Постановление Главы города Комсомольска-на-Амуре от 25.11.2014 N 191 "О реализации Основных направлений развития потребительского рынка товаров и услуг на 2013 - 2015 годы в городском округе "Город Комсомольск-на-Амуре"



ГЛАВА ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2014 г. № 191

О РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ НА 2013 - 2015 ГОДЫ
В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ "ГОРОД КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ"


В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом от 29 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" одним из вопросов местного значения является вопрос создания условий для обеспечения населения услугами торговли, питания и бытового обслуживания.
В целях решения данного вопроса постановлением главы города Комсомольска-на-Амуре от 12 декабря 2012 г. № 218 утверждены "Основные направления развития потребительского рынка товаров и услуг в муниципальном образовании городском округе "Город Комсомольск-на-Амуре" на 2013 - 2015 годы".
Результаты реализуемых основных направлений, в том числе информационно-аналитическое наблюдение, характеризуют состояние потребительского рынка товаров и услуг как стабильное, с умеренной динамикой темпов роста товарооборота и достаточно высокими темпами роста современных форматов торговли. Обеспечено достижение установленных значений основных показателей эффективности деятельности отрасли.
За 2013 год населению города продано потребительских товаров и реализовано услуг через все каналы реализации на сумму 42592 млн. рублей, что на 9,6% больше 2012 года. В 2014 году ожидаемая выручка от реализации товаров и услуг составит 47065 млн. руб. Темп роста розничного товарооборота к уровню 2013 года составит 10,5%, по обороту общественного питания 11%, по объему оказанных бытовых услуг 7%.
В расчете на одного жителя товарооборот сложился в сумме 176,0 тыс. рублей или 111% от уровня прошлого года. По Хабаровскому краю данный показатель составляет 168 тыс. руб. По рейтингу городов и районов края и по индексу физического объема оборота розничной торговли Комсомольск-на-Амуре занимает второе место и его доля в товарообороте Хабаровского края составляет 20%.
В товарных ресурсах удельный вес объемов продаж продовольственных и непродовольственных товаров составил 57,7% и 42,3% соответственно (в 2013 году - 57,9 и 42,1%). Структура потребления отдельных видов товаров достаточно консервативна и изменяется незначительно. Радикального смещения акцентов в ассортиментной линейке не наблюдается, в ней сохраняются приоритеты расходов на так называемые "обязательные" виды товаров ежедневного потребления, которые малоэластичны к доходам.
Контрольные задания по мобилизации доходов в территориальный бюджет экономически и социально значимыми предприятиями отрасли в отчетном периоде выполнены, мобилизовано 189 млн. руб.
Рост налоговых поступлений в целом по отрасли составил 3,5 процента, при этом численность налогоплательщиков на 0,6% снизилась по сравнению с 2013 годом. Прекратили по разным причинам деятельность в 2014 году 554 индивидуальных предпринимателя и 171 юридическое лицо.
Доля платежей по отрасли "Торговля" в общих налоговых поступлениях составила в консолидированный бюджет субъекта РФ 9,7%, в местный бюджет - 22,3%.
Число хозяйствующих субъектов, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на потребительском рынке на 01 октября 2014 года, составило 4809 ед. или 42% от общего количества налогоплательщиков, уменьшившись на 0,6 процента по отношению к 2013 году (4837 единиц).
Среднесписочная численность работников, занятых на потребительском рынке, по оценочным данным, составляет свыше 23-х тыс. человек или 15 процентов от общей численности занятых в экономике города, что характеризует отрасль как достаточно емкий рынок труда. В отчетном периоде в сфере потребительского рынка создано более 500 новых рабочих мест.
Среднемесячная заработная плата в сфере торговли за 2013 год составила 17947,8 руб. (54% от среднегородского уровня), за январь - август 2014 г. - 18778,9 руб. или 50,5% от среднегородского уровня, увеличившись на 8,3% по отношению к 2013 году по отрасли и уменьшившись на 3,5% по отношению к среднегородскому уровню. Отрицательная динамика в части снижения уровня заработной платы к уровню среднегородской заработной платы наблюдается уже в течение трех - четырех лет.
Инфраструктуру потребительского рынка товаров и услуг на территории города представляют более двух тысяч объектов (по оценочным данным), при этом на долю торговли приходится 72,8%, общественного питания - 10,2% и бытового обслуживания населения - 17%.
