогового законодательства, оказывающего влияние на налоговую базу, ставки, нормативы зачисления, порядок и сроки уплаты налогов и авансовых платежей и иные показатели доходов.

7. Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов

Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к "программному бюджету" предполагает расширение финансовой самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления за достижение запланированных целей.
В целях создания общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо разработать и реализовать конкретные инструменты и механизмы, ключевыми из них являются:
- создание системы анализа эффективности бюджетных расходов;
- развитие системы муниципальных закупок и функциональная эффективность в сфере муниципальных закупок;
- оптимизация структуры муниципального сектора экономики;
- повышение эффективности использования муниципального имущества;
- повышение эффективности оказания муниципальных услуг;
- повышение эффективности бюджетных инвестиций;
- совершенствование и развитие межбюджетных отношений.

7.1. Создание системы анализа эффективности бюджетных расходов
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета района, на всех стадиях бюджетного процесса: формирования проекта бюджета, его исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования бюджета необходимо определять (корректировать) объемы финансового обеспечения муниципальных программ исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований согласно утвержденным порядку и методике планирования бюджетных ассигнований бюджета. Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать возможность увязки соответствующих бюджетных расходов (включая кредитные ресурсы, муниципальные гарантии, налоговые льготы) с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть. Новые виды расходных обязательств бюджета (принимаемые расходные обязательства) принимаются на конкурсной основе с учетом эффективности планируемых мероприятий.
Система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ.
В настоящее время анализ эффективности расходов бюджета осуществляется в рамках оценки эффективности реализации муниципальных программ в соответствии с постановлением администрации Бикинского муниципального района от 17 июля 2014 г. № 90 "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации муниципальных программ и ведомственных целевых программ Бикинского муниципального района" (далее - Порядок).
Порядок определяет механизм и методику проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ в целях отбора муниципальных программ и формирования перечня муниципальных программ, планируемых к финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде.
Методика оценки эффективности реализации муниципальных программ учитывает:
- степень достижения цели и решения задач муниципальной программы в целом;
- степень исполнения запланированного уровня расходов;
- степень своевременности реализации мероприятий подпрограмм и (или) основных мероприятий муниципальной программы (достижение непосредственных результатов их реализации).
По результатам проводимой оценки эффективности муниципальных программ отделом экономического развития и внешних связей администрации района формируется сводный годовой доклад о ходе реализации муниципальных программ и оценке их эффективности, который представляется в Комиссию по согласованию, контролю реализации и оценке эффективности исполнения муниципальных программ и ведомственных целевых программ.
С учетом результатов анализа эффективности муниципальных программ следует реализовать следующие предложения:
1) повысить ответственность исполнителей (соисполнителей) муниципальных программ за: выполнение целевых показателей (индикаторов), направленных на реализацию указов Президента Российской Федерации; качественное и своевременное представление отчетных данных для оценки эффективности реализации муниципальных программ; обязательное размещение сведений о результатах реализации муниципальных программ на своих официальных сайтах;
2) повысить качество управления муниципальными программами за счет проведения анализа на предмет соответствия "приоритеты - мероприятия - целевые индикаторы - расходы бюджета";
3) при оценке эффективности реализации муниципальных программ учитывать критерии оценки населением эффективности деятельности органа местного самоуправления и удовлетворение качеством предоставления муниципальных услуг.
Система оценки эффективности бюджетных расходов бюджета будет внедряться в бюджетный процесс поэтапно с соблюдением обязательных условий:
- наличие нормативного правового регулирования по данному вопросу на федеральном уровне и методических рекомендаций для местных бюджетов;
- наличие достоверной и достаточной бюджетной и статистической отчетности и информации.
Кроме того, дополнительным условием функционирования системы оценки эффективности бюджетных расходов бюджета должно стать обязательное обсуждение промежуточных и итоговых результатов оценки эффективности бюджетных расходов общественными советами при органах местного самоуправления.
Завершающим этапом в системе оценки эффективности бюджетных расходов бюджета должно стать применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок и выработка конкретных планов ("дорожных карт").

7.2. Развитие системы муниципальных закупок и функциональная эффективность в сфере муниципальных закупок
Одним из приоритетных направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов является развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд района. Основным мероприятием повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд. С 01 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), который содержит ряд положений, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд. Муниципальные закупки должны соответствовать целям, определенным статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ, быть неразрывно увязаны с планами закупок, соответствовать планам-графикам закупок и встроены в процесс планирования бюджета.
В целях перехода на контрактную систему в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд района необходимо решение следующих основных задач.

