Постановление Администрации Ванинского муниципального района от 30.12.2014 N 1349 "О Программе повышения эффективности управления общественными финансами Ванинского муниципального района на период до 2018 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ ВАНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2014 г. № 1349

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ
ФИНАНСАМИ ВАНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА


В целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 28 июля 2012 г. "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р, администрация Ванинского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления общественными финансами Ванинского муниципального района на период до 2018 года.
2. Финансовому управлению администрации Ванинского муниципального района (Гусева Е.Т.) совместно с функциональными (отраслевыми) органами администрации Ванинского муниципального района в срок до 01 февраля 2015 г. подготовить проект постановления администрации Ванинского муниципального района о плане мероприятий по реализации Программы повышения эффективности управления общественными финансами Ванинского муниципального района на период до 2018 года.
3. Настоящее постановление опубликовать в Информационном Сборнике муниципальных правовых актов Ванинского муниципального района Хабаровского края и на официальном сайте Ванинского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vanino.org).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации Ванинского муниципального района Андрееву З.Е.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации района
Н.С.Ожаровский





УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации Ванинского
муниципального района
от 30 декабря 2014 г. № 1349

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
ВАНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

1. Общие положения

Программа повышения эффективности управления общественными финансами Ванинского муниципального района на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 г. "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р (далее - Программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года), и основывается на положениях следующих нормативных правовых актов и документов Российской Федерации, Хабаровского края и Ванинского муниципального района (далее - район):
- Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601);
- Федерального закона от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ);
- Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
- Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ);
- государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320;
- концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1275-р (далее - Концепция).
Настоящая Программа определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления района по повышению качества бюджетного планирования и эффективности использования средств районного бюджета, в том числе за счет роста доходов, оптимизации расходов и совершенствования долговой политики района.

2. Основные итоги реализации Программы повышения
эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года

В 2011 - 2013 годах реформирование системы управления общественными финансами в районе проводилось в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной постановлением администрации Ванинского муниципального района от 29 июля 2011 г. № 764 "Об утверждении Программы повышения эффективности бюджетных расходов Ванинского муниципального района на период до 2012 года" (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов), муниципальной программы "Управление муниципальными финансами Ванинского муниципального района Хабаровского края", утвержденной постановлением администрации Ванинского муниципального района от 17 июля 2012 г. № 746 "Об утверждении муниципальной программы "Управление муниципальными финансами Ванинского муниципального района Хабаровского края" (далее - программа Управление муниципальными финансами), ведомственных планов функциональных (отраслевых) органов администрации Ванинского муниципального района по повышению эффективности бюджетных расходов и в соответствии с реализуемыми на федеральном уровне стратегическими документами.
По итогам реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов и программы Управления муниципальными финансами достигнуты следующие основные результаты:
- заложены основы для повышения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района. Завершен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, районный бюджет формируется на очередной год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
- обеспечен приемлемый и экономически обоснованный объем и структура муниципального долга района;
- внедрены в практику инструменты бюджетирования, ориентированного на результат (реестр расходных обязательств района, муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ, муниципальные программы района);
- подготовлена муниципальная правовая и методическая база для перехода к программно-целевому принципу деятельности органов местного самоуправления, утверждено 17 муниципальных программ района. Осуществляется мониторинг реализации программных мероприятий и достижения запланированных целевых индикаторов (показателей) муниципальных программ района, исполнения запланированного объема расходов;
- модернизирована система оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам на основе новых типов учреждений и новых механизмов их финансового обеспечения с учетом выполнения муниципальных заданий. Планирование расходов районного бюджета осуществляется с учетом проектов муниципальных заданий и нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества;
- внедрен механизм мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств районного бюджета и муниципальными учреждениями. Ежегодно формируется рейтинг главных распорядителей средств районного бюджета и подведомственных им муниципальных учреждений и результаты оценки качества финансового менеджмента публикуются на официальном сайте администрации района;
- создана система мониторинга результатов деятельности муниципальных учреждений, качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ). Начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг (выполнения работ), полученные результаты используются в деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Информация о деятельности муниципальных учреждений размещается на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и на официальном сайте администрации Ванинского муниципального района (далее - администрация района);
- в связи с изменением федерального законодательства внесены концептуальные изменения в существующую систему муниципального финансового контроля в районе;
- созданы информационная система управления муниципальными финансами района и муниципальный сегмент системы "Электронный бюджет" в соответствии с Концепцией. Повысилась прозрачность и доступность информации о районном бюджете и бюджетном процессе в районе. Формируется электронная брошюра "Бюджет для граждан";
- создана система мониторинга качества управления муниципальными финансами. Ежегодно формируется рейтинг муниципальных образований района и размещается на официальном сайте администрации района.
Наряду с реализованными мероприятиями и достигнутыми результатами формирование системы управления общественными финансами в районе не завершено. Сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем:
- не обеспечено единство взаимосвязанного процесса муниципального стратегического планирования, программно-целевого и бюджетного планирования;
- не в полной мере внедрены нормативно-методическое обеспечение и практика долгосрочного бюджетного планирования;
- сохраняется ограниченность практики использования муниципальных программ района в качестве инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования;
- не сформирована система анализа эффективности бюджетных расходов;
- сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов при недостаточной мотивации функциональных (отраслевых) органов администрации района к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
- применение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг остается формальным и не используется в полной мере, а также отсутствует заинтересованность функциональных (отраслевых) органов администрации района во всестороннем анализе практики применения муниципальных заданий в целях обеспечения потребности граждан в муниципальных услугах и увеличения их доступности и качества;
- недостаточная результативность системы муниципального финансового контроля и недостаточная его ориентация на оценку эффективности бюджетных расходов. Отсутствует система внутреннего финансового аудита;
- ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- сохраняется недостаточная ответственность функциональных (отраслевых) органов администрации района при осуществлении своих бюджетных полномочий;
- сохраняется недостаточная открытость бюджета, не обеспечена публичность процесса управления общественными финансами. Остается низкой степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Для организации деятельности органа местного самоуправления по решению вышеуказанных проблем, формирования целостной и эффективной системы управления общественными финансами разработана настоящая Программа.

3. Цель, задачи и условия реализации Программы

Целью настоящей Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при достижении приоритетов и целей социально-экономического развития района.
Необходимым условием достижения цели является обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы района.
Для достижения поставленной цели и условий Программы необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1) проведение эффективной политики по управлению доходами районного бюджета;
2) реализация мер по повышению функциональной эффективности бюджетных расходов;
3) повышение операционной эффективности деятельности функциональных (отраслевых) органов администрации района и муниципальных учреждений;
4) повышение качества муниципального финансового контроля;
5) обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами.
Решение перечисленных задач и организация выполнения мероприятий Программы будут осуществляться в рамках соответствующих муниципальных программ района.

4. Обеспечение долгосрочной устойчивости и
сбалансированности бюджетной системы района

Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы района является основной целью бюджетной, налоговой и долговой политики администрации района.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы района необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям.

