Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 10.12.2014 N 2195 "Об утверждении Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами Советско-Гаванского муниципального района на период до 2018 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. № 2195

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 г. "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р, Программы повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 02 сентября 2014 г. № 630-рп, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами Советско-Гаванского района на период до 2018 года (далее - Программа).
2. Финансовому управлению Администрации муниципального района (Третьякова Л.В.) совместно с органами местного самоуправления района подготовить проект постановления Администрации муниципального района о плане мероприятий по реализации Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами Советско-Гаванского муниципального района на период до 2018 года.
Срок - до 25 января 2014 г.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований района разработать муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами с учетом положений Программы.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на начальника Финансового управления Администрации муниципального района Третьякову Л.В.
5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Глава муниципального района
Ю.И.Бухряков





УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации Советско-Гаванского
муниципального района
от 10 декабря 2014 г. № 2195

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
СОВЕТСКО-ГАВАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД
ДО 2018 ГОДА

1. Общие положения

Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами Советско-Гаванского муниципального района на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 г. "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р (далее - Программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года), Программой повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 02 сентября 2014 г. № 630-рп (далее - Программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018), и основывается на положениях следующих нормативных правовых актов и документов Российской Федерации и Хабаровского края (далее также - край):
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601);
Федерального закона от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ);
Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ);
государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320;
Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 1275-р (далее - Концепция);
Прогноза социально-экономического развития Советско-Гаванского района на 2015 - 2017 годы, утвержденного постановлением Администрации района от 11 августа 2014 года № 1440.
Настоящая Программа определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления района по повышению качества бюджетного планирования и эффективности использования средств районного бюджета, в том числе за счет роста доходов, оптимизации расходов и совершенствования долговой политики района.

2. Основные итоги реализации Программы повышения
эффективности бюджетных расходов на период до 2014 года

В 2011 - 2013 годах реформирование системы управления муниципальными финансами в районе проводилось в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной постановлением Администрации муниципального района от 05 декабря 2011 г. № 1773 (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов), ведомственных планов по повышению эффективности бюджетных расходов и в соответствии с реализуемыми на федеральном уровне стратегическими документами.
По итогам реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов достигнуты следующие основные результаты:
- заложены основы для повышения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района. Завершен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, районный бюджет формируется на очередной год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
- внедрены в практику инструменты бюджетирования, ориентированного на результат (реестр расходных обязательств района; муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ); муниципальные программы района);
- подготовлена нормативная правовая и методическая база для перехода к программно-целевому принципу деятельности органов местного самоуправления района, утверждено 24 муниципальных программы. Осуществляется мониторинг реализации программных мероприятий и достижения запланированных целевых индикаторов (показателей) муниципальных программ, исполнения запланированного объема расходов;
- модернизирована система оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам на основе новых типов учреждений и новых механизмов их финансового обеспечения с учетом выполнения муниципальных заданий. Планирование расходов районного бюджета осуществляется с учетом проектов муниципальных заданий и нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества;
- внедрен механизм мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств районного бюджета. Ежегодно формируется рейтинг главных распорядителей средств районного бюджета, и результаты оценки качества финансового менеджмента публикуются на официальном сайте Администрации муниципального района;
- создана система мониторинга результатов деятельности муниципальных учреждений, качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ). Начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг (выполнения работ), полученные результаты используются в деятельности Администрации района и муниципальных учреждений. Информация о деятельности муниципальных учреждений размещается на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и на официальных сайтах Главных распорядителей бюджетных средств района;
- на краевом портале государственных и муниципальных услуг (http://pgu.khv.gov.ru) доступно предоставление муниципальных услуг населению района в электронном виде;
- в связи с изменением федерального законодательства внесены изменения в существующую систему муниципального финансового контроля в районе. Создано единое информационное пространство контрольной деятельности органов местного самоуправления района и поселений;
- создана информационная система управления муниципальными финансами района. Повысилась прозрачность и доступность информации о районном бюджете и бюджетном процессе в районе. Сформированы электронные брошюры "Отчет для граждан" и "Бюджет для граждан";
- на официальном сайте Администрации муниципального района размещается информация о деятельности органов местного самоуправления района, а также через Интернет-приемную Главы Советско-Гаванского муниципального района реализована функция обратной связи для работы с обращениями граждан;
- создана система мониторинга качества управления муниципальными финансами. Ежегодно формируется рейтинг муниципальных образований района и размещается на официальном сайте Администрации муниципального района.
Наряду с реализованными мероприятиями и достигнутыми результатами, формирование системы управления муниципальными финансами в районе не завершено. Сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем:
- не обеспечено единство взаимосвязанного процесса муниципального стратегического планирования, программно-целевого и бюджетного планирования;
- не в полной мере внедрены нормативно-методическое обеспечение и практика долгосрочного бюджетного планирования;
- сохраняется ограниченность практики использования муниципальных программ в качестве инструмента для достижения целей и основы для бюджетного планирования;
- не сформирована система анализа эффективности бюджетных расходов;
- сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не формируются приоритеты в оптимизации бюджетных расходов;
- применение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг остается формальным и не используется в полной мере, а также отсутствует заинтересованность ГРБС во всестороннем анализе практики применения муниципальных заданий в целях обеспечения потребности граждан в муниципальных услугах и увеличения их доступности и качества;
- недостаточная результативность системы муниципального финансового контроля и недостаточная его ориентация на оценку эффективности бюджетных расходов. Отсутствует система внутреннего финансового аудита;
- ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- сохраняется недостаточная ответственность ГРБС при осуществлении своих бюджетных полномочий;
- сохраняется недостаточная открытость бюджета, не обеспечена публичность процесса управления муниципальными финансами. Остается низкой степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Для организации деятельности ГРБС района по решению вышеуказанных проблем, формирования целостной и эффективной системы управления муниципальными финансами разработана настоящая Программа.

3. Цель, задачи и условия реализации Программы

Целью настоящей Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при достижении приоритетов и целей социально-экономического развития района.
Необходимым условием достижения цели является обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы района.
Для достижения поставленной цели и условий Программы необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1) проведение эффективной политики по управлению доходами районного бюджета;
2) реализация мер по повышению функциональной эффективности бюджетных расходов;
3) повышение операционной эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений;
4) повышение качества муниципального финансового контроля;
5) обеспечение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
Решение перечисленных задач и организация выполнения мероприятий Программы будут осуществляться в рамках соответствующих муниципальных программ.

4. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности бюджетной системы района

Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы района является основной целью бюджетной, налоговой и долговой политики Администрации муниципального района.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы района необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям.

4.1. Разработка и реализация бюджетного прогноза района
Основной целью бюджетного прогноза района является определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития района в долгосрочном периоде при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости районного бюджета и повышении эффективности бюджетных расходов.
Бюджетный прогноз района на долгосрочный период разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4.2. Поддержание оптимального уровня и структуры муниципального долга
Обеспечение экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга является ключевой задачей долговой политики района. Основными принципами управления муниципальным долгом района в 2014 - 2018 годах будут являться:
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств района;
- прозрачность управления муниципальным долгом и доступность информации о муниципальном долге.
Управление муниципальным долгом будет направлено на:
- сохранение объема муниципальных долговых обязательств на безопасном уровне (не выше 50 процентов объема доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений из краевого бюджета);
- повышение эффективности муниципальных заимствований;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением муниципальных заимствований (в том числе обеспечение равномерности распределения долговой нагрузки по годам);
- сокращение рисков наступления гарантированных случаев по муниципальным гарантиям района.
В целом политика муниципальных заимствований будет исходить из необходимости поддержания объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения районом обязательств по его погашению и обслуживанию.
В условиях риска увеличения бюджетного дефицита наряду с основными направлениями бюджетной и налоговой политики будут разрабатываться основные направления долговой политики района.
Проект основных направлений долговой политики района будет представляться в Собрание депутатов Советско-Гаванского муниципального района одновременно с проектом решения о районном бюджете после внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и нормативные правовые акты района.

4.3. Оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов
В рамках проведения мероприятий по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить:
- формирование "программного бюджета" на основе муниципальных программ; проведение оценки эффективности реализации муниципальных программ с последующей оптимизацией расходов районного бюджета по результатам проведенной оценки;
- ограничение роста расходов районного бюджета при выполнении расходных обязательств районного бюджета;
- оптимальный уровень дефицита районного бюджета в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
- оптимизацию расходов районного бюджета в соответствии с внесенными изменениями в "дорожные карты" отраслей социальной сферы, направленных на повышение их эффективности, оптимизацию сети муниципальных учреждений;
- формирование перечня строительства с учетом проводимой оценки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств районного бюджета, направленных на капитальные вложения;
- использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения муниципальных задач;
- формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам на основе ведомственных перечней муниципальных услуг, сформированных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг (работ), утвержденными федеральными органами исполнительной власти, и единых нормативов их финансового обеспечения;
- эффективное управление остатками средств на едином счете районного бюджета в течение финансового года, в том числе контроль за своевременным и эффективным использованием межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и предоставляемых бюджетам поселений.

5. Внедрение программно-целевых методов
управления в бюджетный процесс

Администрацией муниципального района в целях выстраивания единой системы стратегического управления внедряются программно-целевые методы управления. Основными инструментами достижения целей, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования являются муниципальные программы.
В 2013 году завершена работа по переходу на программно-целевой принцип формирования районного бюджета. Районный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован на программной основе.
Формирование районного бюджета на основе муниципальных программ определяет дополнительные требования к устойчивости районного бюджета в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Применение программно-целевого метода создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации ресурсов районного бюджета на важнейших направлениях деятельности Администрации муниципального района.
За период 2012 - 2013 годов Администрацией муниципального района разработаны и утверждены 24 муниципальные программы.
В систему муниципальных программ входит система реализации указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07 мая 2012 г. № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 01 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", которая предусматривает:
- постановку на период до 2018 года конкретных целей, задач и тесно увязанных с ними показателей (результатов социально-экономического развития государства), определенных указами Президента Российской Федерации;
- установление ответственности за достижение определенных Президентом Российской Федерации стратегических результатов.
Для координации работы по реализации муниципальных программ и в целях мониторинга достижения целевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития района создана комиссия Администрации Советско-Гаванского муниципального района по проектировкам показателей социально-экономического развития района, отбору муниципальных программ и инвестиционных проектов (далее также - Комиссия). Работа Комиссии является решающей в принятии решений по включению дополнительных мероприятий в муниципальные программы.
Для полноценного внедрения в бюджетный процесс программно-целевых методов необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) соблюдение единой вертикали: государственные программы Российской Федерации - региональные государственные программы - муниципальные программы, включая субсидирование расходов бюджетов различных уровней, что будет способствовать комплексному влиянию на достижение целей, задач, индикаторов;
2) повышение эффективности бюджетных расходов на основе приоритетных направлений социально-экономического развития района. При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам должен определяться в рамках объективных возможностей районного бюджета с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации муниципальных программ;
3) внедрение в бюджетный процесс предельных объемов ("потолков") расходов по каждой муниципальной программе. При определении "потолков" расходов необходимо учитывать как параметры социально-экономического развития района, изменение потребностей в объемах муниципальных услуг, так и обеспечение достижения стратегических целей развития Российской Федерации, края и района, в том числе достижение целевых показателей указов Президента Российской Федерации. Кроме того, "потолки" расходов позволяют определить приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей муниципальных программ по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов;
4) повышение роли ответственных исполнителей муниципальных программ, рост их влияния на объемы финансового обеспечения реализации мероприятий программ, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками).
Эффективность внедрения программно-целевых методов управления как одного из инструментов реализации государственной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.

