Решение Хабаровского краевого суда от 10.11.2014 по делу N 3-82/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.04.2014 N 10-Ц "Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по внутригородским маршрутам города Хабаровска">



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2014 г. по делу № 3-82/2014

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре С.Т., с участием прокурора Доськовой Т.Ю., представителей заявителя ЗАО "Амурские пассажирские перевозки М.С., К.И., Ю.А., представителей заинтересованного лица Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края С.С., Г.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" о признании недействующим Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23 апреля 2014 года № 10-ц "Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по внутригородским маршрутам города Хабаровска", возложении обязанности по установлению экономически обоснованного тарифа,

установил:

23 апреля 2014 года Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принято постановление № 10-ц "Об установлении тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по внутригородским маршрутам города Хабаровска" (далее Постановление № 10-ц). Постановление № 10-ц опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru 24.04.2014 г., "Собрание законодательства Хабаровского края", 12.05.2014 г. № 4.
ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" обратилось в суд с заявлением о признании Постановления № 10-ц противоречащим законодательству и недействующим, возложении обязанности по установлению экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров и багажа речным транспортом по внутригородским маршрутам г. Хабаровска.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что с навигации 2013 года осуществляет деятельность по перевозке пассажиров речным транспортом в границах городов Хабаровск, Николаевск-на-Амуре. Перевозки являются социальными, их убыточность до 2014 года покрывалась за счет субсидирования из местных бюджетов. В 2014 году городской округ "Город Хабаровск" отказался от субсидирования пассажирских перевозок речным транспортом, в связи с чем Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее Комитет) должен был установить экономически обоснованный тариф, поскольку в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ затраты должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Заявитель представил в Комитет заявку с приложением расчетов, первичных документов для установления тарифов на 2014 год. Экспертным заключением Комитета было рекомендовано при утверждении тарифов, в случае отсутствия дотаций из бюджета г. Хабаровска, увеличить тариф в 3,26 раза (при этом расходы перевозчика на сумму 7 871,8 тыс. руб. были признаны не обоснованными). Оспариваемым Постановлением № 10-ц фактически тарифы были увеличены в 2,3 раза без обоснований корректировки первоначальной позиции. Затраты заявителя, представленные в Комитет, были экономически оправданы и документально подтверждены, соответствовали критериям, изложенным в Распоряжении Министерства транспорта РФ от 18.04.2013 г. № НА-37-р (п. 8). Действовавший в 2013 году средний тариф на внутригородских маршрутах составлял 30 руб./пасс., на 2014 год тариф установлен в размере 70 руб./пасс., тогда как в полной мере покрывает расходы перевозчика тариф в 123 руб./пасс., т.е. тариф должен быть увеличен по сравнению с 2013 годом в 4,1 раза. Предложенный заявителем тариф является экономически обоснованным, исключает убытки и предполагает доходность. При условии сохранения пассажиропотока на уровне планового показателя, установленные Комитетом тарифы наносят заявителю убыток в размере 17,9 млн. руб.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя уточнил основание заявленных требований, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статьям 8, 34 Конституции РФ, ч. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, пунктам 21, 25, 30, 33 Приказа Минтранса РФ от 30.09.2003 г. № 194 "Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте", пунктам 4 и 11 Постановления Губернатора Хабаровского края от 20.03.2003 г. № 60 "Об утверждении порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края".
В судебном заседании представители заявителя М.С., К.И., Ю.А., заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснили, что после исключения из расходов бюджета г. Хабаровска субсидий на внутригородские перевозки речным транспортом, заявитель в установленном порядке с заявлением об увеличении тарифа в Комитет не обращался, поскольку отрицательный результат был заранее известен.
Представители заинтересованного лица Комитета по Ценам и тарифам Правительства Хабаровского края С.С., Г.Е. заявленные требования не признали, пояснили, что расходы, которые включены в состав утвержденного тарифа, обоснованы и документально подтверждены, как того требуют положения Налогового кодекса РФ. По результатам проведенной экспертизы экономически обоснованных расходов снижение затрат по внутригородским перевозкам по отношению к заявленным предприятием расходам составило 7 871,8 тыс. руб. Были исключены экономически необоснованные расходы. В момент принятия оспариваемого Постановления № 10-ц действовало решение Хабаровской городской Думы от 24.12.2013 г. № 851 (в ред. от 25.02.2014 г. № 878), которым предусматривалась субсидия на возмещение части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских маршрутах в размере 12 929,7 тыс. руб. Уже после принятия Постановления № 10-ц указанные расходы были исключены из бюджета г. Хабаровска. При государственном регулировании тарифов подлежат учету не только экономически обоснованные расходы исполнителя услуги, но и защита потребителей услуг в регулируемых сферах от необоснованного повышения цен (тарифов), а также достижение баланса интересов поставщиков и потребителей регулируемых услуг.