4.1. Разработка и реализация бюджетного прогноза Ванинского муниципального района
Основной целью бюджетного прогноза Ванинского муниципального района (далее - район) должно являться определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития района в долгосрочном периоде, сформулированных в стратегических документах, постановлениях администрации района, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости районного бюджета и повышении эффективности бюджетных расходов.
Бюджетный прогноз района на долгосрочный период разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4.2. Поддержание оптимального уровня и структуры муниципального долга района
Обеспечение экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга района является ключевой задачей долговой политики района. Долговая политика района будет определена стратегическим документом, устанавливающим процесс разработки и практической реализации стратегии управления муниципальным долгом района. Основными принципами управления муниципальным долгом района в 2014 - 2018 годах будут являться:
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств района;
- прозрачность управления муниципальным долгом района и доступность информации о муниципальном долге района.
Управление муниципальным долгом района будет направлено на:
- сохранение объема муниципальных долговых обязательств района на безопасном уровне (не выше 50 процентов объема доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений из краевого бюджета);
- повышение эффективности муниципальных заимствований;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением муниципальных заимствований (в том числе обеспечение равномерности распределения долговой нагрузки по годам);
- сокращение рисков наступления гарантированных случаев по предоставленным муниципальным гарантиям района.
В целом политика муниципальных заимствований будет исходить из необходимости поддержания объема муниципального долга района на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения районом обязательств по его погашению и обслуживанию.
В условиях риска увеличения бюджетного дефицита наряду с основными направлениями бюджетной и налоговой политики будут разрабатываться основные направления долговой политики района.
В соответствии с требованиями Министерства финансов Российской Федерации в 2014 году будет утвержден администрацией района план мероприятий по сокращению муниципального долга с учетом установления целевых показателей, сроков реализации мероприятий и бюджетного эффекта от реализации предлагаемых мер.
Проект основных направлений долговой политики района будет представляться в Собрание депутатов Ванинского муниципального района одновременно с проектом решения о районном бюджете после внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и муниципальные правовые акты района.

4.3. Оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов
В рамках проведения мероприятий по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить:
- формирование "программного бюджета" на основе муниципальных программ района; проведение оценки эффективности реализации муниципальных программ района с последующей оптимизацией расходов районного бюджета по результатам проведенной оценки;
- ограничение роста расходов районного бюджета при выполнении расходных обязательств районного бюджета;
- оптимальный уровень дефицита районного бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
- оптимизацию расходов районного бюджета в соответствии с внесенными изменениями в "дорожные карты" отраслей социальной сферы района, направленных на повышение их эффективности, оптимизацию сети муниципальных учреждений;
- формирование перечня муниципальных адресных инвестиционных проектов с учетом проводимой оценки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств районного бюджета, направленных на капитальные вложения;
- использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения муниципальных задач;
- формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам на основе ведомственных перечней муниципальных услуг, сформированных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями муниципальных услуг (работ), утвержденными федеральными органами исполнительной власти, и единых нормативов их финансового обеспечения;
- эффективное управление остатками средств на едином счете районного бюджета в течение финансового года, в том числе контроль за своевременным и эффективным использованием межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.

5. Внедрение программно-целевых методов
управления в бюджетный процесс

Администрацией района в целях выстраивания единой системы стратегического управления внедряются программно-целевые методы управления. Основными инструментами достижения целей муниципальной политики администрации района, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования являются муниципальные программы района.
В 2013 году завершена работа по переходу на программно-целевой принцип формирования районного бюджета. Районный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован на программной основе.
Формирование районного бюджета на основе муниципальных программ определяет дополнительные требования к устойчивости районного бюджета в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Применение программно-целевого метода реализации муниципальной политики в районе создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации ресурсов районного бюджета на важнейших направлениях деятельности администрации района.
За период 2012 - 2013 годов администрацией района разработаны и утверждены 17 муниципальных программ района.
В муниципальные программы района включено более 100 показателей (индикаторов) социально-экономического развития района, отражающих оценку эффективности деятельности администрации района.
В систему муниципальных программ района входит система реализации указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - указы Президента Российской Федерации), которая предусматривает:
- постановку на период до 2018 года конкретных целей, задач и тесно увязанных с ними показателей (результатов социально-экономического развития государства), определенных указами Президента Российской Федерации;
- установление ответственности за достижение определенных Президентом Российской Федерации стратегических результатов.
Для координации работы и взаимодействия органов местного самоуправления по реализации муниципальных программ района и в целях мониторинга достижения целевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития района создана комиссия администрации района по проектировкам показателей социально-экономического развития района, отбору муниципальных программ и инвестиционных проектов (далее - Комиссия). Работа Комиссии является решающей в принятии решений по включению дополнительных мероприятий в муниципальные программы края.
Для полноценного внедрения в бюджетный процесс программно-целевых методов необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) соблюдение единой вертикали: государственные программы Российской Федерации - региональные государственные программы - муниципальные программы, включая субсидирование расходов бюджетов различных уровней, что будет способствовать комплексному влиянию на достижение целей, задач, индикаторов;
2) повышение эффективности бюджетных расходов на основе приоритетных направлений социально-экономического развития района. При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам района должен определяться в рамках объективных возможностей районного бюджета с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации муниципальных программ района;
3) внедрение в бюджетный процесс предельных объемов ("потолков") расходов по каждой муниципальной программе. При определении "потолков" расходов необходимо учитывать как параметры социально-экономического развития района, изменение потребностей в объемах муниципальных услуг, так и обеспечение достижения стратегических целей развития Российской Федерации, края и района, в том числе достижение целевых показателей указов Президента Российской Федерации. Кроме того, "потолки" расходов позволяют определить приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей муниципальных программ района по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов;
4) повышение роли ответственных исполнителей муниципальных программ, рост их влияния на объемы финансового обеспечения реализации мероприятий программ, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками).
Эффективность внедрения программно-целевых методов управления как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.