7.2.1. Централизация полномочий заказчика в рамках статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ
В настоящее время в Бикинском муниципальном районе в целях обеспечения единого порядка размещения заказов для муниципальных нужд создан сектор муниципального заказа администрации Бикинского муниципального района (далее - Сектор), наделенный соответствующими полномочиями в рамках части 1 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ. Сектор является органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для администрации Бикинского муниципального района, автономных, казенных и бюджетных учреждений района, осуществляющих закупки (далее - заказчики), путем определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков. При этом Сектор не наделен полномочиями на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
Следующим этапом внедрения механизма централизации закупок с 01 января 2015 г. планируется создание уполномоченного органа на осуществление полномочий на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих муниципальных заказчиков.
Централизация закупок в рамках частей 3 и 5 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ позволит всем муниципальным заказчикам, получателям бюджетных средств осуществлять закупки конкурентными способами через уполномоченный орган, что будет способствовать формированию единого подхода к осуществлению закупок в районе и оптимизации бюджетных расходов.
Мероприятия в рамках централизации закупок особенно актуальны для тех отраслевых структурных подразделений администрации района, которые имеют большое количество подведомственных учреждений, таких как управление образования, отдел культуры, отдел по делам молодежи и спорта.
Решение задач в рамках централизации позволит сократить расходы на организацию закупочных процедур, в том числе путем сокращения избыточной численности занятых в этой сфере служащих, обеспечить экономию на объемах закупок, а также будет способствовать:
- организации и проведению закупок на профессиональной основе;
- проведению процедур и определению победителя закупок по единым правилам (формы документов, подходы по допуску и отклонению участников закупки и т.п.), что даст существенный антикоррупционный эффект;
- пресечению выставления завышенных начальных (максимальных) цен контракта заказчиками, а также внесения в технические задания требований, ограничивающих конкуренцию.

7.2.2. Методическое сопровождение деятельности заказчиков
В целях повышения правовой грамотности заказчиков при осуществлении закупок Сектором оказывается методическое сопровождение деятельности заказчиков. В настоящее время на успешное развитие сферы закупок оказывают негативное влияние факты нарушений заказчиками требований законодательства к осуществлению закупок, ограничений равного доступа к участию в закупках.
В этой связи необходимо постоянное информационно-методическое содействие заказчикам края в сфере осуществления закупок для муниципальных нужд, в том числе методическое сопровождение пользования создаваемой в Хабаровском крае региональной информационной системой в сфере закупок, а также организация проведения семинаров, конференций и иных мероприятий в сфере закупок для муниципальных заказчиков. В дальнейшем в целях оптимизации деятельности заказчиков путем совершенствования организации проведения закупок необходимо систематизировать проведение межведомственных и отраслевых семинаров для оперативного обсуждения возникающих у заказчиков вопросов в рамках функционирования контрактной системы в сфере закупок. Решение задач в рамках методического сопровождения деятельности заказчиков позволит сократить количество необоснованных закупок, в том числе путем обеспечения соблюдения требований законодательства при осуществлении закупок, а также будет способствовать:
- повышению профессионализма работников уполномоченного органа администрации и муниципальных заказчиков;
- систематизации подходов и выработке единых решений;
- пресечению внесения в документацию об осуществлении закупки положений, противоречащих нормам Федерального закона № 44-ФЗ, а также требований, ограничивающих конкуренцию хозяйствующих субъектов.

7.2.3. Установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам и нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (далее - нормирование в сфере закупок) в рамках статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ
Повышению эффективности бюджетных расходов в сфере закупок препятствует ряд негативных факторов. При осуществлении некоторых закупок имеют место случаи формирования заявок на закупки с указанием характеристик товаров, работ, услуг, не соответствующих реальной потребности заказчика и имеющих избыточные потребительские свойства. Такие закупки за счет средств местного бюджета имеют большой общественный резонанс, широко освещаются в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что создает негативный информационный фон.
На первоначальном этапе в целях реализации положений статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации и Правительством Хабаровского края будут установлены общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В дальнейшем потребуется принятие постановления администрации Бикинского муниципального района, устанавливающего правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Следующий этап нормирования в сфере закупок потребует утверждения органами местного самоуправления района требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым ими и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также автономными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, на которые распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ.
Решение задач в рамках нормирования в сфере закупок позволит повысить эффективность использования средств местного бюджета, в том числе путем пресечения закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши, а также будет способствовать:
- пресечению выставления завышенных начальных (максимальных) цен контракта заказчиками;
- пресечению внесения в технические задания требований, содержащих преференции отдельным хозяйствующим субъектам;
- увеличению конкуренции среди поставщиков за счет повышения прозрачности закупок в крае;
- упрощению контроля, в том числе общественного, за всеми муниципальными закупками.