6. Проведение эффективной политики по управлению
доходами районного бюджета

Политика в области формирования и администрирования доходов районного бюджета является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов района.
В целях обеспечения системности прогнозирования и установления единого порядка формирования основных параметров районного бюджета применяется методика прогнозирования доходов районного бюджета по основным видам налоговых и неналоговых доходов, утвержденная приказом финансового управления Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 12.07.2013 (далее - Методика).
Налоговая политика края в 2014 - 2018 годах будет направлена на достижение устойчивой положительной динамики поступлений налогов и дальнейшее расширение налоговой базы путем:
- совершенствования законодательной и нормативной правовой базы района по вопросам налогообложения;
- мониторинга уровня собираемости доходов в бюджет района;
- повышения качества налогового администрирования, мониторинга недоимки по налогам и сборам, возможной к взысканию.
Одним из инструментов проведения государственной политики в сфере экономики района является предоставление налоговых льгот в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований района, основное внимание необходимо уделить:
- количественной оценке налоговых льгот, включая выпадающие доходы от применения различных налоговых льгот и освобождений;
- оценке эффективности применения налоговых инструментов, достижения целей и задач, для решения которых были установлены те или иные налоговые преференции, а также соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение в виде недополученных доходов бюджета.
В настоящее время система оценки эффективности применения налоговых инструментов только формируется, что не позволяет в полной мере оценить эффективность мер налогового стимулирования, обеспечить эффективное использование общественных финансов, их направление на решение поставленных задач.
С учетом этого представляется необходимым реализовать в рамках Программы следующие меры:
1) обеспечить периодическое обновление и актуализацию перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения.
Продление действующих и введение новых налоговых льгот следует производить на условиях:
- предварительного анализа влияния результата от предоставляемых налоговых льгот на финансово-экономическое состояние субъектов предпринимательской деятельности;
- установления ограничения действия льготы во времени;
- анализа фактической результативности и эффективности применения налоговых льгот по итогам каждого периода их применения (в том числе в целях возможного принятия решений о дальнейшей их пролонгации или отмены);
2) обеспечить совершенствование методики оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы создание благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности, а также результаты реализации ими полученных преимуществ;
3) установить в качестве обязательного требования представление результатов оценки эффективности налоговых льгот, установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований района.
В рамках реализации Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов важным направлением налоговой политики является поэтапный переход к налогу на недвижимое имущество для физических лиц и для организаций, в связи с чем требуется осуществление комплекса мер, обеспечивающих введение в районе налогов на недвижимость, включая внесение изменений в нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований района, а также актуализацию кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости.
Кроме того, следует продолжить мониторинг изменений бюджетного и налогового законодательства, оказывающего влияние на налоговую базу, ставки, нормативы зачисления, порядок и сроки уплаты налогов и авансовых платежей и иные показатели доходов.

7. Повышение функциональной эффективности
бюджетных расходов

Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к "программному бюджету", предполагает расширение финансовой самостоятельности и ответственности ГРБС района за достижение запланированных целей.
В целях создания общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо разработать и реализовать конкретные инструменты и механизмы, ключевыми из них являются:
- создание системы анализа эффективности бюджетных расходов;
- развитие системы муниципальных закупок и функциональная эффективность в сфере муниципальных закупок;
- оптимизация структуры муниципального сектора экономики;
- повышение эффективности использования муниципального имущества;
- повышение эффективности оказания муниципальных услуг;
- повышение эффективности бюджетных инвестиций;
- совершенствование и развитие межбюджетных отношений в районе.

7.1. Создание системы анализа эффективности бюджетных расходов
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств районного бюджета, на всех стадиях бюджетного процесса: формирования проекта районного бюджета, его исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования районного бюджета необходимо определять (корректировать) объемы финансового обеспечения муниципальных программ исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований районного бюджета согласно утвержденным порядку и методике планирования бюджетных ассигнований районного бюджета. Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать возможность увязки соответствующих бюджетных расходов (включая кредитные ресурсы, муниципальные гарантии, налоговые льготы) с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть. Новые виды расходных обязательств районного бюджета (принимаемые расходные обязательства) принимаются на конкурсной основе с учетом эффективности планируемых мероприятий.
Система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ.
В настоящее время анализ эффективности расходов районного бюджета осуществляется в рамках оценки эффективности реализации муниципальных программ в соответствии с Порядком проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ, утвержденным постановлением Администрации муниципального района от 16 мая 2012 г. № 627 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ Советско-Гаванского муниципального района" (далее - Порядок).
Порядок определяет механизм и методику проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ в целях отбора муниципальных программ и формирования перечня муниципальных программ, планируемых к финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде.
Методика оценки эффективности реализации муниципальных программ учитывает:
- степень достижения цели и решения задач муниципальной программы в целом;
- степень исполнения запланированного уровня расходов;
- степень своевременности реализации мероприятий подпрограмм и (или) основных мероприятий муниципальной программы (достижение непосредственных результатов их реализации).
По результатам проводимой оценки эффективности муниципальных программ отдел анализа и экономической политики в срок до 1 мая года, следующего за отчетным, разрабатывает и представляет Главе муниципального района сводный доклад о ходе реализации и оценки эффективности муниципальных программ за отчетный год.
С учетом результатов анализа эффективности муниципальных программ следует реализовать следующие предложения:
1) повысить ответственность исполнителей (соисполнителей) муниципальных программ за: выполнение целевых показателей (индикаторов), направленных на реализацию указов Президента Российской Федерации; качественное и своевременное представление отчетных данных для оценки эффективности реализации муниципальных программ; обязательное размещение сведений о результатах реализации муниципальных программ на своих официальных сайтах;
2) повысить качество управления муниципальными программами за счет проведения анализа на предмет соответствия "приоритеты - мероприятия - целевые индикаторы - расходы районного бюджета" и приведения муниципальных программ в соответствие с государственными программами Российской Федерации, Хабаровского края;
3) при оценке эффективности реализации муниципальных программ учитывать критерии оценки населением качества предоставления муниципальных услуг.
Система оценки эффективности бюджетных расходов районного бюджета будет внедряться в бюджетный процесс поэтапно с соблюдением обязательных условий:
- наличие нормативного правового регулирования по данному вопросу на федеральном уровне и методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- наличие достоверной и достаточной бюджетной и статистической отчетности и информации.
Кроме того, дополнительным условием функционирования системы оценки эффективности бюджетных расходов районного бюджета должно стать обязательное обсуждение промежуточных и итоговых результатов оценки эффективности бюджетных расходов общественным советом при Администрации муниципального района.
Завершающим этапом в системе оценки эффективности бюджетных расходов районного бюджета должно стать применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок и выработка конкретных планов ("дорожных карт").