Выслушав представителей заявителя, представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, считающего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, то есть по рыночной цене. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (часть 1). Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (часть 2). В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (часть 5).
В соответствии со статьей 6 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации перевозки грузов, пассажиров и их багажа осуществляются на платной основе, провозная плата устанавливается перевозчиками. В случае предоставления органами государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления субсидий в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозкам пассажиров и их багажа по транзитным, пригородным и местным маршрутам перевозок пассажиров, размер провозной платы определяется перевозчиками по согласованию с указанными органами.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее Постановление № 239), изданным во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации, утвержден перечень продукции производственно-технического назначения товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этот перечень входит регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Право органов исполнительной власти устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) закреплено Федеральным законом от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 55 пункта 2 статьи 26.3).
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30 апреля 2002 г. № 252 "Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае" утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. В данный перечень включены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 04 июня 2010 г. № 142-пр утверждено Положение о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, из которого следует, что Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования (п. 1.2); входит в структуру иных органов исполнительной власти Хабаровского края (п. 1.3). В полномочия Комитета входит регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) (п. 4.3.4).
Из изложенного следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Комитетом в пределах предоставленной ему компетенции.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20 марта 2006 г. № 60 утвержден Порядок организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемые органами исполнительной власти Хабаровского края (далее - Порядок).
В соответствии с указанным Порядком в целях организации государственного регулирования Комитет:
- утверждает типовые перечни расчетных и обосновывающих материалов, представляемых субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность, органами местного самоуправления (далее - типовые перечни) в Комитет для осуществления государственного регулирования путем установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги;
- проводит экспертизу экономической обоснованности цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги по расчетным и обосновывающим материалам, представленным субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность, органами местного самоуправления в Комитет;
- в случае отсутствия расчетных и обосновывающих материалов, предусмотренных типовыми перечнями, утвержденными Комитетом, дополнительно запрашивает у субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность, органов местного самоуправления расчетные и обосновывающие материалы, необходимые для принятия решения об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, с обязательным указанием формы их предоставления и требований к ним;
- определяет метод регулирования цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и Хабаровского края;
- принимает решения об установлении (согласовании) или изменении тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги в соответствии с установленной компетенцией;
- готовит проект решения Губернатора Хабаровского края об установлении или изменении тарифов на услуги (пункт 4).
Установление (согласование) или изменение цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги осуществляется Губернатором края и Комитетом в соответствии с установленной компетенцией по заявлениям субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность, по инициативе органов местного самоуправления с приложением расчетных и обосновывающих материалов (далее - заявители). Цены, тарифы, надбавки, наценки на продукцию, товары и услуги устанавливаются на неопределенный срок (пункт 6).
После представления заявителями заявления об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги и расчетных, обосновывающих материалов в полном объеме и в соответствии с требованиями, установленными типовыми перечнями, Комитетом проводится экспертиза экономической обоснованности цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги (пункт 8).
Результаты экспертизы экономической обоснованности цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги оформляются в виде экспертного заключения (пункт 11).
По результатам экспертизы экономической обоснованности Комитет принимает одно из следующих решений:
- об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги;
- о подготовке проекта решения Губернатора Хабаровского края об установлении или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги;
- о подготовке письменного мотивированного отказа в установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги (пункт 12).
Решения Комитета по установлению (согласованию) или изменению тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении, на местных авиалиниях Хабаровского края, предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта (кроме железнодорожного транспорта) в городском и пригородном сообщении, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые субъектами естественных монополий, предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в междугородном сообщении, платы за хранение задержанного транспортного средства на специализированной стоянке принимаются с учетом рекомендаций экспертного совета по вопросам регулирования тарифов на социально значимые услуги на территории Хабаровского края (пункт 13).
Постановлением Комитета от 29 июня 2006 г. № 19-ц утвержден типовой перечень материалов, представляемых субъектом, осуществляющим регулируемую деятельность.
В ходе разбирательства по делу установлено, что до 2014 года Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края утверждал предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом только на пригородных и межмуниципальных маршрутах, при этом убытки перевозчика покрывались за счет средств краевого бюджета.
Постановлением администрации г. Хабаровска от 29.04.2011 г. № 1234 были утверждены внутригородские речные маршруты, предельные тарифы на которые согласовывались муниципальным образованием "Город Хабаровск", с выделением перевозчику субсидий на покрытие части убытков из городского бюджета.