7.3. Оптимизация структуры муниципального сектора экономики
Ключевой задачей реализации Федерального закона № 83-ФЗ является оптимизация сети муниципальных учреждений. На 01 января 2014 г. осуществляли свою деятельность 44 муниципальных учреждения, из них 30 бюджетных (68,2%), 13 казенных (29,5%), 1 автономное (2,2%).
В течение 2013 года произошло изменение в структуре сети учреждений, подведомственных отделу культуры: реорганизация путем объединения двух учреждений в одно.
В 2015 году отраслевым отделам администрации Бикинского муниципального района с правами юридического лица, осуществляют отдельные функции и полномочия учредителя муниципального автономного, бюджетного и казенного учреждения (далее - уполномоченный орган), имеющим сеть подведомственных учреждений, необходимо утвердить:
- ведомственные перечни муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг;
- нормативы затрат на оказание и муниципальными учреждениями муниципальных услуг после определения общих требований федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на основании новых ведомственных перечней услуг будет осуществляться начиная с формирования бюджета на 2016 год и плановый период. В связи с этим необходимо еще раз с учетом новых критериев проанализировать деятельность подведомственных учреждений, число которых должно быть сокращено.
В настоящее время в Российской Федерации обеспечено необходимое разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями публичной власти. Поэтому основная задача совершенствования муниципального управления на современном этапе - инвентаризация и учет всех полномочий, возложенных на район федеральным законодательством. Администрацией района проводится работа, направленная на обеспечение соответствия структуры и функций органов местного самоуправления полномочиям, возложенным на муниципальный уровень федеральным законодательством, а также в целях реализации единых подходов к принятию решения об изменении штатной численности органов местного самоуправления на основе комплексного изучения и описания их полномочий, функций. Разрабатываются меры по оптимизации расходов муниципального учреждения, созданного в целях хозяйственного обеспечения деятельности администрации района

7.4. Повышение эффективности использования муниципального имущества
Муниципальное имущество создает материальную основу для реализации полномочий района и предоставления муниципальных услуг (выполнение работ) гражданам и бизнесу.
Администрацией района в этой сфере создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база. Организован учет муниципального имущества на основе применения программно-технических средств, проведена работа по оформлению государственной регистрации прав собственности района на основную массу объектов недвижимого имущества.
Координатором работы в данном направлении является комитет по управлению имуществом администрации Бикинского муниципального района (далее - комитет по управлению имуществом). Основным направлением деятельности которого является оптимизации имущественного комплекса и приведение его в соответствие с полномочиями района.
В соответствии с изменениями в федеральном законодательстве по вопросам полномочий публичных образований осуществляется перераспределение имущества между уровнями публичной власти.
Имущество, в том числе недвижимое, не участвующее в реализации полномочий муниципального района или в создании условий для их реализации и при отсутствии перспектив его использования в дальнейшем для муниципальных нужд, подлежит отчуждению в соответствии с Прогнозным планом приватизации муниципального имущества.