7.2. Развитие системы муниципальных закупок и функциональная эффективность в сфере муниципальных закупок
Одним из приоритетных направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов является развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд района. Основным мероприятием повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд. С 01 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ, который содержит ряд положений, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Муниципальные закупки должны соответствовать целям, определенным статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ, быть неразрывно увязаны с планами закупок, соответствовать планам-графикам закупок и встроены в процесс планирования районного бюджета.
В целях перехода на контрактную систему в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд района необходимо решение следующих основных задач.

7.2.1. Централизация полномочий заказчика в рамках статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ
В настоящее время в районе в целях обеспечения единого порядка размещения заказов для муниципальных нужд создан Отдел муниципального заказа Администрации муниципального района (далее - Отдел), наделенный соответствующими полномочиями в рамках части 3 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ. Отдел является юридическим лицом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов местного самоуправления, казенных и бюджетных муниципальных учреждений, осуществляющих закупки (далее - заказчики), путем проведения конкурентных способов (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, аукцион в электронной форме) закупок для заказчиков. Централизация закупок в рамках части 1 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ позволит всем органам местного самоуправления осуществлять закупки конкурентными способами через уполномоченный орган, что будет способствовать формированию единого подхода к осуществлению закупок в районе и оптимизации бюджетных расходов.
Кроме того, с 01 января 2016 г. в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ Администрации муниципального района необходимо принять решение об осуществлении полномочий заказчика уполномоченным органом одним из предусмотренных законом способов.
Решение задач в рамках централизации позволит сократить расходы на организацию закупочных процедур, в том числе путем сокращения избыточной численности занятых в этой сфере служащих, обеспечить экономию на объемах закупок, а также будет способствовать:
- организации и проведению закупок на профессиональной основе;
- проведению процедур и определению победителя закупок по единым правилам (формы документов, подходы по допуску и отклонению участников закупки и т.п.), что даст существенный антикоррупционный эффект;
- пресечению выставления завышенных начальных (максимальных) цен контракта заказчиками, а также внесения в технические задания требований, ограничивающих конкуренцию.

7.2.2. Методическое сопровождение деятельности заказчиков
В целях повышения правовой грамотности заказчиков при осуществлении закупок Отделом оказывается методическое сопровождение деятельности заказчиков. В настоящее время на успешное развитие сферы закупок оказывают негативное влияние факты нарушений заказчиками требований законодательства к осуществлению закупок, ограничений равного доступа к участию в закупках.
В этой связи необходимо постоянное информационно-методическое содействие заказчикам района в сфере осуществления закупок для муниципальных нужд, в том числе методическое сопровождение пользования региональной информационной системой края в сфере закупок, а также проведение семинаров, конференций и иных мероприятий в сфере закупок для муниципальных заказчиков. В дальнейшем в целях оптимизации деятельности заказчиков путем совершенствования организации проведения закупок необходимо систематизировать проведение межведомственных и отраслевых семинаров для оперативного обсуждения возникающих у заказчиков вопросов в рамках функционирования контрактной системы в сфере закупок. Решение задач в рамках методического сопровождения деятельности заказчиков позволит сократить количество необоснованных закупок, в том числе путем обеспечения соблюдения требований законодательства при осуществлении закупок, а также будет способствовать:
- повышению профессионализма заказчиков;
- систематизации подходов и выработке единых решений по возникающим у заказчиков района вопросам на этапе перехода на контрактную систему;
- пресечению внесения в документацию об осуществлении закупки положений, противоречащих нормам Федерального закона № 44-ФЗ, а также требований, ограничивающих конкуренцию хозяйствующих субъектов.
7.2.3. Установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам и нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов (далее - нормирование в сфере закупок) в рамках статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ
Повышению эффективности бюджетных расходов в сфере закупок препятствует ряд негативных факторов. При осуществлении некоторых закупок имеют место случаи формирования заявок на закупки с указанием характеристик товаров, работ, услуг, не соответствующих реальной потребности заказчика и имеющих избыточные потребительские свойства. Такие закупки за счет средств районного бюджета имеют большой общественный резонанс, широко освещаются в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что создает негативный информационный фон.
На первоначальном этапе в целях реализации положений статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации будут установлены общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд. В дальнейшем потребуется принятие постановления Администрации района, устанавливающего правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Следующий этап нормирования в сфере закупок потребует утверждения органами местного самоуправления требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым ими и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также автономными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями, на которые распространяются положения Федерального закона № 44-ФЗ.
Решение задач в рамках нормирования в сфере закупок позволит повысить эффективность использования средств районного бюджета, в том числе путем пресечения закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши, а также будет способствовать:
- пресечению выставления завышенных начальных (максимальных) цен контракта заказчиками;
- пресечению внесения в технические задания требований, содержащих преференции отдельным хозяйствующим субъектам;
- увеличению конкуренции среди поставщиков за счет повышения прозрачности закупок в районе;
- упрощению контроля, в том числе общественного, за всеми муниципальными закупками.

7.3. Оптимизация структуры муниципального сектора экономики
Ключевой задачей реализации в районе Федерального закона № 83-ФЗ является оптимизация сети муниципальных учреждений. За последние два года доля бюджетных и автономных учреждений в районе возросла с 55,1 процентов до 80 процентов. Доля казенных учреждений сократилась с 44,9 до 20 процентов. На 01 января 2014 г. осуществляли свою деятельность 45 муниципальных учреждения, из них 35 - бюджетных (77,8%), 9 - казенных (20,0%), 1 - автономное (2,2%).
Показатели оптимизации бюджетной сети заложены в планы мероприятий ("дорожные карты") по повышению эффективности и качества услуг в районе в сферах образования, культуры и физической культуры и спорта до 2018 года (далее - отраслевые "дорожные карты"). Планируемая реорганизация учреждений ориентирована на эффективное оказание муниципальных услуг населению района.
В целях реализации этой задачи решения о реорганизации, изменении типа или ликвидации учреждений будут приниматься исключительно на основе анализа основных видов деятельности учреждений, определенных учредительными документами, оценки объема и содержания оказываемых муниципальных услуг.
В 2014 - 2015 годах главным распорядителям бюджетных средств, имеющим сеть подведомственных учреждений, необходимо утвердить:
- ведомственные перечни муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг;
- нормативы затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг после определения общих требований федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на основании новых ведомственных перечней услуг будет осуществляться, начиная с формирования районного бюджета на 2016 год и плановый период. В связи с этим необходимо еще раз с учетом новых критериев проанализировать деятельность подведомственных учреждений, число которых должно быть сокращено.
В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью необходимо оптимизировать структуру бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий района, а также не соответствующие профилю учредителя.
В настоящее время в Российской Федерации обеспечено необходимое разграничение полномочий и предметов ведения между уровнями публичной власти. Поэтому основная задача совершенствования муниципального управления на современном этапе - инвентаризация и учет всех полномочий, возложенных на муниципальный район федеральным законодательством. Администрацией района проводится работа, направленная на обеспечение соответствия структуры и функций исполнительной власти полномочиям, возложенным на муниципальный уровень федеральным законодательством.