Предельные тарифы речных перевозок на внутригородских маршрутах на навигацию 2014 года муниципальным образованием "Город Хабаровск" не согласовывались.
Как следует из материалов дела, 04.04.2014 г. ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" обратилось в Комитет с заявлением об увеличении действующих предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по внутригородским маршрутам города Хабаровска.
Из Экспертного заключения Комитета экономической обоснованности расчетных материалов по обоснованию увеличения действующих предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров на линиях внутригородского, пригородного сообщений и на линии "Хабаровск-Победа, осуществляемые пассажирскими судами ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" в навигацию 2014 года, следует, что в 2013 году доход от перевозки пассажиров по внутригородским маршрутам г. Хабаровска составил 19 656 тыс. руб. (в том числе: доходы от продажи билетов - 3193 руб., дотация по соц. защите - 3713 тыс. руб., дотация из местного бюджета - 12 750 тыс. руб.), расходы составили 48 987 тыс. руб.
По расчетам Предприятия в 2014 году плановые расходы на перевозку пассажиров по внутригородским маршрутам г. Хабаровска составят 41 950 тыс. руб., для безубыточной работы в случае отсутствия дополнительных субсидий из бюджетов требуется увеличение тарифов по городским линиям Хабаровска в 4 раза.
После проведения экономической экспертизы представленных расчетных материалов Комитет снизил плановые расходы предприятия на перевозку пассажиров по внутригородским маршрутам г. Хабаровска на 7 871,80 руб., признав их экономически необоснованными.
Доводы заявителя относительно необоснованного снижения расходов предприятия не основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Так, из материалов дела следует, что фонд оплаты труда снижен на 694,5 тыс. руб. Заявитель рассчитал заработную плату экипажей судов с учетом выхода в рейс всей команды на полное время работы судна и при условии, что в дни отсутствия рейсов по маршруту команда находится в полном составе на судне для работ по саморемонту судна, тактических учений и охраны судна. Комитет рассчитал фонд оплаты труда, исходя из двухсменного графика работы экипажа и фактического времени нахождения экипажа в рейсе, руководствуясь приказом Министерства транспорта РФ от 01.11.2002 г. № 138 "Об утверждении положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных средств", согласно которому при режиме работы до 18 часов включительно должна быть двухсменная работа экипажа с минимальной численностью 2 человека (судоводитель и моторист-рулевой).
Затраты на страховые взносы Комитет снизил на 615,5 тыс. руб. пропорционально снижению фонда оплаты труда.
Затраты на рацион питания снижены на 215,9 тыс. руб. Комитетом данные расходы рассчитаны, исходя из фактического количества дней работы в навигацию (от 2 до 5 дней в неделю), фактической численности команды, выходящей в рейс, дней вооружения и разоружения и стоимости суточного рациона в размере 200 руб. для персонала флота.
Затраты на топливо снижены на 358 тыс. руб. Заявителем расчет стоимости топлива за тонну произведен, исходя из цены дизтоплива по счету-фактуре от 24.03.2014 г, выставленной ООО "Влад-Свет" ОАО "Амурское пароходство", и стоимости доставки и бункеровки, которая производится ОАО "Амурское пароходство". Поскольку подтверждение стоимости доставки и бункеровки топлива не были представлены заявителем, Комитет рассчитал стоимость одной тонны топлива, исходя из счета-фактуры № 2205 от 26.11.2013 г., выставленной ОАО "Амурское пароходство" заявителю (с учетом доставки и бункеровки) и индекса-дефлятора Минэкономразвития РФ за 2014 год в размере 105,6%.
Затраты на амортизацию снижены на 61 тыс. руб. за счет перераспределения на краевые пригородные линии. Общая сумма амортизации по предприятию не изменилась.
Затраты на ремонт флота снижены на 3 582 тыс. руб. Комитет принял плановые затраты на ремонт, рассчитанные заявителем, исходя из сметы затрат на текущий и средний ремонт, а также 50% расхода на БПУ (береговой производственный участок), который до 2013 года принадлежал ОАО "Амурское пароходство" и обслуживал все суда, принадлежащие ОАО "Амурское пароходство". Комитет указал, что предприятию необходимо загрузить БПУ заказами на ремонт судов сторонних организаций с целью возмещения затрат на заработную плату работников и получения дополнительной прибыли, для минимизации издержек по содержанию собственного флота; при отсутствии сторонних заказов на ремонт, следует оптимизировать численность персонала БПУ.