6. Проведение эффективной политики по управлению доходами
районного бюджета

Политика в области формирования и администрирования доходов районного бюджета является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов района.
В целях обеспечения системности прогнозирования и установления единого порядка формирования основных параметров районного бюджета применяется методика прогнозирования доходов районного бюджета по основным видам налоговых и неналоговых доходов, утвержденная постановлением администрации района от 22 февраля 2012 г. № 138 "Об утверждении методики прогнозирования доходов районного бюджета по основным видам налоговых и неналоговых доходов" (далее - Методика).
Для сохранения эффективности прогнозирования доходной части районного бюджета в целях оптимального исполнения принимаемых расходных обязательств необходима актуализация утвержденной Методики при соблюдении следующих принципов:
- достоверность сведений, используемых при прогнозировании;
- зависимость между коэффициентами роста (снижения) макроэкономических показателей и динамикой поступления прогнозируемых доходных источников.
Налоговая политика района в 2014 - 2018 годах будет направлена на достижение устойчивой положительной динамики поступлений налогов и дальнейшее расширение налоговой базы путем:
- совершенствования нормативной правовой базы района по вопросам налогообложения;
- мониторинга уровня собираемости доходов в бюджет района;
- повышения качества налогового администрирования, мониторинга недоимки по налогам и сборам, возможной к взысканию.
Одним из инструментов проведения муниципальной политики в сфере экономики района является предоставление налоговых льгот в соответствии с решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 11 сентября 2008 г. № 54 "О введении местных налогов на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края", основное внимание необходимо уделить:
- количественной оценке налоговых льгот, включая выпадающие доходы от применения различных налоговых льгот и освобождений, пониженных или повышенных налоговых ставок;
- оценке эффективности применения налоговых инструментов, достижения целей и задач, для решения которых были установлены те или иные налоговые преференции, а также соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение в виде недополученных доходов бюджета.
В настоящее время система оценки эффективности применения налоговых инструментов только формируется, что не позволяет в полной мере оценить эффективность мер налогового стимулирования, обеспечить эффективное использование общественных финансов, их направление на решение поставленных задач.
Вместе с тем налоговые льготы оказывают существенное влияние на показатели сбалансированности бюджета, уменьшая возможности по финансированию прочих обязательств, и должны иметь срочный характер в зависимости от степени важности и сроков решения поставленных задач.
С учетом этого представляется необходимым реализовать в рамках Программы следующие меры:
1) обеспечить периодическое обновление и актуализацию перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения.
Продление действующих и введение новых налоговых льгот следует производить на условиях:
- предварительного анализа влияния результата от предоставляемых налоговых льгот на финансово-экономическое состояние субъектов предпринимательской деятельности;
- установления ограничения действия льготы во времени;
- анализа фактической результативности и эффективности применения налоговых льгот по итогам каждого периода их применения (в том числе в целях возможного принятия решений о дальнейшей их пролонгации или отмены);
2) обеспечить совершенствование методики оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы создание благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности, а также результаты реализации ими полученных преимуществ;
3) установить в качестве обязательного требования представление результатов оценки эффективности налоговых льгот, установленных муниципальным правовым актом.
В рамках реализации Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов важным направлением налоговой политики является поэтапный переход к налогу на недвижимое имущество для физических лиц и для организаций, в связи с чем требуется осуществление комплекса мер, обеспечивающих введение в районе налогов на недвижимость, включая внесение изменений в решение Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 11 сентября 2008 г. № 54 "О введении местных налогов на территории Ванинского муниципального района Хабаровского края", а также актуализацию кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости.
Кроме того, следует продолжить мониторинг изменений бюджетного и налогового законодательства, оказывающего влияние на налоговую базу, ставки, нормативы зачисления, порядок и сроки уплаты налогов и авансовых платежей и иные показатели доходов.

7. Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов

Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к "программному бюджету", предполагает расширение финансовой самостоятельности и ответственности функциональных (отраслевых) органов администрации района за достижение запланированных целей.
В целях создания общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо разработать и реализовать конкретные инструменты и механизмы, ключевыми из них являются:
- создание системы анализа эффективности бюджетных расходов;
- развитие системы муниципальных закупок и функциональная эффективность в сфере муниципальных закупок;
- оптимизация структуры сектора экономики;
- повышение эффективности использования муниципального имущества;
- повышение эффективности оказания муниципальных услуг;
- повышение эффективности бюджетных инвестиций;
- совершенствование и развитие межбюджетных отношений в районе.

7.1. Создание системы анализа эффективности бюджетных расходов
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств районного бюджета, на всех стадиях бюджетного процесса: формирования проекта районного бюджета, его исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования районного бюджета необходимо определять (корректировать) объемы финансового обеспечения муниципальных программ района, исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований районного бюджета, согласно утвержденным порядку и методике планирования бюджетных ассигнований районного бюджета. Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать возможность увязки соответствующих бюджетных расходов (включая кредитные ресурсы, муниципальные гарантии, налоговые льготы) с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть. Новые виды расходных обязательств районного бюджета (принимаемые расходные обязательства) принимаются на конкурсной основе с учетом эффективности планируемых мероприятий.
Система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ района.
В настоящее время анализ эффективности расходов районного бюджета осуществляется в рамках оценки эффективности реализации муниципальных программ района в соответствии с Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации муниципальных программ, утвержденным постановлением администрации района от 12 февраля 2013 г. № 104 "О Порядке принятия и реализации муниципальных программ и Порядке проведения и критериях оценок эффективности реализации муниципальных программ" (далее - Порядок).
Порядок определяет механизм и методику проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальных программ района в целях отбора муниципальных программ и формирования перечня муниципальных программ, планируемых к финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде.
Методика оценки эффективности реализации муниципальных программ учитывает:
- степень достижения цели и решения задач муниципальной программы района в целом;
- степень исполнения запланированного уровня расходов;
- степень своевременности реализации мероприятий подпрограмм и (или) основных мероприятий муниципальной программы (достижение непосредственных результатов их реализации).
По результатам проводимой оценки эффективности муниципальных программ района управлением экономического развития администрации района формируется сводная информация о ходе реализации муниципальных программ района и оценке их эффективности, которая представляется главе администрации района, формируется рейтинг муниципальных программ района.
С учетом результатов анализа эффективности муниципальных программ района следует реализовать следующие предложения:
1) повысить ответственность исполнителей (соисполнителей) муниципальных программ района за:
- выполнение целевых показателей (индикаторов), направленных на реализацию указов Президента Российской Федерации;
- качественное и своевременное представление отчетных данных для оценки эффективности реализации муниципальных программ района;
- обязательное размещение сведений о результатах реализации муниципальных программ района на официальном сайте администрации района;
2) повысить качество управления муниципальными программами района за счет проведения анализа на предмет соответствия "приоритеты - мероприятия - целевые индикаторы - расходы районного бюджета" и приведения муниципальных программ района в соответствие с государственными программами Хабаровского края;
3) при оценке эффективности реализации муниципальных программ района учитывать критерии оценки населением эффективности деятельности органа местного самоуправления и удовлетворение качеством предоставления муниципальных услуг.
Система оценки эффективности бюджетных расходов районного бюджета будет внедряться в бюджетный процесс поэтапно с соблюдением обязательных условий:
- наличие нормативного правового регулирования по данному вопросу на федеральном уровне и методических рекомендаций для муниципальных образований;
- наличие достоверной и достаточной бюджетной и статистической отчетности и информации.
Кроме того, дополнительным условием функционирования системы оценки эффективности бюджетных расходов районного бюджета должно стать обязательное обсуждение промежуточных и итоговых результатов оценки эффективности бюджетных расходов общественным советом при администрации района.
Завершающим этапом в системе оценки эффективности бюджетных расходов районного бюджета должно стать применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, и выработка конкретных планов ("дорожных карт").

