Постановление Администрации Вяземского муниципального района от 10.12.2014 N 1495 "Об утверждении Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в Вяземском муниципальном районе на период до 2018 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ ВЯЗЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2014 г. № 1495

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В ВЯЗЕМСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, во исполнение распоряжения Правительства Хабаровского края от 17 марта 2014 г. № 167-рп "Об итогах исполнения бюджета Хабаровского края за 2013 год и о мерах по исполнению бюджета края в 2014 году" администрация Вяземского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами в Вяземском муниципальном районе на период до 2018 года (далее - Программа).
2. Финансовому управлению администрации Вяземского муниципального района (И.А.Подлипенцева) совместно с отделом учета и отчетности администрации района (Е.К.Бочарникова), управлением образования администрации района (М.П.Савченко), отделом по управлению муниципальным имуществом администрации района (Л.Н.Ботвинцева), отделом земельных отношений администрации района (Т.А.Бондаренко), отделом архитектуры, градостроительства и территориального планирования администрации района (Е.А.Слободянюк) подготовить проект постановления администрации Вяземского муниципального района о плане мероприятий по реализации Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в Вяземском муниципальном районе на период до 2018 года.
Срок - до 01 февраля 2015 г.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления поселений муниципального района разработать муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами с учетом положений Программы.
4. Опубликовать настоящее постановление в Вестнике Вяземского муниципального района и разместить на официальном сайте администрации муниципального района в сети Интернет.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации - начальника финансового управления администрации Вяземского муниципального района Подлипенцеву И.А.
6. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 г.

Глава муниципального района
Н.И.Якутина





УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации Вяземского
муниципального района
от 10 декабря 2014 г. № 1495

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
В ВЯЗЕМСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

1. Общие положения

Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами в Вяземском муниципальном районе на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах", Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, распоряжением Правительства Хабаровского края от 02.09.2014 № 630-рп "О Программе повышения эффективности управления общественными финансами Хабаровского края на период до 2018 года".
Настоящая Программа определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления Вяземского муниципального района по повышению качества бюджетного планирования и эффективности использования средств бюджета муниципального района, в том числе за счет роста доходов, оптимизации расходов и совершенствования долговой политики муниципального района.

2. Основные итоги реализации Программы по повышению
эффективности бюджетных расходов в Вяземском муниципальном
районе на период до 2014 года

В Вяземском муниципальном районе, начиная с 2011 года, реализовывалась Программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2014 года (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов). Программа повышения эффективности бюджетных расходов была разработана в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р.
Целью Программы повышения эффективности бюджетных расходов являлось создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по выполнению их функций и обеспечению потребности граждан в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Вяземского района.
По итогам реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов достигнуты следующие основные результаты:
- заложены основы для повышения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального района. Завершен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, бюджет муниципального района формируется на очередной год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
- внедрены в практику инструменты бюджетирования, ориентированного на результат (доклад главы муниципального района о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления; реестр расходных обязательств муниципального района и органов местного самоуправления поселений; муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ); муниципальные программы района);
- подготовлена нормативная правовая и методическая база для перехода к программно-целевому принципу деятельности органов местного самоуправления. Исполнение расходов бюджета муниципального района за 2013 год на 91,1 процента осуществлялось в рамках муниципальных программ района. Осуществляется мониторинг реализации программных мероприятий и достижения запланированных целевых индикаторов (показателей) муниципальных программ района, исполнения запланированного объема расходов;
- модернизирована система оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам на основе новых типов учреждений и новых механизмов их финансового обеспечения с учетом выполнения муниципальных заданий. Планирование расходов бюджета муниципального района осуществляется с учетом проектов муниципальных заданий и нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества;
- внедрен механизм мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального района. Ежегодно формируется рейтинг главных распорядителей средств бюджета муниципального района, и результаты оценки качества финансового менеджмента публикуются на официальном сайте администрации муниципального района;
- создана система мониторинга результатов деятельности районных муниципальных учреждений, качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ). Начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг (выполнения работ). Информация о деятельности районных муниципальных учреждений размещается на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и на официальных сайтах муниципальных учреждений;
- в связи с изменением федерального законодательства внесены изменения в существующую систему муниципального финансового контроля в муниципальном районе;
- на официальном сайте администрации муниципального района во вкладках "Бюджетная политика" и "Бюджет для граждан" публикуются доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, что повысило прозрачность и доступность информации о бюджете муниципального района и бюджетном процессе в муниципальном районе;
- по итогам мониторинга, проводимого министерством финансов Хабаровского края, в 2013 году в Вяземском муниципальном районе обеспечено высокое качество управления общественными финансами.
В целом план мероприятий Программы по повышению эффективности бюджетных расходов был выполнен.
Наряду с реализованными мероприятиями и достигнутыми результатами, формирование системы управления муниципальными финансами в муниципальном районе не завершено. Сохраняется ряд нерешенных проблем:
- не обеспечено единство взаимосвязанного процесса муниципального стратегического планирования, программно-целевого и бюджетного планирования;
- не в полной мере внедрены нормативно-методическое обеспечение и практика долгосрочного бюджетного планирования;
- сохраняется ограниченность практики использования муниципальных программ района в качестве основы для бюджетного планирования;
- не сформирована система анализа эффективности бюджетных расходов;
- сохраняются условия для увеличения бюджетных расходов при недостаточной мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
- применение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг остается формальным и не используется в полной мере;
- недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и недостаточная его ориентация на оценку эффективности бюджетных расходов;
- сохраняется недостаточная открытость бюджета. Остается низкой степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Для организации деятельности органов местного самоуправления по решению вышеуказанных проблем, формирования целостной и эффективной системы управления муниципальными финансами разработана настоящая Программа.