Прочие расходы снижены на 841,9 тыс. руб. Заявителем плановые затраты по данной статье формировались, исходя из факта 2013 года. Комитетом исключены из плановых затрат расходы, которые носили разовый характер (снижены расходы на освидетельствование судов Российским Речным регистром, затраты на установку 8 видеокамер): снижены расходы на сбор фекальных вод на теплоходе "Василий Плюснин", которые заявитель не смог подтвердить; исключены затраты на ремонт прочего оборудования, т.к. все ремонты проходят по другой статье затрат; исключены разовые расходы на буксировку, погрузо-разгрузочные расходы и некорректное списание сумм НДС.
Накладные расходы снижены Комитетом на 1502,9 тыс. руб. за счет сокращения расходов на консультационные услуги, которые оказываются заявителю ОАО "Амурское пароходство" в связи с отсутствием специалистов в штате заявителя. Общая сумма плановых расходов на консультационные услуги составила 5 873 тыс. руб., которые Комитет посчитал завышенными и экономически нецелесообразными, предложив включить должности необходимых специалистов в штатное расписание заявителя. При этом Комитет учел сумму расходов на консультационные услуги на уровне фактических затрат за 2013 год.
Доводы заявителя о том, что снижение Комитетом планируемых расходов противоречит пунктам 21, 25, 30 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на внутреннем водном транспорте, утвержденным приказом Минтранса РФ от 30.09.2003 г. № 194 (далее Инструкция) суд считает не обоснованными.
В соответствии с пунктом 21 Инструкции расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В соответствии с пунктом 25 Инструкции для признания затрат расходами по обычным видам деятельности они должны быть обоснованы и документально подтверждены. Обоснованными считаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, обусловленные осуществлением деятельности, связанной с получением выручки от реализации. Документально подтвержденными считаются расходы, подтвержденные первичными и иными документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 30 Инструкции в материальные расходы включается стоимость использованных в процессе производственно-хозяйственной деятельности материальных ценностей (за исключением амортизируемого имущества), а также приобретенных работ и услуг производственного характера, перечень которых в частности, указан в данной норме.
В соответствии с п. 33 Инструкции в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах; стимулирующие и компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда; премии, единовременные поощрительные начисления и расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В судебном заседании установлено, что все указанные в Инструкции необходимые группы расходов (статьи затрат) при принятии оспариваемого тарифного решения были Комитетом учтены.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого Постановления 10-ц ч. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, суд считает не обоснованными.
В соответствии с ч. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В судебном заседании установлено, что те расходы, которые включены в состав утвержденного тарифа, были обоснованы и документально подтверждены, как того требуют вышеуказанные положения Налогового кодекса РФ.
Отклонение затрат заявителя было вызвано либо их необоснованностью, либо отсутствием документального подтверждения. Исключение тех или иных финансовых показателей из расчетной базы находится в рамках государственного регулирования и контроля тарифов, в пределах компетенции Комитета. Экспертная группа принимала меры к установлению достоверности представленных сведений. Окончательное заключение принято на основании представленных заявителем документов с составлением соответствующих таблиц, со ссылкой на обосновывающие выводы экспертов нормативные и нормативно-технические акты.
Регулирование тарифов на внутригородские перевозки пассажиров и багажа речным транспортом, которые осуществляет заявитель, предопределяется социально значимыми целями этой деятельности и, соответственно, должно осуществляться с учетом необходимости достижения баланса между интересами потребителей данных услуг и обеспечением нормального (бесперебойного) функционирования и развития заявителя, принимая во внимание экономическую обоснованность их доходности и расходов на оказание ими услуг.
С учетом изложенного суд считает, что оптимизация Комитетом расходов заявителя на внутригородские перевозки речным транспортом является обоснованной, документально подтвержденной.
Согласно экспертному заключению плановый убыток по внутригородским линиям г. Хабаровска при сохранении ранее действующего тарифа составит 23 623,2 тыс. рублей. Для снижения убыточности работы Предприятия предложено в случае отсутствия дотации из бюджета г. Хабаровска увеличить тарифы на внутригородских маршрутах в 3,26 раза.
По результатам рассмотрения данного вопроса членами Экспертного совета, состав которого утвержден распоряжением Губернатора Хабаровского края от 11.08.2011 г. № 504-р, рекомендовано увеличить тарифы на внутригородские перевозки речным транспортом в 2,3 раза, с учетом социальной значимости данной услуги, обусловленной тем, что речным транспортом в основном пользуются граждане пожилого возраста и инвалиды.