Приватизация муниципального имущества проводится в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", Уставом Бикинского муниципального района, Порядком планирования приватизации муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Бикинского муниципального района, утвержденным распоряжением администрации Бикинского муниципального района от 25 января 2013 г. № 60-р, в соответствии с Прогнозным планом приватизации муниципального имущества (решение Собрания депутатов Бикинского муниципального района от 26 февраля 2014 г. № 16).
Важным мероприятием, направленным на повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе предоставляемого в пользование третьим лицам, является определение приоритетов при определении пользователей муниципального недвижимого имущества.
Приоритетом в использовании муниципального недвижимого имущества является предоставление помещений для размещения муниципальных органов власти и муниципальных организаций и учреждений. В порядке исключения возможно предоставление отдельных муниципальных помещений либо сохранение договорных отношений с федеральными и краевыми органами государственной власти, федеральными и краевыми государственными организациями и предприятиями.
Находящиеся в муниципальной собственности здания и помещения, которые в силу своего функционального назначения не могут быть использованы для размещения муниципальных органов и организаций (торговые объекты, функциональные помещения и т.п.), или здания и помещения, в отношении которых отсутствует потребность в их использовании для муниципальных нужд (гаражи, производственные помещения), подлежат предоставлению во временное коммерческое пользование в целях увеличения доходов от их использования.
Имущество, в том числе недвижимое, не участвующее в реализации полномочий района или в создании условий для их реализации и при отсутствии перспектив его использования в дальнейшем для муниципальных нужд, подлежит отчуждению в соответствии с Прогнозным планом приватизации муниципального имущества.
В целях повышения качества работы по обеспечению полноты и своевременности поступления в районный бюджет доходов от перечисления части прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Собрания депутатов, и части доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающейся после уплаты налогов и сборов, дополнительное внимание будет уделено усилению взаимодействия между структурными подразделениями администрации района в целях расширения мер воздействия для обеспечения выполнения подведомственными предприятиями, учреждениями обязательств перед районным бюджетом.
Кроме того, администрацией осуществляются проверки фактического использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на предмет соответствия разрешенным видам использования.
При выявлении земельных участков, которые не используются по их целевому назначению, принимаются меры по прекращению действующих правоотношений по ним и (или) вовлечению их в хозяйственный оборот на новых условиях.
В целом вопросы повышения эффективности использования муниципального имущества учтены в сводном плане имущественного обеспечения полномочий Бикинского муниципального района на 2014 год с прогнозом имущественных преобразований на 2015 - 2017 годы, утвержденным постановлением администрации Бикинского муниципального района от 04 августа 2014 г. № 131 "Об итогах работы по управлению муниципальным имуществом в 2013 году и основных направлениях управления муниципальным имуществом на 2014 год с прогнозом имущественных преобразований на 2015 - 2017 годы".