7.2. Развитие системы муниципальных закупок и функциональная эффективность в сфере муниципальных закупок
Одним из приоритетных направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов является развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд района. Основным мероприятием повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд. С 01 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ, который содержит ряд положений, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Муниципальные закупки должны соответствовать целям, определенным статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ, быть неразрывно увязаны с планами закупок, соответствовать планам-графикам закупок и встроены в процесс планирования районного бюджета.
В целях перехода на контрактную систему в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд района необходимо решение следующих основных задач.

7.2.1. Централизация полномочий заказчика в рамках статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ
В настоящее время в районе в целях обеспечения единого порядка размещения заказов для районных нужд создан отдел муниципальных закупок администрации района (далее - Отдел), наделенный соответствующими полномочиями в рамках части 3 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ. Отдел является структурным подразделением администрации района, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для администрации района, муниципальных казенных и бюджетных учреждений района, осуществляющих закупки (далее - заказчики), путем проведения конкурентных способов (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, аукцион в электронной форме) закупок для заказчиков.
Централизация закупок в рамках части 1 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ позволит администрации района, структурным подразделениям администрации района, муниципальным казенным и бюджетным учреждениям района, а также иным получателям бюджетных средств осуществлять закупки конкурентными способами через уполномоченный орган, что будет способствовать формированию единого подхода к осуществлению закупок в районе и оптимизации бюджетных расходов.
Кроме того, с 01 января 2016 г. в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ органам местного самоуправления района необходимо принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) одним из предусмотренных законом способов.
Мероприятия в рамках ведомственной централизации особенно актуальны для тех функциональных (отраслевых) органов администрации района, которые имеют большое количество подведомственных муниципальных учреждений, таких как управление образования администрации района, отдел культуры администрации района, отдел по молодежной политике и спорту администрации района.
Решение задач в рамках централизации позволит сократить расходы на организацию закупочных процедур, в том числе путем сокращения избыточной численности занятых в этой сфере служащих, обеспечить экономию на объемах закупок, а также будет способствовать:
- организации и проведению закупок на профессиональной основе;
- проведению процедур и определению победителя закупок по единым правилам (формы документов, подходы по допуску и отклонению участников закупки и т.п.), что даст существенный антикоррупционный эффект;
- пресечению выставления завышенных начальных (максимальных) цен контракта заказчиками, а также внесения в технические задания требований, ограничивающих конкуренцию.

7.2.2. Методическое сопровождение деятельности заказчиков
В целях повышения правовой грамотности заказчиков при осуществлении закупок отделом оказывается методическое сопровождение деятельности заказчиков. В настоящее время на успешное развитие сферы закупок оказывают негативное влияние факты нарушений заказчиками требований законодательства к осуществлению закупок, ограничений равного доступа к участию в закупках.
В этой связи необходимо постоянное информационно-методическое содействие заказчикам района в сфере осуществления закупок для муниципальных нужд, в том числе методическое сопровождение пользования региональной информационной системой в сфере закупок.
В дальнейшем в целях оптимизации деятельности заказчиков путем совершенствования организации проведения закупок необходимо систематизировать проведение семинаров для оперативного обсуждения возникающих у заказчиков вопросов в рамках функционирования контрактной системы в сфере закупок. Решение задач в рамках методического сопровождения деятельности заказчиков позволит сократить количество необоснованных закупок, в том числе путем обеспечения соблюдения требований законодательства при осуществлении закупок, а также будет способствовать:
- повышению профессионализма заказчиков;
- систематизации подходов и выработке единых решений по возникающим у заказчиков района вопросам на этапе перехода на контрактную систему;
- пресечению внесения в документацию об осуществлении закупки положений, противоречащих нормам Федерального закона № 44-ФЗ, а также требований, ограничивающих конкуренцию хозяйствующих субъектов.

7.2.3. Установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам и нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (далее - нормирование в сфере закупок) в рамках статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ
Повышению эффективности бюджетных расходов в сфере закупок препятствует ряд негативных факторов. При осуществлении некоторых закупок имеют место случаи формирования заявок на закупки с указанием характеристик товаров, работ, услуг, не соответствующих реальной потребности заказчика и имеющих избыточные потребительские свойства.
На первоначальном этапе в целях реализации положений статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации будут установлены общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В дальнейшем потребуется принятие постановлений администрации района, устанавливающих правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Следующий этап нормирования в сфере закупок потребует утверждения администрацией района требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемых функциональными (структурными) отделами администрации района и подведомственными указанным органам муниципальными казенными, бюджетными учреждениями, а также муниципальными автономными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, на которые распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ.
Решение задач в рамках нормирования в сфере закупок позволит повысить эффективность использования средств районного бюджета, в том числе путем пресечения закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши, а также будет способствовать:
- пресечению выставления завышенных начальных (максимальных) цен контракта заказчиками;
- пресечению внесения в технические задания требований, содержащих преференции отдельным хозяйствующим субъектам;
- увеличению конкуренции среди поставщиков за счет повышения прозрачности закупок в районе;
- упрощению контроля, в том числе общественного, за всеми районными закупками.

7.3. Оптимизация структуры сектора экономики района
Ключевой задачей реализации в районе Федерального закона № 83-ФЗ является оптимизация сети муниципальных учреждений района.
На 01 июля 2014 г. осуществляли свою деятельность 49 муниципальных учреждений, из них 44 - бюджетных (89,8%), 4 - казенных (8,2%), 1 - автономное (2,0%).
Задача по оптимизации бюджетной сети стоит перед функциональными (отраслевыми) органами администрации района, показатели оптимизации заложены в планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению эффективности и качества услуг в районе в сферах образования, культуры и молодежной политики и спорта до 2018 года (далее - отраслевые "дорожные карты"). Планируемая реорганизация учреждений ориентирована на эффективное оказание муниципальных услуг населению района. Высвобождаемые при этом средства будут направляться на финансирование социально-экономических приоритетов района.
В целях реализации этой задачи решения о реорганизации, изменении типа или ликвидации учреждений будут приниматься исключительно на основе анализа основных видов деятельности учреждений, определенных учредительными документами, оценки объема и содержания оказываемых муниципальных услуг, наличия конкурентной среды.
В 2014 - 2015 годах функциональным (отраслевым) органам администрации района, имеющим сеть подведомственных муниципальных учреждений, необходимо утвердить:
- ведомственные перечни муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг;
- нормативы затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг после определения общих требований федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на основании новых ведомственных перечней услуг будет осуществляться начиная с формирования районного бюджета на 2016 год и плановый период. В связи с этим необходимо еще раз с учетом новых критериев проанализировать деятельность подведомственных муниципальных учреждений, число которых должно быть сокращено.
В рамках оптимизации сети следует продолжить работу по реорганизации учреждений, ориентированных на оказание преимущественно платных услуг. Высвобождаемые при этом средства должны оставаться в соответствующей отрасли и направляться на финансирование ее приоритетных задач.
В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью необходимо оптимизировать структуру бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления района, а также не соответствующие профилю учредителя в организации иной организационно-правовой формы (изменить тип муниципальных бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органа местного самоуправления района, на тип муниципального казенного учреждения либо ликвидировать).
Муниципальные унитарные предприятия, деятельность которых не соответствует функциям органа местного самоуправления, также должны быть реорганизованы или ликвидированы. Необходимо проведение мероприятий по инвентаризации муниципальных унитарных предприятий, анализ их хозяйственной деятельности в целях их возможной приватизации.
В настоящее время в Российской Федерации обеспечено необходимое разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями публичной власти. Поэтому основная задача совершенствования муниципального управления на современном этапе - инвентаризация и учет всех полномочий, возложенных на органы местного самоуправления федеральным законодательством. Администрацией района проводится работа, направленная на обеспечение соответствия структуры и функций органов местного самоуправления района полномочиям, возложенным на местный уровень федеральным законодательством, а также в целях реализации единых подходов к принятию решения об изменении штатной численности органов местного самоуправления района на основе комплексного изучения и описания их полномочий, функций. Разрабатываются меры по оптимизации расходов муниципальных учреждений, созданных в целях хозяйственного обеспечения деятельности органов местного самоуправления района.