В отчетном периоде (2013 - 2014) введено в эксплуатацию 60 объектов торговли, прирост торговых площадей составил более 12 тыс. кв. метров. В результате увеличилась обеспеченность населения торговыми площадями: при утвержденном нормативе минимальной обеспеченности в 475 кв. м на 1 тысячу жителей фактическая обеспеченность составила 607 кв. м, что положительно превышает установленный норматив на 28%.
Доминирующее положение среди предприятий розничной торговли занимает сетевая торговля. В сетевом формате на территории города функционирует 33 компании, из которых 18 местных, 6 региональных и 9 федеральных сетей.
В сфере оптовой торговли насчитывается более 100 операторов, складские площади составляют 100 тыс. кв. м, емкость холодильников - более 20 тыс. тонн, что полностью обеспечивает потребность в них предприятий розничной торговли.
За счет реализации инвестиционных проектов к концу года будет модернизировано и введено в эксплуатацию более 10 тыс. кв. м торговых и 3 тыс. кв. метров складских площадей.
Объем инвестиций в основной капитал в секторе оптовой и розничной торговли в текущем году составил более 600 млн. рублей, что на 10% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Товарная насыщенность потребительского рынка носит устойчивый характер, товарные запасы составляют 25 - 30 дней торговли.
Доля завозной продукции в общем объеме оборота товарных ресурсов оценочно составляет 88 процентов.
Удельный вес реализации на территории города продукции отечественного производства оценочно составляет 80%.
За счет собственного производства в городе удовлетворяется спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия на 100%, молочной продукции - на 72%, мясопродукты - на 23%, яйцо - на 80%, напитки и воду - на 68%.
В течение отчетного периода осуществлялся целый комплекс мер по развитию взаимовыгодного сотрудничества розничных торговых предприятий и перерабатывающих предприятий пищевой промышленности Хабаровского края в целях продвижения собственной выпускаемой продукции.
Реализация этих мер способствовала тому, что сегодня их продукция представлена во всех розничных предприятиях, объемы продаж увеличились в среднем на 22,5 процента по мясу птицы, на 7 процентов - по молочной продукции и на 5 процентов - по яйцу.
Созданы условия и для сельхозпроизводителей. Под продажу продукции, выращенной гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, на всех действующих розничных рынках и ярмарках выделены сельскохозяйственные зоны с общим количеством торговых мест 703 единицы. Кроме того, организовано в разных микрорайонах города 12 сезонных ярмарок на 280 торговых мест и 18 бахчевых развалов.
В результате проводимых мероприятий по привлечению фермеров, огородников, дачников большую долю продаж на рынках и ярмарках сегодня занимает сельхозпродукция, в том числе мясо, молоко, мед, овощи. Потребность населения в картофеле и овощах с учетом выращенной на дачных участках и в личных подсобных хозяйствах в последние годы удовлетворяется на 70 - 74%. По другим товарным группам отмечается снижение их продаж на рынках и ярмарках. В стационарной торговле наблюдается более высокая динамика продаж, что в целом привело к снижению доли розничных рынков и ярмарок в структуре оборота розничной торговли с 9% в 2012 г. до 7% в 2014 году.
В весенне-летний период для улучшения торгового обслуживания жителей города проводилась работа по организации торговли прохладительными напитками, мороженым и квасом. В текущем году для реализации данной продукции было организовано 207 торговых точек, объем продаж увеличился на 15% в сравнении с 2013 годом, что полностью обеспечило потребности населения.
На особом контроле продолжает оставаться цена продукции, которая является основным индикатором конъюнктуры потребительского рынка.
В течение года цены на товары менялись неравномерно: с начала года рост на продовольственные товары составил 7,5 процента; на товары непродовольственной группы - 3,4 процента (по Хабаровскому краю - на 8 и 3,7% соответственно, по России - на 8,35 и 4,3 процента соответственно).
После введения в августе текущего года экономических санкций Российской Федерации наибольший прирост цен отмечен на отдельные категории мяса свинины и окорочка куриные (США) - на 12 - 17 процентов; на остальные продовольственные товары наблюдались незначительные ценовые колебания - от 3-х до 8%.
Одновременно с начала года наблюдалось снижение цен на картофель на 28,6%, морковь - 16,6%, капусту - на 30,1%, лук - 2,1% (сезонное), масло подсолнечное - на 7%, яйцо куриное - на 18,2%.
Стоимость минимального набора продуктов питания в сентябре 2014 года в Хабаровском крае составила 4271,17 руб., что на 4,65% ниже, чем в Дальневосточном федеральном округе (4479,59 рублей) и на 42,6% выше, чем в среднем по России - 2996,05 рубля.