7.4. Повышение эффективности использования муниципального имущества
Муниципальное имущество создает материальную основу для реализации полномочий района и предоставления муниципальных услуг (выполнение работ) гражданам и бизнесу.
Администрацией района в этой сфере создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база. Организован учет муниципального имущества, проведена работа по оформлению государственной регистрации прав собственности района на основную массу объектов недвижимого имущества.
Комитет по управлению муниципальным имуществом координирует работу отраслевых отделов, управлений, комитетов по оптимизации муниципального имущественного комплекса и приведению его в соответствие с полномочиями района.
На основе изменений расходных обязательств района осуществляется перераспределение имущества. Проводится приватизация муниципального имущества в соответствии с ежегодно утверждаемым Собранием депутатов муниципального района Прогнозным планом приватизации муниципального имущества (далее - Прогнозный план приватизации муниципального имущества).
В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью и муниципальными финансами муниципальные унитарные предприятия, деятельность которых не соответствует полномочиям района, будут реорганизованы или ликвидированы.
Важными мероприятиями, направленными на повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе предоставляемого в пользование третьим лицам, является определение приоритетов при определении пользователей муниципального имущества.
Приоритетом в использовании муниципального недвижимого имущества является предоставление помещений для размещения органов местного самоуправления и муниципальных организаций. В порядке исключения, в целях реализации полномочий по предметам совместного ведения возможно предоставление отдельных помещений либо сохранение договорных отношений с федеральными и краевыми органами государственной власти.
Находящиеся в муниципальной собственности помещения, которые в силу своего функционального назначения не могут быть использованы, или помещения, в отношении которых отсутствует потребность в их использовании для муниципальных нужд (склады, гаражи, иные производственные помещения), подлежат предоставлению во временное коммерческое пользование в целях увеличения доходов от их использования.
Имущество, в том числе недвижимое, не участвующее в реализации полномочий района или в создании условий для их реализации и при отсутствии перспектив его использования в дальнейшем для муниципальных нужд, подлежит отчуждению в соответствии с Прогнозным планом приватизации муниципального имущества.

В целом вопросы повышения эффективности использования муниципального имущества учтены в муниципальной программе "Управление муниципальным имуществом Советско-Гаванского муниципального района на 2013 - 2015 годы", утвержденной постановлением Администрации муниципального района от 08 августа 2013 г. № 1034.

7.5. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг
В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом № 83-ФЗ.
В целях повышения качества и доступности муниципальных услуг (работ) Главными распорядителями бюджетных средств, осуществляющими функции и полномочия учредителей муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее - учредители), проводятся следующие мероприятия:
- муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) доводятся не только до бюджетных и автономных учреждений, но также до казенных учреждений. В 2013 году 100 процентов казенных учреждений был охвачен муниципальным заданием;
- ежеквартально проводится мониторинг выполнения муниципальных заданий;
- ежегодно проводится оценка выполнения муниципальных заданий. По результатам деятельности за 2013 год все муниципальные учреждения муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) выполнили;
- ежегодно проводится оценка качества финансового менеджмента подведомственных учреждений, формируется их рейтинг;
- приняты нормативные акты по установлению показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений;
- начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг;
- осуществляется контроль за размещением информации об учреждениях на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и на официальных сайтах Главных распорядителей бюджетных средств;
Анализ практики предоставления муниципальных услуг (выполнение работ) показал, что учредителями не в полной мере используются методы повышения эффективности бюджетных расходов, в результате чего:
- недостаточно анализируются нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в результате плановые затраты превышают фактические;
- при прогнозируемом невыполнении муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) не всегда проводится его корректировка, уменьшение субсидии на выполнение муниципального задания, что приводит к неэффективным расходам;
- не получила применения практика привлечения к оказанию муниципальных услуг немуниципальных организаций.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач:
- использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг при бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
- формирование и утверждение ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), оказываемых муниципальными учреждениями на основе базовых (отраслевых) перечней государственных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности;
- переход при финансовом обеспечении учреждений к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг после определения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности общих требований к утверждению нормативов затрат;
- расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций. Вовлечение организаций, не являющихся учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц и тем самым обеспечит рост качества оказания муниципальных услуг населению;
- продолжение работы по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг;
- продолжение работы, связанной с переходом на предоставление муниципальных услуг в электронной форме;
- совершенствование систем оплаты труда работников муниципальных учреждений, направленное на создание механизма стимулирования к повышению качества оказываемых муниципальных услуг (работ), внедрение "эффективных контрактов", устанавливающих взаимосвязь между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (работ);
- совершенствование порядка проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента учреждений, осуществляемого учредителями.
Ожидаемый эффект от реализации указанных задач будет заключаться в повышении качества и обоснованности бюджетного планирования и удовлетворенности граждан качеством оказания муниципальных услуг (работ).
В целях создания условий для повышения эффективности работы бюджетного сектора по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах необходимо обеспечить взаимосвязь выполнения муниципальных заданий с муниципальными программами. Основные параметры муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) должны включаться в состав показателей (индикаторов) выполнения соответствующих муниципальных программ.
Одним из важных результатов реализации Федерального закона № 83-ФЗ является повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений. Повышение оплаты труда должно быть обусловлено повышением эффективности оказания муниципальных услуг, установлением прямой зависимости уровня оплаты труда в отраслях бюджетной сферы от его производительности и качества. Будет продолжена работа по переходу на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг. Мероприятия по совершенствованию оплаты труда отдельным категориям работников включены в отраслевые "дорожные карты".
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 601 за период с 2014 по 2018 год необходимо обеспечить:
- уровень удовлетворенности граждан района качеством предоставления муниципальных услуг не менее 70 процентов;
- не менее чем для 50 процентов жителей района доступ к получению муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ предоставления государственных (муниципальных услуг);