7.4. Повышение эффективности использования муниципального имущества
Муниципальное имущество создает материальную основу для реализации полномочий района и предоставления муниципальных услуг (выполнение работ) гражданам и бизнесу.
Администрацией района в этой сфере создана и постоянно совершенствуется муниципальная правовая база. Организован учет муниципального имущества на основе применения программно-технических средств, проведена работа по оформлению государственной регистрации прав собственности района на основную массу муниципальных объектов недвижимого имущества.
Комитет по приватизации и управлению имуществом администрации района координирует работу функциональных (отраслевых) органов администрации района по оптимизации муниципального имущественного комплекса и приведению его в соответствие с полномочиями района.
На основе изменений в соответствии с федеральным законодательством полномочий публичных образований осуществляется перераспределение имущества между уровнями публичной власти. Проводится приватизация муниципального имущества в соответствии с Прогнозным планом приватизации муниципального имущества, ежегодно утверждаемым решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района (далее - Прогнозный план приватизации муниципального имущества).
Важными мероприятиями, направленными на повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе предоставляемого в пользование третьим лицам, является определение приоритетов при определении пользователей муниципального недвижимого имущества.
Приоритетом в использовании муниципального недвижимого имущества является предоставление помещений для размещения органов местного самоуправления района, муниципальных учреждений и районных организаций. В порядке исключения, в целях реализации полномочий по предметам совместного ведения возможно предоставление отдельных муниципальных помещений либо сохранение договорных отношений с федеральными органами государственной власти и органами исполнительной власти края.
Находящиеся в муниципальной собственности помещения, которые в силу своего функционального назначения не могут быть использованы под офисы для размещения органов местного самоуправления района, муниципальных учреждений и районных организаций (спортивные, торговые объекты, объекты, предназначенные для общественного питания, части помещений в холлах, коридорах и т.п.), или помещения, в отношении которых отсутствует потребность в их использовании для муниципальных нужд (склады, гаражи, иные производственные помещения), подлежат предоставлению во временное коммерческое пользование в целях увеличения доходов от их использования.
Имущество, в том числе недвижимое, не участвующее в реализации полномочий района или в создании условий для их реализации, и при отсутствии перспектив его использования в дальнейшем для муниципальных нужд подлежит отчуждению в соответствии с Прогнозным планом приватизации муниципального имущества.
В целях повышения качества работы по обеспечению полноты и своевременности поступления в районный бюджет доходов от перечисления муниципальными унитарными предприятиями части чистой прибыли и от перечисления дивидендов хозяйственными обществами от аренды имущества дополнительное внимание будет уделено усилению взаимодействия с функциональными (отраслевыми) органами администрации района в целях расширения мер воздействия для обеспечения выполнения подведомственными предприятиями (обществами) обязательств перед районным бюджетом.

7.5. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования муниципальных учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом № 83-ФЗ.
В целях повышения качества и доступности муниципальных услуг (работ) структурными подразделениями администрации района, осуществляющими отдельные функции и полномочия учредителей муниципальных бюджетных и автономных учреждений (далее - учредители), проводятся следующие мероприятия:
- муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) доводятся до муниципальных бюджетных и автономных учреждений;
- ежеквартально проводится мониторинг выполнения муниципальных заданий;
- ежегодно проводится оценка выполнения муниципальных заданий. По результатам деятельности за 2013 год все муниципальные учреждения муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) выполнили;
- ежегодно проводится оценка качества финансового менеджмента подведомственных муниципальных учреждений, формируется их рейтинг;
- приняты нормативные акты по установлению показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных учреждений и критериев оценки эффективности деятельности их руководителей;
- начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг;
- осуществляется контроль за размещением информации об учреждениях на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и на официальном сайте администрации района;
- ежегодно составляется и представляется в министерство финансов края отчетность о реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ.
Анализ практики предоставления муниципальных услуг (выполнение работ) показал, что учредителями не в полной мере используются методы повышения эффективности бюджетных расходов, в результате чего:
- недостаточно анализируются нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в результате плановые затраты превышают фактические;
- при прогнозируемом невыполнении муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) не всегда проводится его корректировка, уменьшение субсидии на выполнение муниципального задания, что приводит к неэффективным расходам;
- не получила широкого распространения практика привлечения к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач:
- использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг при бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ района и муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
- формирование и утверждение ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), оказываемых муниципальными учреждениями на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности;
- переход при финансовом обеспечении муниципальных учреждений к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание муниципальных услуг после определения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности общих требований к утверждению нормативов затрат;
- расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций. Вовлечение организаций, не являющихся учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц и тем самым обеспечит рост качества оказания муниципальных услуг населению;
- продолжение работы по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг;
- использование результатов независимой оценки качества работы учреждений социальной сферы в деятельности администрации района и муниципальных учреждений;
- продолжение работы, связанной с переходом на предоставление муниципальных услуг в электронной форме;
- совершенствование систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, направленное на создание механизма стимулирования к повышению качества оказываемых муниципальных услуг (работ), внедрение "эффективных контрактов", устанавливающих взаимосвязь между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (работ);
- совершенствование порядка проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента учреждений, осуществляемого учредителями.
Ожидаемый эффект от реализации указанных задач будет заключаться в повышении качества и обоснованности бюджетного планирования и удовлетворенности граждан качеством оказания муниципальных услуг (работ).
В целях создания условий для повышения эффективности работы бюджетного сектора по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах необходимо обеспечить взаимосвязь выполнения муниципальных заданий с муниципальными программами. Основные параметры муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) должны включаться в состав показателей (индикаторов) выполнения соответствующих муниципальных программ района.
Одним из важных результатов реализации Федерального закона № 83-ФЗ является повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений. Повышение оплаты труда должно быть обусловлено повышением эффективности оказания муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от его производительности и качества. Будет продолжена работа по переходу на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда отдельным категориям работников включены в отраслевые "дорожные карты".
Одним из ключевых направлений повышения эффективности предоставления муниципальных услуг является предоставление государственных и муниципальных услуг на базе Многофункционального центра (далее - МФЦ).
В соответствии со Схемой размещения на территории Хабаровского края филиалов многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг и организаций, привлекаемых к реализации функций многофункционального центра, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 февраля 2013 г. № 107-рп "Об обеспечении возможности получения заявителями государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", в 2014 году запланировано открытие в п. Ванино филиала МФЦ, что позволит полностью выполнить требования Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601.
Следующее направление деятельности администрации района по повышению качества предоставления муниципальных услуг - предоставление государственных (муниципальных) услуг в электронном виде через развитие портала государственных и муниципальных услуг Хабаровского края (http://pgu.khv.gov.ru). В районе обеспечено межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении муниципальных услуг. Граждане и организации освобождены от сбора документов и сведений, которыми располагают федеральные, региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления района при предоставлении государственных и муниципальных услуг на территории края.
На портале государственных и муниципальных услуг Хабаровского края опубликовано 178 краевых государственных и 76 муниципальных услуг, переведенных в электронный вид, которые также доступны через гиперссылку на портале государственных и муниципальных услуг Российской Федерации (http://www.gosuslugi.ru).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 за период с 2014 по 2018 год необходимо обеспечить:
- уровень удовлетворенности граждан района качеством предоставления муниципальных услуг не менее 90 процентов;
- не менее чем для 90 процентов жителей района доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг;
- соблюдение требования "максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса и при получении государственных и муниципальных услуг не более 15 минут".