7.5. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом № 83-ФЗ.
В целях повышения качества и доступности услуг (работ) отраслевыми отделами администрации Бикинского муниципального района, осуществляющими функции и полномочия учредителей муниципальных бюджетных и автономных учреждений, осуществляющими полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находятся муниципальные казенные учреждения (далее - учредители), проводятся следующие мероприятия:
- муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) доводятся не только до бюджетных и автономных учреждений, но также до казенных учреждений. В 2013 году 92 процента казенных учреждений были охвачены муниципальным заданием;
- ежеквартально проводится мониторинг выполнения муниципальных заданий;
- ежегодно проводится оценка выполнения муниципальных заданий. По результатам деятельности за 2013 год не выполнили муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) 10 учреждений из 43 (23%);
- ежегодно проводится оценка качества финансового менеджмента подведомственных учреждений, формируется их рейтинг;
- приняты нормативные акты по установлению показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений и критериев оценки эффективности деятельности их руководителей;
- начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг;
- осуществляется контроль за размещением информации об учреждениях на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и на официальных сайтах органов местного самоуправления.
Анализ практики предоставления муниципальных услуг (выполнение работ) показал, что учредителями не в полной мере используются методы повышения эффективности бюджетных расходов, в результате чего:
- недостаточно анализируются нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в результате плановые затраты превышают фактические;
- при прогнозируемом невыполнении муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) не всегда проводится его корректировка, уменьшение субсидии на выполнение муниципального задания, что приводит к неэффективным расходам;
- не получила широкого распространения практика привлечения к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач:
- использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг при бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
- формирование и утверждение ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), оказываемых муниципальными учреждениями на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности;
- переход при финансовом обеспечении учреждений к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг после определения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности общих требований к утверждению нормативов затрат;
- расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций. Вовлечение организаций, не являющихся учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц и тем самым обеспечит рост качества оказания муниципальных услуг населению;
- продолжение работы по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг;
- использование результатов независимой оценки качества работы учреждений социальной сферы в деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений;
- продолжение работы, связанной с переходом на предоставление муниципальных услуг в электронной форме;
- совершенствование систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, направленное на создание механизма стимулирования к повышению качества оказываемых муниципальных услуг (работ), внедрение "эффективных контрактов", устанавливающих взаимосвязь между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (работ);
- совершенствование порядка проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента учреждений, осуществляемого учредителями.
Ожидаемый эффект от реализации указанных задач будет заключаться в повышении качества и обоснованности бюджетного планирования и удовлетворенности граждан качеством оказания муниципальных услуг (работ).
В целях создания условий для повышения эффективности работы бюджетного сектора по обеспечению потребностей граждан в муниципальных услугах необходимо обеспечить взаимосвязь выполнения муниципальных заданий с муниципальными программами. Основные параметры муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) должны включаться в состав показателей (индикаторов) выполнения соответствующих муниципальных программ.
Одним из важных результатов реализации Федерального закона № 83-ФЗ является повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений. Повышение оплаты труда должно быть обусловлено повышением эффективности оказания муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от его производительности и качества. Будет продолжена работа по переходу на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда отдельным категориям работников включены в отраслевые "дорожные карты".
За период с 2012 по 2014 год администрацией Бикинского муниципального района в целом завершены подготовительные работы по формированию электронного правительства.
Сформирована необходимая нормативно-правовая база, в том числе Реестр муниципальных услуг (функций), сводный реестр муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. Административные регламенты приведены в соответствие с требованиями законодательства. Устранены избыточные административные процедуры, в том числе с учетом осуществления межведомственного взаимодействия, сокращено время ожидания в очередях до рекомендуемого.
На Едином портале государственных и муниципальных услуг опубликованы 32 муниципальные услуги.
В 2013 году продолжена работа по достижению целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", соответствующий план мероприятий исполняется в соответствии с установленными сроками.
Основными направлениями работы на предстоящий год будут:
- оптимизация и автоматизация процедур предоставления населению и организациям района муниципальных услуг, связанных с земельно-имущественным комплексом;
- дальнейшая оптимизация базы муниципальных нормативно-правовых актов в соответствии с изменением действующего законодательства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 за период с 2014 по 2018 год необходимо обеспечить:
- уровень удовлетворенности граждан района качеством предоставления государственных и муниципальных услуг не менее 90 процентов;
- не менее чем для 90 процентов жителей района доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг;
- соблюдение требования "максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса и при получении государственных и муниципальных услуг не более 15 минут".

7.6. Повышение эффективности бюджетных инвестиций
Рациональное, с максимальным эффектом, расходование бюджетных средств на инвестиционное развитие, совершенствование мониторинга реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет бюджетных средств, а также процедуры принятия решений о реализации новых инвестиционных проектов. В силу ограниченности бюджетных инвестиционных ресурсов необходимо обеспечение их концентрации на реализации приоритетных, экономически и социально значимых для муниципального района инвестиционных проектов. При этом бюджетные инвестиции не должны создавать конкуренцию реализации коммерческих инвестиционных проектов, а также проектов, для реализации которых используются механизмы государственно-частного партнерства (далее также - ГЧП).
Частно-государственное партнерство - это та форма сотрудничества, которая позволит нам и частному сектору извлекать взаимную выгоду.
Обращаясь к инновационным методам, мы хотим применять ЧГП для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом, сохраняя при этом ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом, и оказывать позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения.
В форме ЧГП нами будут рассматриваться конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах муниципальной собственности.