7.6. Повышение эффективности бюджетных инвестиций
В целях совершенствования механизма реализации инвестиционной политики, повышения эффективности бюджетных инвестиций в районе утверждается План капитального строительства (далее - План).
План устанавливает распределение бюджетных ассигнований из районного бюджета, направленных на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории района иных капитальных вложений.
При формировании Плана оценивается эффективность использования средств районного бюджета, направляемых на капитальные вложения с учетом соответствия приоритетам социально-экономического развития района, социальной и бюджетной эффективности инвестиционного проекта. Учитываются возможность завершения строительства объекта в трехлетний период бюджетного планирования, эксплуатационные расходы будущих периодов в рамках проектов.
При включении объектов в План наибольшее значение уделяется влиянию строительства объектов на результат выполнения муниципальных программ прежде всего в части достижения целевых показателей, предусмотренных указами Президента Российской Федерации.
Конкурсный отбор проектов к финансированию в очередном финансовом году и в плановом периоде осуществляет комиссия Администрации муниципального района по проектировкам показателей социально-экономического развития района, отбору муниципальных программ и инвестиционных проектов.
В целях повышения эффективности бюджетных инвестиций в 2013 году в районе осуществлены мероприятия по контролю за ходом реализации объектов, финансируемых за счет средств районного бюджета; проверке расчета стоимости проектно-изыскательских работ и начальной (максимальной) стоимости строительно-монтажных работ; сопровождению хода проектирования объектов и согласованию принимаемых технологий и материалов.
На 2014 - 2018 годы в районе запланированы мероприятия по осуществлению контроля за ходом проектирования и строительства объектов; проведению конкурсов в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ; осуществлению финансового, строительного контроля.
В перспективе органам местного самоуправления района при планировании бюджетных инвестиций в соответствии с отраслевой направленностью целесообразно прорабатывать вопрос возможности реализации инвестиционных проектов на условиях ГЧП. Комплекс мер, направленный на развитие ГЧП, будет заложен в план мероприятий по реализации Программы.

7.7. Совершенствование и развитие межбюджетных отношений в районе
В числе межбюджетных трансфертов, составляющих основу стабильного функционирования бюджетов поселений, основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, позволяющие наряду с налоговыми и неналоговыми доходами сформировать объем финансовых ресурсов, гарантирующий минимальную потребность поселений в средствах на первоочередные и социально значимые расходы.
Распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности производится на три года и устанавливается решением о районном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определяется исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений, который в последующих бюджетных циклах не может быть снижен.
Сокращение дифференциации в уровне бюджетной обеспеченности местных бюджетов в перспективе должно прослеживаться в сокращении разрыва между наименее обеспеченными поселениями наиболее обеспеченными поселениями района после выравнивания.
В целях выявления поселений, допускающих нарушения бюджетного законодательства, проводится мониторинг соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленных Правительством края. Начиная с 2012 года ежегодно проводится комплексная оценка эффективности управления муниципальными финансами. По ее результатам каждому поселению присваивается степень качества управления муниципальными финансами, формируется рейтинг поселений и осуществляется его публикация на сайте администрации. Все поселения района имеют третью степень качества управления муниципальными финансами.
Для поддержки устойчивого исполнения местных бюджетов и повышения качества управления муниципальными финансами необходимы действия в следующих направлениях:
- обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
- создание стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, софинансирование расходных обязательств муниципальных образований на реализацию отдельных социально значимых расходных обязательств по вопросам местного значения;
- стимулирование органов местного самоуправления к достижению целей и реализации приоритетов Администрации района;
- повышение эффективности управления муниципальными финансами.
В 2014 - 2018 годах целесообразно продолжить работу по повышению качества управления муниципальными финансами, включая развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом, сокращению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности, снижению долговой нагрузки на местные бюджеты.
Будут продолжены мониторинг финансового положения муниципальных образований, соблюдения требований бюджетного законодательства, проведение оценки качества управления муниципальными финансами, подготовка рекомендаций каждому муниципальному району (городскому округу) о необходимости принятия мер по повышению качества управления муниципальными финансами.
В целях обеспечения требований по прозрачности бюджетного процесса будет осуществляться контроль за размещением информации о муниципальных финансах на официальных сайтах (порталах) поселений района.
Результатом всей этой работы должно стать увеличение количества муниципальных образований района, имеющих высокое и надлежащее качество управления муниципальными финансами.

8. Повышение операционной эффективности деятельности
органов местного самоуправления района
и муниципальных учреждений

Повышение эффективности бюджетных расходов невозможно без повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления района и муниципальных учреждений на операционном уровне, на котором определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений. Указанные меры должны быть направлены на повышение подотчетности органов местного самоуправления района и учреждений, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств районного бюджета.