7.6. Повышение эффективности бюджетных инвестиций
В целях совершенствования механизма реализации муниципальной инвестиционной политики, повышения эффективности бюджетных инвестиций в районе разработан и внедрен Перечень муниципальных адресных инвестиционных проектов (далее - Перечень МАИП).
Перечень МАИП устанавливает распределение бюджетных ассигнований из районного бюджета на реализацию муниципальных адресных инвестиционных проектов, направленных на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории района иных капитальных вложений.
При формировании Перечня МАИП оценивается эффективность использования средств районного бюджета, направляемых на капитальные вложения с учетом соответствия приоритетам социально-экономического развития района, социальной и бюджетной эффективности инвестиционного проекта, влияния бюджетных инвестиций на косвенные эффекты в экономике района. Учитываются возможность завершения строительства объекта в трехлетний период бюджетного планирования, эксплуатационные расходы будущих периодов в рамках проектов.
При включении объектов в Перечень МАИП наибольшее значение уделяется влиянию строительства объектов на результат муниципальных программ района, прежде всего в части достижения целевых показателей, предусмотренных указами Президента Российской Федерации.
Конкурсный отбор проектов к финансированию в очередном финансовом году и в плановом периоде осуществляет комиссия администрации района по проектировкам показателей социально-экономического развития района, отбору муниципальных программ и инвестиционных проектов.
Одной из задач в области правового регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства является поэтапное снижение доли объектов, включаемых в Перечень МАИП в отсутствие утвержденной в установленном порядке проектной документации, поскольку планирование объемов финансового обеспечения в пределах одного года одновременно на разработку проектной документации и организацию строительства объекта капитального строительства приводит к сдвигу начала закупок подрядных и иных связанных с ними работ на середину года или в большинстве случаев к перераспределению бюджетных ассигнований на другие объекты.
В целях повышения эффективности бюджетных инвестиций в 2013 году в районе осуществлены мероприятия по контролю за ходом реализации объектов, финансируемых за счет средств районного бюджета; проверке расчета стоимости проектно-изыскательских работ и начальной (максимальной) стоимости строительно-монтажных работ; сопровождению хода проектирования объектов и согласованию принимаемых технологий и материалов.
На 2014 - 2018 годы в районе запланированы мероприятия по сокращению объемов незавершенного строительства; осуществлению контроля за ходом проектирования и строительства объектов коммунальной инфраструктуры; применению при реализации инвестиционных проектов энергоэффективных и инновационных технологий и материалов; проведению конкурсов в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ; осуществлению финансового, строительного контроля.
На фоне растущей потребности в финансировании инвестиционных проектов и ограниченности бюджетных возможностей механизмы объединения усилий государства и частного капитала являются особо актуальными. При этом бюджетные инвестиции не должны создавать конкуренцию реализации коммерческих инвестиционных проектов, а также проектов, для реализации которых используются механизмы государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).
Применение ГЧП при реализации инвестиционных проектов позволит администрации района:
- перераспределить финансовую нагрузку при реализации дорогостоящих проектов;
- сбалансировать распределение рисков, возникающих при реализации проекта (риск передается той стороне, которая способна лучше им управлять);
- четко распределить сферу ответственности бизнеса и органов местного самоуправления при реализации проекта;
- исключить возможность долгостроя и обеспечить соблюдение проектной документации и сроков строительства;
- обеспечить соблюдение обязательств органом муниципального управления в условиях бюджетных ограничений;
- повысить эффективность предоставления (выполнения) работ и услуг при сохранении их качества.
В среднесрочной перспективе необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера, сопряженное с привлечением частных инвестиций в экономику района, посредством решения следующих задач:
- сокращения рисков, с которыми связан процесс осуществления инвестиций в проекты, реализуемые на принципах ГЧП;
- создания новых инструментов бюджетной политики в сфере бюджетных инвестиций, обеспечивающих комфортные условия для частного капитала;
- повышения эффективности управления созданными в результате инвестиционной деятельности активами, в том числе компаниями с государственным участием и институтами развития, включая привлечение частного капитала к их дальнейшему развитию и модернизации.
Развитие ГЧП позволит привлечь средства частных инвесторов для реализации проектов в социальной сфере и в области развития инфраструктуры, а также осуществить справедливое распределение рисков между инвестором и администрацией района.
Вместе с тем существенным ограничением применения механизмов ГЧП являются несовершенство законодательства Российской Федерации, регламентирующего ГЧП - на федеральном уровне отсутствует само понятие ГЧП, а также разграничение сфер применения норм законодательства Российской Федерации о государственных и муниципальных закупках в случае реализации соглашений о ГЧП.