7.7. Совершенствование и развитие межбюджетных отношений
Межбюджетные трансферты местным бюджетам составляют 6 процентов расходов бюджета. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы совершенствования и развития межбюджетных отношений.
В числе межбюджетных трансфертов, составляющих основу стабильного функционирования местных бюджетов, основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, позволяющие наряду с налоговыми и неналоговыми доходами сформировать объем финансовых ресурсов, гарантирующий минимальную потребность муниципалитетов в средствах на первоочередные и социально значимые расходы.
Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определяется исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений, который в последующих бюджетных циклах не может быть снижен.
Сокращение дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности местных бюджетов в перспективе должно прослеживаться в сокращении разрыва между тремя наименее обеспеченными муниципальными образованиями и тремя наиболее обеспеченными муниципальными образованиями после выравнивания.
В целях выявления муниципальных образований района, допускающих нарушения бюджетного законодательства, проводится мониторинг соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленных Правительством края. Начиная с 2012 года ежегодно проводится комплексная оценка эффективности управления муниципальными финансами. По ее результатам каждому поселению присваивается степень качества управления муниципальными финансами, формируется рейтинг муниципальных образований и осуществляется его публикация на сайте администрации района.
Для поддержки устойчивого исполнения местных бюджетов и повышения качества управления муниципальными финансами необходимы действия в следующих направлениях:
- обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
- создание стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, софинансирование расходных обязательств муниципальных образований на реализацию отдельных социально значимых расходных обязательств по вопросам местного значения;
- повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Предоставление дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов будет осуществляться в случаях возникновения в течение текущего финансового года выпадающих доходов, возникновения в течение текущего финансового года дополнительных расходов, обусловленных объективными причинами, в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов.
В 2014 - 2018 годах целесообразно продолжить работу по повышению качества управления муниципальными финансами, включая развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом, сокращению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности.
Будут продолжены мониторинг финансового положения муниципальных образований, соблюдения требований бюджетного законодательства, проведение оценки качества управления муниципальными финансами, подготовка рекомендаций каждому поселению о необходимости принятия мер по повышению качества управления муниципальными финансами.
В целях обеспечения требований по прозрачности бюджетного процесса будет осуществляться контроль за размещением информации о муниципальных финансах на официальных сайтах администраций поселений района.
Результатом всей этой работы должно стать увеличение количества поселений, имеющих высокое и надлежащее качество управления муниципальными финансами.

8. Повышение операционной эффективности деятельности
органов местного самоуправления и муниципальных учреждений

Повышение эффективности бюджетных расходов невозможно без повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений на операционном уровне, на котором определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органами муниципального управления. Указанные меры должны быть направлены на повышение подотчетности органов самоуправления и учреждений, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств бюджета района.

8.1. Повышение качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления и муниципальных учреждений
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как в органах местного самоуправления, так и на уровне муниципальных учреждений.
Обеспечение повышения качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления является одной из приоритетных задач, установленной Программой повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года. Начиная с 2012 года финансовым управлением администрации района проводится годовой мониторинг и оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета. Отчеты о результатах годового мониторинга и рейтинг главных распорядителей средств бюджета ежегодно размещаются на сайте администрации района.
По данным мониторинга за 2011 - 2013 годы повысились качество работы главных распорядителей средств бюджета по финансовому менеджменту и ответственность за осуществление бюджетного процесса, всеми главными распорядителями средств бюджета соблюдаются требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.
За три года оценка качества финансового менеджмента не изменилась. При этом мониторингом финансового менеджмента охвачены все основные элементы бюджетного процесса.

Начиная с 2013 года главные распорядители средств бюджета района, имеющие сеть подведомственных учреждений, осуществляют ежегодный мониторинг качества финансового менеджмента муниципальных учреждений. Результаты мониторинга качества финансового менеджмента и рейтинг муниципальных учреждений размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления. Мониторинг качества финансового менеджмента проводится в соответствии с постановлением администрации Бикинского муниципального района от 29 мая 2014 г. № 127 "Об утверждении методики оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств муниципального района" и ведомственными нормативными актами главных распорядителей средств бюджета района. Показатели финансового менеджмента являются составной частью показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений. Практика проведения мониторинга и формирования рейтинга муниципальных учреждений оказывает положительное влияние на эффективность деятельности муниципальных учреждений и на открытость информации об их деятельности.
Главным распорядителям бюджетных средств необходимо продолжить работу по мониторингу качества финансового менеджмента подведомственных учреждений.
Работу по повышению качества финансового менеджмента необходимо продолжать и совершенствовать по следующим направлениям:
- развитие нормативной и методической базы проведения мониторинга качества финансового менеджмента в соответствии с изменениями бюджетного законодательства и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации;
- принятие главными распорядителями бюджетных средств, получившими низкую оценку уровня качества финансового менеджмента, мер, направленных на его повышение.
В соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года определены основные направления повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления. Финансовый менеджмент должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый контроль и аудит). В ходе финансового менеджмента должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых, в том числе на оказание муниципальных услуг, осуществляемых муниципальными учреждениями.
Результаты работы по повышению качества финансового менеджмента напрямую влияют на оценку качества управления муниципальными финансами и на рейтинг района в целом.