8.1. Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств районного бюджета и муниципальных учреждений
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как в органах местного самоуправления района, так и на уровне муниципальных учреждений.
Обеспечение повышения качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления является одной из приоритетных задач, установленной Программой повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года.
Начиная с 2012 года Финансовым управлением проводятся оперативный, годовой мониторинг и оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств районного бюджета. Отчеты о результатах годового мониторинга и рейтинг главных распорядителей средств районного бюджета ежегодно размещаются на официальном сайте Администрации муниципального района.
По данным мониторинга за 2012 - 2013 годы, повысилось качество работы главных распорядителей средств районного бюджета по финансовому менеджменту и ответственность за осуществление бюджетного процесса, всеми главными распорядителями средств районного бюджета соблюдаются требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.
За два года оценка качества финансового менеджмента возросла с 3,6 до 3,69 баллов по 5-балльной шкале. При этом мониторингом финансового менеджмента охвачены все основные элементы бюджетного процесса.
Начиная с 2013 года главные распорядители средств районного бюджета, имеющие сеть подведомственных учреждений, ежегодно осуществляют мониторинг качества финансового менеджмента муниципальных учреждений. Результаты мониторинга качества финансового менеджмента и рейтинг муниципальных учреждений размещаются на официальных сайтах Главных распорядителей бюджетных средств. Мониторинг качества финансового менеджмента проводится в соответствии с постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 05.09.2012 № 1286 "Об утверждении Порядка проведения мониторинга и Методики балльной оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств районного бюджета".
Показатели финансового менеджмента являются составной частью показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений. Практика проведения мониторинга и формирования рейтинга муниципальных учреждений оказывает положительное влияние на эффективность деятельности муниципальных учреждений и на открытость информации об их деятельности.
Главным распорядителям средств районного бюджета необходимо продолжить работу по мониторингу качества финансового менеджмента подведомственных учреждений.
Несмотря на достигнутые результаты, работу по повышению качества финансового менеджмента необходимо продолжать и совершенствовать по следующим направлениям:
- развитие нормативной и методической базы проведения мониторинга качества финансового менеджмента в соответствии с изменениями бюджетного законодательства и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации;
- принятие главными распорядителями средств районного бюджета, получившими низкую оценку уровня качества финансового менеджмента, мер, направленных на его повышение.
В соответствии с Программой повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года определены основные направления повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. Финансовый менеджмент главных распорядителей бюджетных средств должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый контроль и аудит). В ходе финансового менеджмента главными распорядителями бюджетных средств района должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых в том числе на оказание муниципальных услуг, осуществляемых муниципальными учреждениями.
Результаты работы по повышению качества финансового менеджмента напрямую влияют на оценку качества управления муниципальными финансами и на рейтинг района в целом.

8.2. Управление ликвидностью единого счета районного бюджета
Целью работы по управлению ликвидностью единого счета районного бюджета (далее - единый счет) является создание условий для качественного и эффективного управления бюджетными средствами, направленного на обеспечение безусловного и своевременного исполнения денежных обязательств районного бюджета.
Для управления ликвидностью единого счета используются процедуры кассового планирования и финансового прогнозирования в процессе исполнения районного бюджета. Кассовое планирование осуществляется в соответствии с Порядком составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального района, утвержденным приказом финансового управления Администрации муниципального района от 20 декабря 2010 г. № 47. Кассовый план районного бюджета (далее - кассовый план) составляется на текущий финансовый год с ежемесячной его актуализацией, на месяц и в случае необходимости подекадно. Кассовый план формируется финансовым управлением и ежемесячно доводится до главных распорядителей средств районного бюджета. Кассовый план как инструмент управления единым счетом бюджета позволяет выявлять периоды образования временных кассовых разрывов, которые связаны с неравномерным поступлением доходов в течение года и необходимостью осуществления отдельных разовых платежей, носящих сезонный характер. Кроме того, кассовый план позволяет осуществлять контроль за недопущением образования необоснованных остатков средств районного бюджета на лицевых счетах главных распорядителей средств районного бюджета и подведомственных учреждений.
8.3. Развитие муниципального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"
Создание муниципального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" является стратегической целью Администрации муниципального района. Автоматизированная система, применяемая в настоящее время в Финансовом управлении и у главных распорядителей средств районного бюджета ("Бюджет-СМАРТ", "Свод-СМАРТ", "Ревизор-КС"), реализует часть задач, принципов и направлений системы "Электронный бюджет" в соответствии с Концепцией и составляет его муниципальный сегмент. На данном этапе муниципальный сегмент системы "Электронный бюджет" обеспечивает высокую степень интеграции исполнения районного бюджета, бюджетного учета, подготовки финансовой отчетности, финансового контроля и аудита.
Муниципальный сегмент системы "Электронный бюджет" обеспечивает операционную эффективность:
- для главных распорядителей средств районного бюджета - возможность работы по исполнению бюджета совместно с подведомственными учреждениями в единой базе данных; возможность контроля и санкционирования операций по исполнению бюджета подведомственных учреждений; оперативный мониторинг исполнения бюджета подведомственных учреждений; возможность применения электронной цифровой подписи для организации безбумажного юридически значимого документооборота;
- для специалистов финансового управления - возможность анализа хода исполнения бюджета с любой степенью детализации в режиме онлайн; контроль над деятельностью главных распорядителей средств районного бюджета и муниципальных учреждений в режиме онлайн;
- для организации бюджетного процесса в целом применение единой для всех методологии исполнения бюджета; отсутствие дублирования информации. Любые справочные данные и документы вносятся в систему один раз; экономия бюджетных средств и повышение эффективности бюджетных расходов за счет унификации процедур и сокращения сроков их выполнения, устранения бумажного документооборота, сокращения операционных расходов.
Дальнейшее развитие муниципального сегмента системы "Электронный бюджет" в районе будет направлено на:
- развитие централизованной автоматизированной системы консолидированной финансовой отчетности, централизованного бюджетного и бухгалтерского учета и планирования на платформах "Свод-СМАРТ" и "Смета-СМАРТ", "Бюджет-СМАРТ" в части подключения органов местного самоуправления, муниципальных учреждений;
- интеграцию с официальным сайтом для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (http://bus.gov.ru) в части автоматической публикации финансовой информации.
Развитие информационно-аналитических систем управления муниципальными финансами ведет к оптимизации процедур бюджетного процесса, созданию инструментария для оперативного принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности бюджетных расходов.