3. Цель, задачи и условия реализации Программы

Целью настоящей Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при достижении приоритетов и целей социально-экономического развития муниципального района.
Необходимым условием достижения цели является обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета муниципального района.
Для достижения поставленной цели и условий Программы необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1) проведение эффективной политики по управлению доходами бюджета муниципального района;
2) реализация мер по повышению функциональной эффективности бюджетных расходов;
3) повышение операционной эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений;
4) повышение качества муниципального финансового контроля;
5) обеспечение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках соответствующих муниципальных программ Вяземского муниципального района.

4. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности бюджета Вяземского
муниципального района

Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета Вяземского муниципального района является основной целью бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального района.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета Вяземского муниципального района необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям.

4.1. Разработка и реализация бюджетного прогноза
муниципального района

Основной целью бюджетного прогноза муниципального района должно являться определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития муниципального района в долгосрочном периоде при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального района и повышении эффективности бюджетных расходов.
Бюджетный прогноз муниципального района на долгосрочный период разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

4.2. Поддержание оптимального уровня и структур
муниципального долга муниципального района

Обеспечение экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга района является ключевой задачей долговой политики муниципального района. Основными принципами управления муниципальным долгом района в 2015 - 2018 годах будут являться:
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств муниципального района;
- прозрачность управления муниципальным долгом района и доступность информации о муниципальном долге района.
В целом политика муниципальных заимствований будет исходить из необходимости поддержания объема муниципального долга района на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения муниципальным районом обязательств по его погашению и обслуживанию.
В условиях риска увеличения бюджетного дефицита наряду с основными направлениями бюджетной и налоговой политики при необходимости будут разрабатываться основные направления долговой политики муниципального района.

4.3. Оптимизация и повышение эффективности
бюджетных расходов

В рамках проведения мероприятий по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов необходимо обеспечить:
- формирование "программного" бюджета на основе муниципальных программ Вяземского муниципального района; проведение оценки эффективности реализации муниципальных программ Вяземского муниципального района с последующей оптимизацией расходов бюджета муниципального района по результатам проведенной оценки;
- ограничение роста расходов бюджета муниципального района при выполнении расходных обязательств бюджета муниципального района;
- оптимальный уровень дефицита бюджета муниципального района в соответствии с требованиями бюджетного законодательства;
- оптимизацию расходов бюджета муниципального района в соответствии с внесенными изменениями в "дорожные карты" отраслей социальной сферы муниципального района, направленных на повышение их эффективности, оптимизацию сети муниципальных учреждений;
- использование механизмов муниципально-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения муниципальных задач;
- формирование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) физическим и юридическим лицам на основе ведомственных перечней муниципальных услуг, сформированных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг (работ), утвержденными федеральными органами исполнительной власти, и единых нормативов их финансового обеспечения;
- эффективное управление остатками средств на едином счете бюджета муниципального района в течение финансового года, в том числе контроль за своевременным и эффективным использованием межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и предоставляемых бюджетам поселений.