8.2. Управление ликвидностью единого счета бюджета
Целью работы по управлению ликвидностью единого счета бюджета (далее - единый счет) является создание условий для качественного и эффективного управления бюджетными средствами, направленного на обеспечение безусловного и своевременного исполнения денежных обязательств бюджета.
Для управления ликвидностью единого счета используются процедуры кассового планирования и финансового прогнозирования в процессе исполнения бюджета. Кассовое планирование осуществляется в соответствии с Порядком составления и ведения кассового плана исполнения бюджета, утвержденным приказом финансового управления от 01 августа 2011 г. № 19. Кассовый план бюджета района (далее - кассовый план) составляется на текущий финансовый год с ежемесячной его актуализацией на месяц и в случае необходимости подекадно. Кассовый план формируется финансовым управлением администрации района и ежемесячно доводится до главных распорядителей бюджетных средств. Кассовый план как инструмент управления единым счетом бюджета позволяет выявлять периоды образования временных кассовых разрывов, которые связаны с неравномерным поступлением доходов в течение года и необходимостью осуществления отдельных разовых платежей, носящих сезонный характер. Кроме того, кассовый план позволяет осуществлять контроль за недопущением образования необоснованных остатков средств бюджета на лицевых счетах главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных учреждений.
Дополнительным инструментом поддержания ликвидности единого счета начиная с 2015 года является новый механизм предоставления бюджетных кредитов органами Федерального казначейства на пополнение остатков средств на счете бюджета в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Работа по вышеперечисленным направлениям будет продолжена в 2014 - 2018 годах.

8.3. Развитие информационной системы управления муниципальным и финансами
Целью развития информационных систем является повышение качества управления муниципальными финансами и обеспечение открытости деятельности администрации муниципального района и ее отраслевых (функциональных) органов.
Развитие информационных систем управления финансами должно быть направлено на дальнейшую стандартизацию форматов информационного обмена, снижение доли бумажного документооборота, применение современных телекоммуникационных технологий, совершенствование используемых для автоматизации бюджетного процесса информационных систем, размещение информации о деятельности в сети Интернет. В результате будет достигнута высокая степень доступности и актуальности информации о бюджетном процессе в муниципальном районе, как для принятия решений, так и для осуществления общественного контроля.
Пользование автоматизированной системой, применяемой в настоящее время финансовым управлением администрации района и главных распорядителей бюджетных средств ("Бюджет-СМАРТ", "Свод-СМАРТ", "Ревизор-КС"), реализует большую часть задач, принципов и направлений системы "Электронный бюджет" в соответствии с Концепцией.
"Электронный бюджет" обеспечивает высокую степень интеграции исполнения бюджета, бюджетного учета, подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности, финансового контроля и аудита.
"Электронный бюджет" обеспечивает операционную эффективность:
- для главных распорядителей бюджетных средств - возможность контроля и санкционирования операций по исполнению бюджета подведомственных учреждений; оперативный мониторинг исполнения бюджета подведомственных учреждений;
- для специалистов финансового управления - возможность анализа исполнения бюджета с любой степенью детализации в режиме онлайн; контроль над деятельностью главных распорядителей бюджетных в режиме онлайн;
- для организации бюджетного процесса в целом применение единой для всех методологии исполнения бюджета; отсутствие дублирования информации. Любые справочные данные и документы вносятся в систему один раз; экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их выполнения, устранения бумажного документооборота, сокращения операционных расходов.