Наряду с положительным трендом развития потребительского рынка, в отрасли все еще остаются быть проблемными вопросы обеспечения качества и безопасности реализуемых товаров и услуг, недостаточно высокий уровень заработной платы, сокрытие и уклонение налогоплательщиков от налоговых обязательств и другие.
Вместе с тем, в целом ситуация на потребительском рынке товаров и услуг оценивается как стабильная, прогноз для его дальнейшего развития благоприятный.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ постановляю:
1. Принять к сведению информацию о реализации Основных направлений развития потребительского рынка товаров и услуг, принятых на 2013 - 2015 годы в городском округе "Город Комсомольск-на-Амуре".
2. Начальнику отдела торговли, питания и бытового обслуживания администрации города Комсомольска-на-Амуре:
2.1. Обеспечить выполнение установленных на 2013 - 2015 годы показателей эффективности деятельности потребительского рынка товаров и услуг. Срок - 2015 г.
2.2. Продолжить информационно-аналитическое наблюдение за состоянием потребительского рынка товаров и услуг и анализ финансовых, экономических, социальных и показателей социально-экономического развития отрасли в рамках доступных ресурсов. Срок - ежеквартально.
2.3. Продолжить ежедневный мониторинг цен и их динамики на социально значимые продовольственные товары в розничной торговой сети в целях недопущения необоснованного роста цен. Срок - ежедневно до особого распоряжения.
2.4. Обеспечить реализацию комплекса мер по продвижению продукции товаропроизводителей Хабаровского края в розничную торговую сеть городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в целях территориальной и ценовой доступности товаров отечественных производителей.
2.5. Содействовать доступу производителей сельскохозяйственной продукции (фермеров, граждан, занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством) к розничным рынкам и ярмаркам.
2.6. Обеспечить готовность объектов мелкорозничной торговой сети по продаже кваса и других прохладительных напитков, мороженого к работе в весенне-летний сезон 2015 года. Срок - до 01 мая 2015 г.
2.7. Подвести итоги выполнения Мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Основных направлений развития потребительского рынка товаров и услуг, утвержденных постановлением главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 12 декабря 2012 года № 218. Срок - ноябрь 2015 года.
3. Рекомендовать руководителю территориального отдела Федеральной службы "Роспотребнадзора" Мясоедову С.А.:
3.1. Усилить работу по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений на потребительском рынке товаров и услуг городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре".
3.2. Способствовать внедрению и исполнению программ производственного контроля хозяйствующими субъектами потребительского рынка товаров и услуг.
3.3. Обеспечить проведение профилактических мероприятий, содействующих повышению правовой грамотности, информированности хозяйствующих субъектов и населения в вопросах защиты прав потребителей и формированию навыков рационального потребительского поведения.
4. Рекомендовать начальнику Управления Министерства Внутренних Дел по городу Комсомольску-на-Амуре усилить контроль за соблюдением предприятиями торговли и общественного питания действующего законодательства в части реализации товаров, оборот которых в розничной сети ограничен (алкогольная продукция и табачные изделия).
5. Рекомендовать руководителю инспекции Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре принять меры по легализации доходов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка товаров и услуг.
6. Рекомендовать руководителям предприятий и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на потребительском рынке товаров и услуг:
6.1. Разработать программы производственного контроля и обеспечить их осуществление в части соблюдения санитарных правил и выполнения профилактических мероприятий по повышению ответственности за качество и безопасность реализуемых товаров, уровень обслуживания потребителей.
6.2. Обеспечить своевременность и полноту уплаты налоговых обязательств в бюджеты всех уровней.
6.3. Не допускать случаев выплаты заработной платы ниже размера минимальной заработной платы в Хабаровском крае, установленного Соглашением от 28 августа 2014 года, заключенным между Хабаровским краевым объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительством Хабаровского края.
6.4. Принять меры, направленные на повышение мотивации труда и профессионального уровня кадрового потенциала, закрепляемость молодых специалистов на предприятиях.

Глава города
А.В.Климов


------------------------------------------------------------------