Устанавливая свои цены на определенную продукцию (работы, услуги), государство предоставляет предприятиям и организациям, их производящим, компенсацию в виде субсидий на покрытие убытков, которые возникают из-за межценовой разницы, поскольку государственные цены ниже рыночных.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Решением Хабаровской городской Думы от 24 декабря 2013 года № 851 "О бюджете городского округа "Город Хабаровск" на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в городском бюджете на 2014 год была предусмотрена субсидия на возмещение части затрат по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских речных маршрутах в сумме 12 929,7 тыс. руб. (приложение № 13).
С учетом увеличения тарифов в 2,3 раза и указанной субсидии из городского бюджета плановые убытки заявителя компенсировались.
Таким образом, порядок установления предельных тарифов, а также предусмотренные вышеуказанным законодательством условия установления регулируемых тарифов Комитетом был соблюден.
Доводы заявителя о том, что Постановление № 10-ц противоречит пунктам 4 и 11 Порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края, утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2003 г. № 60, суд считает не обоснованными.
В судебном заседании установлено, что вышеприведенный порядок организации государственного регулирования тарифа (п. 4 Порядка) Комитетом соблюден; результаты экспертизы экономической обоснованности тарифов оформлены в виде экспертного заключения в соответствии с п. 11 Порядка.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое Постановление № 10-ц противоречит статьям 8, 34 Конституции Российской Федерации, суд считает не обоснованными.
В соответствии со ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
В судебном заседании не установлено, что оспариваемое Постановление № 10-ц нарушает права заявителя на свободу экономической деятельности.
Вместе с тем, как было указано выше, действующим законодательством (ч. 1 ст. 424, ст. 790 Гражданского кодекса РФ, ст. 6 Кодекса внутреннего водного транспорта, Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Постановление Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)") установлено, что хозяйствующие субъекты осуществляют деятельность, подлежащую государственному регулированию в рамках установленных ограничений.
Решением Хабаровской городской Думы от 20.05.2014 г. № 906 в решение Хабаровской городской Думы от 24.12.2013 г. № 851 внесены изменения, которым из структуры расходов бюджета городского округа "Город Хабаровск" на 2014 год исключены расходы в виде субсидий на оказание услуг по перевозке пассажиров речным транспортом на внутригородских маршрутах.
Доводы заявителя о том, что указанное обстоятельство свидетельствует о незаконности оспариваемого Постановления № 10-ц, суд считает не обоснованными, поскольку на момент утверждения тарифов, субсидия на покрытие убытков перевозчика в бюджете г. Хабаровска была предусмотрена.
Исключение из бюджета г. Хабаровска расходов в виде субсидий на оказание услуг по перевозке пассажиров речным транспортом, не является основанием для автоматического изменения ранее утвержденного тарифа.
Согласно пункту 5 Порядка организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края, утвержденного Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2003 г. № 60, субъект, осуществляемый регулируемую деятельность, обращается в Комитет с заявлением об установлении (согласовании) или изменении тарифов с обязательным представлением расчетных и обосновывающих материалов согласно типовым перечням.
В судебном заседании установлено, что в установленном порядке заявитель в Комитет с заявлением об изменении тарифов не обращался.
На момент обращения заявителя в суд с указанными требованиями навигация 2014 года закончилась, перевозка пассажиров осуществлялась заявителем по утвержденным Постановлением 10-ц тарифам.
Доводы заявителя о том, что в результате осуществления перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в навигацию 2014 года по регулируемым тарифам при отсутствии субсидии из городского бюджета, предприятию причинены убытки, основанием для отмены оспариваемого нормативного акта не являются, поскольку права заявителя на компенсацию убытков должны реализовываться в ином порядке, не в рамках настоящего дела.
Навигация 2015 года еще не началась. У заявителя нет препятствий для обращения в Комитет с соответствующим заявлением об увеличении тарифов.
Требования заявителя о принятии судом решения обязывающего Комитет установить экономически обоснованный тариф не подлежат удовлетворению, поскольку у суда указанные полномочия в силу ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ отсутствуют.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемый в нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Комитета по тарифам и ценам Правительства Хабаровского края, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, иным нормативным правовым актам не противоречит, в связи с чем, основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

ЗАО "Амурские пассажирские перевозки" в удовлетворении требования о признании недействующим Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23 апреля 2014 года № 10-ц "Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа речным транспортом по внутригородским маршрутам города Хабаровска", возложении обязанности по установлению экономически обоснованного тарифа, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Верховного Суда РФ через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 14 октября 2014 года.

Судья Хабаровского краевого суда
И.Г.МОРОЗ


------------------------------------------------------------------