9. Повышение качества муниципального финансового контроля

Одним из факторов, влияющих на эффективность управления муниципальными финансами, является муниципальный финансовый контроль, главная цель и задача которого - повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Полномочия по осуществлению муниципального финансового контроля в районе осуществляют Контрольно-счетный орган Бикинского муниципального района - внешний финансовый контроль и главный специалист финансового контроля администрации Бикинского муниципального района - внутренний финансовый контроль.
Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 252-ФЗ), Федеральный закон № 44-ФЗ), концептуально изменили существующую систему муниципального финансового контроля. Администрацией района в целях реализации указанных изменений сформирована нормативная правовая база и осуществляется методическое обеспечение организации внутреннего муниципального контроля.
Развитие системы финансового контроля будет направлено на предупреждение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Ожидаемым результатом эффективной системы финансового контроля является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, что достигается за счет контроля экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования муниципальных финансовых ресурсов, анализа результативности их использования.
Несмотря на достигнутые результаты в сфере осуществления муниципального финансового контроля, сохраняется ряд недостатков и проблем:
- не завершено формирование нормативной правовой и методической базы муниципального финансового контроля;
- в практике финансового контроля преобладают подходы, связанные главным образом с контролем исполнения бюджетных назначений и не принимающие во внимание эффективность использования бюджетных средств;
- отсутствует система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей бюджетных средств.
В целях повышения качества и результативности проведения контрольных мероприятий, включая анализ эффективности, результативности и экономичности использования бюджетных средств, необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативного правового регулирования и методического обеспечения организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Переход к программно-целевым принципам бюджетного планирования и исполнения бюджета требует усиления финансового контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, что необходимо учесть в практике осуществления контрольно-ревизионной деятельности. В связи с чем необходимо внедрение новых методов финансового контроля, в том числе направленных на создание системы мониторинга муниципальных программ.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления также определяет новые требования к инструментам финансового менеджмента на ведомственном уровне. Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом № 252-ФЗ внутренний финансовый контроль в системе главного администратора бюджетных средств определен как система мер по соблюдению внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности. Внутренний финансовый контроль дополняется внутренним финансовым аудитом, осуществляемым на основе функциональной независимости в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения полноты и достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартов бюджетного учета.
Основные результаты внутреннего финансового аудита заключаются в подготовке предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Повышение качества муниципального финансового контроля будет осуществляться путем:
- осуществления контрольных мероприятий в сфере закупок и осуществления взаимодействия с единой информационной системой в сфере закупок;
- применения мер административной ответственности с учетом изменений, вносимых в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- реализации требований по составу и формам обнародования информации о результатах внутреннего муниципального финансового контроля для размещения в электронных средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления.

10. Повышение открытости и прозрачности управления
муниципальными финансами

Повышение уровня информационной открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления в бюджетном процессе направлено на рост качества их работы и совершенствование системы управления муниципальными финансами в целом. Открытости деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальными финансами способствуют:
- ежегодное проведение публичных слушаний по проекту решения о бюджете и отчету о его исполнении, а также обязательные публичные обсуждения по проектам муниципальных программ;
- размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проектов нормативных правовых актов.
Доступ широкого круга пользователей к информации о бюджете района и бюджетном процессе обеспечивается через официальный сайт администрации района.
Кроме того, финансовое управление администрации района осуществляет контроль за размещением информации о подведомственных учреждениях на сайте размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru). По состоянию на 01 января 2014 г. информация о муниципальных учреждениях размещена в полном объеме, за исключением учреждений, в которых осуществляются процедуры реорганизации (ликвидации).
В соответствии с пунктом 9 Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" финансовым управлением администрации района начиная с 2013 года формируются в доступной форме электронные брошюры "Отчет для граждан" и "Бюджет для граждан", которые размещаются на официальном сайте администрации района. Это позволяет не только информировать граждан и общественные организации о бюджете и бюджетном процессе в районе, но и вовлекать их в этот процесс.
Развитие публичности процесса управления муниципальными финансами будет во многом зависеть от разработки на федеральном уровне законодательных актов, гарантирующих обществу право на доступ к открытым государственным данным, а также открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
В условиях открытости и прозрачности в сфере управления муниципальными финансами возрастает значение бюджетной грамотности населения. Реализация мероприятий по проведению публичных слушаний, формирование электронной брошюры "Бюджет для граждан" способствуют повышению уровня грамотности различных слоев населения в вопросах формирования и исполнения бюджета.
В 2014 - 2018 годах рост открытости и прозрачности информации о бюджете района и бюджетном процессе будет обеспечен за счет:
- развития Единого портала бюджетной системы Российской Федерации как основного инструмента, обеспечивающего прозрачность и открытость бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- регулярной публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронных брошюр "Отчет для граждан" и "Бюджет для граждан";
- обеспечения широкого участия граждан в процессе принятия решений о распределении муниципальных финансов.
Повышение финансовой прозрачности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований района необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что послужит инструментом для принятия управленческих решений и позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами. Результатом этой работы станет создание предпосылок к формированию механизмов общественного контроля над эффективностью и результативностью деятельности органов власти на всех уровнях управления.


------------------------------------------------------------------