7.7. Совершенствование и развитие межбюджетных отношений в районе
Межбюджетные трансферты местным бюджетам составляют 1,2 процента расходов районного бюджета. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы совершенствования и развития межбюджетных отношений.
В числе межбюджетных трансфертов, составляющих основу стабильного функционирования местных бюджетов, основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений района, позволяющие наряду с налоговыми и неналоговыми доходами сформировать объем финансовых ресурсов, гарантирующий минимальную потребность муниципалитетов в средствах на первоочередные и социально значимые расходы.
В соответствии со статьей 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Хабаровского края от 29 сентября 2005 г. № 296 "О порядке определения объема районного фонда финансовой поддержки поселений и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района", решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 09 декабря 2008 г. № 88 "Об утверждении порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета Ванинского муниципального района Хабаровского края" распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений района производится на три года решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района о районном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений, входящих в состав Ванинского муниципального района, предусматриваются в бюджете Ванинского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период в целях выравнивания финансовых возможностей городских и сельских поселений по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских и сельских поселений.
Дотации из районного фонда финансовой поддержки предоставляются городским и сельским поселениям района, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений района.
Бюджетная обеспеченность является относительным показателем, который показывает, во сколько раз потенциальный объем налоговых доходов на одного жителя бюджета поселения, приведенный к сопоставимому виду с помощью индекса бюджетных расходов, больше или меньше аналогичного показателя, рассчитанного в среднем по городским и сельским поселениям района.
Сокращение дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений района в перспективе должно прослеживаться в сокращении разрыва между пятью наименее обеспеченными муниципальными образованиями района и пятью наиболее обеспеченными муниципальными образованиями после выравнивания.
В целях выявления городских и сельских поселений района, допускающих нарушения бюджетного законодательства, проводится мониторинг соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленных Правительством края, мониторинг качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях района. Результаты данных мониторингов размещаются на официальном сайте администрации района.
Для поддержки устойчивого исполнения местных бюджетов городских и сельских поселений района и повышения качества управления муниципальными финансами необходимы действия в следующих направлениях:
- обеспечение сбалансированности местных бюджетов городских и сельских поселений района;
- создание стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств городских и сельских поселений района, софинансирование расходных обязательств городских и сельских поселений района на реализацию отдельных социально значимых расходных обязательств по вопросам местного значения;
- повышение эффективности управления муниципальными финансами.
В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов городских и сельских поселений района и софинансирования расходных обязательств городских и сельских поселений района на реализацию отдельных социально значимых расходных обязательств по вопросам местного значения необходимо определять на трехлетний период расходные обязательства, на софинансирование которых будут предоставляться субсидии на выравнивание обеспеченности городских и сельских поселений района.
В 2014 - 2018 годах целесообразно продолжить работу по повышению качества управления муниципальными финансами, включая развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом, сокращению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности, снижению долговой нагрузки на местные бюджеты.
Будет продолжен мониторинг соблюдения требований бюджетного законодательства, качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях района.
В целях обеспечения требований по прозрачности бюджетного процесса будет осуществляться контроль за размещением информации о муниципальных финансах на официальных сайтах администраций городских и сельских поселений района.

8. Повышение операционной эффективности деятельности органов
местного самоуправления района и муниципальных учреждений

Повышение эффективности бюджетных расходов невозможно без повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления района и муниципальных учреждений на операционном уровне, на котором определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органами муниципального управления. Указанные меры должны быть направлены на повышение подотчетности органов местного самоуправления района и муниципальных учреждений, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств районного бюджета.

8.1. Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств районного бюджета и подведомственных им муниципальных учреждений
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как главных распорядителей средств районного бюджета, так и на уровне муниципальных учреждений.
Обеспечение повышения качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления является одной из приоритетных задач, установленных Программой повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года и муниципальной программой Ванинского муниципального района "Управление муниципальными финансами Ванинского муниципального района Хабаровского края", утвержденной постановлением администрации Ванинского муниципального района от 17 июля 2012 г. № 746.
Начиная с 2011 года финансовым управлением администрации района проводятся оперативный, годовой мониторинг и оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств районного бюджета. Отчеты о результатах годового мониторинга и рейтинг главных распорядителей средств районного бюджета ежегодно размещаются на официальном сайте администрации района.
По данным мониторинга за 2011 - 2013 годы, повысилось качество работы главных распорядителей средств районного бюджета по финансовому менеджменту и ответственность за осуществление бюджетного процесса, всеми главными распорядителями средств районного бюджета соблюдаются требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.
За три года оценка качества финансового менеджмента возросла с 34,0 до 89,0 балла по 100-балльной шкале. При этом мониторингом финансового менеджмента охвачены все основные элементы бюджетного процесса.
Начиная с 2012 года главные распорядители средств районного бюджета, имеющие сеть подведомственных муниципальных учреждений, ежегодно осуществляют мониторинг качества финансового менеджмента муниципальных учреждений. Результаты мониторинга качества финансового менеджмента и рейтинг муниципальных учреждений размещаются на официальном сайте администрации района.
Показатели финансового менеджмента являются составной частью показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений. Практика проведения мониторинга и формирования рейтинга муниципальных учреждений оказывает положительное влияние на эффективность деятельности муниципальных учреждений и на открытость информации об их деятельности.
Главным распорядителям средств районного бюджета необходимо продолжить работу по мониторингу качества финансового менеджмента подведомственных муниципальных учреждений.
Несмотря на достигнутые результаты, работу по повышению качества финансового менеджмента главных распорядителей средств районного бюджета необходимо продолжать и совершенствовать по следующим направлениям:
- развитие нормативной и методической базы проведения мониторинга качества финансового менеджмента в соответствии с изменениями бюджетного законодательства и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации;
- принятие главными распорядителями средств районного бюджета, получившими низкую оценку уровня качества финансового менеджмента, мер, направленных на его повышение.
В соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года определены основные направления повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления.
Финансовый менеджмент органа местного самоуправления должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый контроль и аудит). В ходе финансового менеджмента функциональными (отраслевыми) органами администрации района должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых в том числе на оказание муниципальных услуг, осуществляемых муниципальными учреждениями.
Результаты работы по повышению качества финансового менеджмента напрямую влияют на оценку качества управления финансами и на рейтинг района в целом.

8.2. Управление ликвидностью единого счета районного бюджета
Целью работы по управлению ликвидностью единого счета районного бюджета (далее - единый счет) является создание условий для качественного и эффективного управления бюджетными средствами, направленного на обеспечение безусловного и своевременного исполнения денежных обязательств районного бюджета.
Для управления ликвидностью единого счета используются процедуры кассового планирования и финансового прогнозирования в процессе исполнения районного бюджета. Кассовое планирование осуществляется в соответствии с Порядком составления и ведения кассового плана районного бюджета, а также прогнозирования кассовых разрывов, утвержденным приказом финансового управления администрации района от 16 октября 2012 г. № 46. Кассовый план районного бюджета (далее - кассовый план) составляется на текущий финансовый год с ежемесячной его актуализацией. Кассовый план формируется финансовым управлением администрации района и доводится до главных распорядителей средств районного бюджета. Кассовый план как инструмент управления единым счетом бюджета позволяет выявлять периоды образования временных кассовых разрывов, которые связаны с неравномерным поступлением доходов в течение года и необходимостью осуществления отдельных разовых платежей, носящих сезонный характер. Кроме того, кассовый план позволяет осуществлять контроль за недопущением образования необоснованных остатков средств районного бюджета на лицевых счетах главных распорядителей средств районного бюджета и подведомственных им муниципальных учреждений.
Дополнительным инструментом поддержания ликвидности единого счета начиная с 2015 года является новый механизм предоставления бюджетных кредитов органами Федерального казначейства на пополнение остатков средств на счете бюджета в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Работа по вышеперечисленным направлениям будет продолжена в 2014 - 2018 годах.