9. Повышение качества муниципального финансового контроля

Одним из факторов, влияющих на эффективность управления муниципальными финансами, является муниципальный финансовый контроль, главная цель и задача которого - повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Полномочия по осуществлению муниципального финансового контроля в муниципальном районе осуществляют Контрольно-счетная палата Советско-Гаванского муниципального района - внешний финансовый контроль и финансовое управление администрации муниципального района - внутренний финансовый контроль.
Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 252-ФЗ), Федеральный закон № 44-ФЗ), концептуально изменили существующую систему муниципального финансового контроля. Финансовым управлением Администрации муниципального района в целях реализации указанных изменений сформирована нормативная правовая база муниципального контроля в муниципальном районе.
Развитие системы финансового контроля в муниципальном районе будет направлено на предупреждение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, Хабаровского края и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Ожидаемым результатом эффективной системы финансового контроля является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, что достигается за счет контроля экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования муниципальных финансовых ресурсов, анализа результативности их использования.
Несмотря на достигнутые результаты в сфере осуществления муниципального финансового контроля в муниципальном районе, сохраняется ряд недостатков и проблем:
- не завершено формирование нормативной правовой и методической базы муниципального финансового контроля;
- отсутствует риск-ориентированное планирование контрольной деятельности;
- в практике финансового контроля преобладают подходы, связанные главным образом с контролем исполнения бюджетных назначений и не принимающие во внимание эффективность использования бюджетных средств;
- отсутствует система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей средств районного бюджета муниципального района.
В целях повышения качества и результативности проведения контрольных мероприятий, включая анализ эффективности, результативности и экономичности использования бюджетных средств, необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативного правового регулирования и методического обеспечения организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и внутреннего финансового аудита в муниципальном районе.
Повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита предполагает обеспечение Финансовым управлением Администрации муниципального района внедрения риск-ориентированного планирования внутреннего финансового аудита, а также системы мониторинга и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Необходимо внедрить риск-ориентированное планирование контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля. В ходе такого планирования определяется приоритетность предметов и объектов контроля, направления использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений, устанавливается координация планов контрольной деятельности органов муниципального финансового контроля.
Переход к программно-целевым принципам бюджетного планирования и исполнения районного бюджета требует усиления финансового контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ муниципального района, что необходимо учесть в практике осуществления контрольно-ревизионной деятельности. В связи с чем необходимо внедрение новых методов финансового контроля, в том числе направленных на создание системы мониторинга муниципальных программ муниципального района.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления также определяет новые требования к инструментам финансового менеджмента на ведомственном уровне. Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах исполнительной власти района.
В соответствии с Федеральным законом № 252-ФЗ внутренний финансовый контроль в системе главного администратора бюджетных средств определен как система мер по соблюдению внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности. Внутренний финансовый контроль дополняется внутренним финансовым аудитом, осуществляемым на основе функциональной независимости в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения полноты и достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартов бюджетного учета.
Основные результаты внутреннего финансового аудита заключаются в подготовке предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Повышение качества муниципального финансового контроля в муниципальном районе будет осуществляться путем:
- осуществления контрольных мероприятий в сфере закупок и осуществления взаимодействия с единой информационной системой в сфере закупок;
- применения мер административной ответственности с учетом изменений, вносимых в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- реализации требований по составу и формам обнародования информации о результатах внутреннего муниципального финансового контроля для размещения в электронных средствах массовой информации и на официальных сайтах органа исполнительной власти муниципального района.

10. Повышение открытости и прозрачности
управления муниципальными финансами

Повышение уровня информационной открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления района в бюджетном процессе направлено на рост качества их работы и совершенствование системы управления муниципальными финансами в целом. Открытости деятельности органов местного самоуправления района по управлению муниципальными финансами способствуют:
- ежегодное проведение публичных слушаний по проекту решения о районном бюджете и отчету о его исполнении, а также обязательные слушания по проектам муниципальных программ;
- размещение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проектов нормативных правовых актов района.
Внедряется в практику рассмотрение актуальных вопросов, проектов нормативных правовых актов района в сфере муниципальных финансов на заседаниях общественного совета при Администрации муниципального района.
Доступ широкого круга пользователей к информации о районном бюджете и бюджетном процессе в районе обеспечивается через официальный сайт Администрации района. Финансовым управлением Администрации муниципального района совместно с сектором информатики осуществляется постоянная актуализация информации о развитии муниципальных финансов в районе.
В соответствии с требованиями Администрации муниципального района, установленными постановлением от 05 мая 2010 г. № 633 "Об утверждении Положения об официальном Интернет-сайте Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края", ГРБС размещают информацию о муниципальных финансах и о подведомственных учреждениях на своих официальных сайтах и на официальном сайте Администрации муниципального района.
Кроме того, Главные распорядители бюджетных средств осуществляют контроль за размещением информации о подведомственных учреждениях на сайте размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru). По состоянию на 01 января 2014 г. информация о муниципальных учреждениях размещена не в полном объеме.
В соответствии с пунктом 9 Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах" Финансовым управлением начиная с 2013 года формируются в доступной форме электронные брошюры "Отчет для граждан" и "Бюджет для граждан", которые размещаются на официальном сайте Администрации муниципального района. Это позволяет не только информировать граждан и общественные организации о бюджете и бюджетном процессе в районе, но и вовлекать их в этот процесс.
Развитие публичности процесса управления муниципальными финансами в районе будет во многом зависеть от разработки на федеральном уровне законодательных актов, гарантирующих обществу право на доступ к открытым государственным данным, а также открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
В условиях открытости и прозрачности в сфере управления муниципальными финансами возрастает значение бюджетной грамотности населения. Реализация мероприятий по проведению публичных слушаний, формирование электронной брошюры "Бюджет для граждан" и "Отчет для граждан" способствуют повышению уровня грамотности различных слоев населения в вопросах формирования и исполнения районного бюджета.
В 2014 - 2018 годах рост открытости и прозрачности информации о районном бюджете и бюджетном процессе в районе будет обеспечен за счет:
- регулярной публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронных брошюр "Отчет для граждан" и "Бюджет для граждан";
- развития информационных систем и сервисов, обеспечивающих раскрытие информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в машиночитаемом виде;
- обеспечения широкого участия граждан в процессе принятия решений о распределении муниципальных финансов.
Повышение финансовой прозрачности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований района необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что послужит инструментом для принятия управленческих решений и позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами в районе. Результатом этой работы станет создание предпосылок к формированию механизмов общественного контроля над эффективностью и результативностью деятельности органов местного самоуправления на всех уровнях управления.

Начальник финансового управления
Л.В.Третьякова


------------------------------------------------------------------