9. Повышение качества муниципального финансового контроля

Одним из факторов, влияющих на эффективность управления муниципальными финансами, является муниципальный финансовый контроль, главная цель и задача которого - повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Полномочия по осуществлению муниципального финансового контроля в районе осуществляют контрольно-счетная палата Ванинского муниципального района - внешний финансовый контроль и финансовое управление администрации района - внутренний финансовый контроль.
Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 252-ФЗ), Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), концептуально изменили существующую систему муниципального финансового контроля. Финансовым управлением администрации района в целях реализации указанных изменений сформирована нормативная правовая база и осуществляется методическое обеспечение организации внутреннего муниципального контроля в районе.
Развитие системы финансового контроля в районе будет направлено на предупреждение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Ожидаемым результатом эффективной системы финансового контроля является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, что достигается за счет контроля экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования муниципальных финансовых ресурсов, анализа результативности их использования.
Несмотря на достигнутые результаты в сфере осуществления муниципального финансового контроля в районе, сохраняется ряд недостатков и проблем:
- не завершено формирование нормативной правовой и методической базы муниципального финансового контроля;
- отсутствует риск-ориентированное планирование контрольной деятельности;
- в практике финансового контроля преобладают подходы, связанные главным образом с контролем исполнения бюджетных назначений и не принимающие во внимание эффективность использования бюджетных средств;
- отсутствует система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей средств районного бюджета.
В целях повышения качества и результативности проведения контрольных мероприятий, включая анализ эффективности, результативности и экономичности использования бюджетных средств, необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативного правового регулирования и методического обеспечения организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и внутреннего финансового аудита в районе.
Повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита предполагает обеспечение финансовым управлением администрации района внедрения риск-ориентированного планирования внутреннего финансового аудита, а также системы мониторинга и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Необходимо внедрить риск-ориентированное планирование контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля. В ходе такого планирования определяется приоритетность предметов и объектов контроля, направления использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений, устанавливается координация планов контрольной деятельности органов муниципального финансового контроля.
Переход к программно-целевым принципам бюджетного планирования и исполнения районного бюджета требует усиления финансового контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ района, что необходимо учесть в практике осуществления контрольно-ревизионной деятельности. В связи с чем необходимо внедрение новых методов финансового контроля, в том числе направленных на создание системы мониторинга муниципальных программ района.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления также определяет новые требования к инструментам финансового менеджмента на ведомственном уровне. Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах местного самоуправления района.
В соответствии с Федеральным законом № 252-ФЗ внутренний финансовый контроль в системе главного администратора бюджетных средств определен как система мер по соблюдению внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности. Внутренний финансовый контроль дополняется внутренним финансовым аудитом, осуществляемым на основе функциональной независимости в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения полноты и достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартов бюджетного учета.
Основные результаты внутреннего финансового аудита заключаются в подготовке предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Повышение качества муниципального финансового контроля в районе будет осуществляться путем:
- осуществления контрольных мероприятий в сфере закупок и осуществления взаимодействия с единой информационной системой в сфере закупок;
- применения мер административной ответственности с учетом изменений, вносимых в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- реализации требований по составу и формам обнародования информации о результатах внутреннего муниципального финансового контроля для размещения в электронных средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления района.

10. Повышение открытости и прозрачности управления
общественными финансами

Повышение уровня информационной открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления района в бюджетном процессе направлено на рост качества их работы и совершенствование системы управления общественными финансами в целом. Открытости деятельности органов местного самоуправления района по управлению общественными финансами способствуют:
- ежегодное проведение публичных слушаний по проекту решения о районном бюджете и отчету о его исполнении, а также обязательные слушания по проектам муниципальных программ района;
- размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет проектов муниципальных правовых актов района.
Доступ широкого круга пользователей к информации о районном бюджете и бюджетном процессе в районе обеспечивается через официальный сайт администрации района в сети Интернет "Бюджет".
В соответствии с требованиями решения Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 08 июля 2010 г. № 55 "Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности Собрания депутатов Ванинского муниципального района". Функциональные (отраслевые) органы администрации района размещают информацию о муниципальных финансах и о подведомственных им муниципальных учреждениях на официальном сайте администрации района и на официальных сайтах муниципальных учреждений.
Кроме того, функциональные (отраслевые) органы администрации района осуществляют контроль за размещением информации о подведомственных муниципальных учреждениях на сайте размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru). По состоянию на 01 января 2014 г. информация о муниципальных учреждениях размещена в полном объеме.
В соответствии с пунктом 9 Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" финансовым управлением администрации района начиная с 2013 года формируется в доступной форме электронная брошюра "Бюджет для граждан", которая размещается на официальном сайте администрации района в разделе "Бюджет". Это позволяет не только информировать граждан и общественные организации о бюджете и бюджетном процессе в районе, но и вовлекать их в этот процесс.
Развитие публичности процесса управления общественными финансами в районе будет во многом зависеть от разработки на федеральном уровне законодательных актов, гарантирующих обществу право на доступ к открытым государственным данным, а также открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
В условиях открытости и прозрачности в сфере управления общественными финансами возрастает значение бюджетной грамотности населения. Реализация мероприятий по проведению публичных слушаний, формирование электронной брошюры "Бюджет для граждан" способствуют повышению уровня грамотности различных слоев населения в вопросах формирования и исполнения районного бюджета.
В 2014 - 2018 годах рост открытости и прозрачности информации о районном бюджете и бюджетном процессе в районе будет обеспечен за счет:
- развития Единого портала бюджетной системы Российской Федерации как основного инструмента, обеспечивающего прозрачность и открытость бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Информация о районном бюджете будет интегрирована на Единый портал бюджетной системы Российской Федерации через информационные системы и сервисы в районе;
- регулярной публикации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет электронной брошюры "Бюджет для граждан";
- развития информационных систем и сервисов, обеспечивающих раскрытие информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в машиночитаемом виде;
- обеспечения широкого участия граждан в процессе принятия решений о распределении общественных финансов.
Повышение финансовой прозрачности деятельности органов местного самоуправления района необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что послужит инструментом для принятия управленческих решений и позволит обеспечить качественное улучшение системы управления общественными финансами в районе. Результатом этой работы станет создание предпосылок к формированию механизмов общественного контроля над эффективностью и результативностью деятельности органов местного самоуправления района.


------------------------------------------------------------------