5. Внедрение программно-целевых методов управления
в бюджетный процесс

Администрацией муниципального района в целях выстраивания единой системы стратегического управления внедряются программно-целевые методы управления. Основными инструментами достижения целей муниципальной политики администрации муниципального района, а также основой для долгосрочного бюджетного планирования являются муниципальные программы района.
В 2013 году завершена работа по переходу на программно-целевой принцип формирования бюджета муниципального района. Бюджет муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован на программной основе.
Формирование бюджета муниципального района на основе муниципальных программ определяет дополнительные требования к устойчивости бюджета муниципального района в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств. Применение программно-целевого метода реализации муниципальной политики в районе создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации ресурсов бюджета муниципального района на важнейших направлениях деятельности администрации муниципального района.
За период 2010 - 2014 годов администрацией муниципального района разработаны и утверждены 46 муниципальных программ района (с учетом муниципальных программ, разрабатываемых при завершении ранее реализуемых муниципальных программ в данной сфере).
В систему муниципальных программ района входит система реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 07.05.2012 № 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", Постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", которая предусматривает:
- постановку на период до 2018 года конкретных целей, задач и тесно увязанных с ними показателей (результатов социально-экономического развития государства), определенных указами Президента Российской Федерации;
- установление ответственности за достижение определенных Президентом Российской Федерации стратегических результатов.
В целях совершенствования деятельности по обеспечению достижения целевых показателей социально-экономического развития Вяземского муниципального района и отбору муниципальных программ создана комиссия администрации Вяземского муниципального района по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Вяземского муниципального района и отбору муниципальных программ (далее также - Комиссия), утвержденная постановлением администрации муниципального района от 14.01.2014 № 5.
Для полноценного внедрения в бюджетный процесс программно-целевых методов необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) повышение эффективности бюджетных расходов на основе приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального района. При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам района должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета муниципального района с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации муниципальных программ района;
2) внедрение в бюджетный процесс предельных объемов ("потолков") расходов по каждой муниципальной программе. При определении "потолков" расходов необходимо учитывать как параметры социально-экономического развития муниципального района, изменение потребностей в объемах муниципальных услуг, так и обеспечение достижения стратегических целей развития Российской Федерации и Вяземского муниципального района, в том числе достижение целевых показателей указов Президента Российской Федерации.
"Потолки" расходов вне зависимости от статуса утвердившего их документа не предопределяют объем и структуру расходных обязательств и бюджетных ассигнований бюджета муниципального района на их исполнение. Это индикативная (условная) оценка объема расходов, отражающая приоритеты муниципальной политики в соответствующих сферах.
Кроме того, "потолки" расходов позволяют определить приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей муниципальных программ района по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств;
3) повышение роли ответственных исполнителей муниципальных программ, рост их влияния на объемы финансового обеспечения реализации мероприятий программ, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками);
4) соблюдение единой вертикали: региональные государственные программы - муниципальные программы района - муниципальные программы поселений, включая субсидирование расходов местных бюджетов, что будет способствовать комплексному влиянию на достижение целей, задач, индикаторов.

6. Проведение эффективной политики по управлению доходами
бюджета муниципального района

Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета муниципального района является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов муниципального района.
В целях обеспечения системности прогнозирования и установления единого порядка формирования основных параметров бюджета муниципального района применяется формализованная методика прогнозирования налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального района, утвержденная приказом Финансового управления администрации Вяземского муниципального района от 03.06.2014 № 16.
Муниципальная налоговая политика Вяземского муниципального района будет направлена на расширение налоговой базы и достижение устойчивой положительной динамики поступления налогов путем:
- совершенствования законодательной и нормативной правовой базы муниципального района по вопросам налогообложения;
- совершенствования имущественного налогообложения;
- повышения качества налогового администрирования, мониторинга недоимки по налогам и сборам, возможной к взысканию.
При использовании для этих целей налоговых инструментов основное внимание необходимо уделить:
- количественной оценке налоговых инструментов, включая выпадающие доходы от применения налоговых льгот и освобождений, пониженных или повышенных налоговых ставок;
- оценке эффективности применения налоговых инструментов достижения целей и задач, для решения которых были установлены налоговые преференции, а также соотнесение полученных результатов и ресурсов, затраченных на их достижение в виде недополученных доходов бюджета муниципального района.
С учетом этого в рамках Программы необходимо реализовать следующие меры, позволяющие обеспечить полноценную интеграцию налоговой политики (в части предоставления налоговых льгот) с общими направлениями повышения эффективности использования бюджетных средств:
1) обеспечить периодическое обновление и актуализацию перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования.
Продление действующих и введение новых налоговых льгот следует производить на условиях:
- предварительного анализа влияния результата от предоставляемых налоговых льгот на финансово-экономическое состояние субъектов предпринимательской деятельности;
- установления налоговых льгот с ограниченным сроком действия;
- анализа фактической результативности и эффективности применения налоговых льгот по итогам каждого года их применения (в том числе в целях возможного принятия решений о дальнейшей их пролонгации).
2) обеспечить применение методики оценки эффективности налоговых льгот, учитывающей наряду с выпадающими доходами бюджетной системы создание благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности, а также результаты реализации ими полученных преимуществ;
3) установить в качестве обязательного требования представление результатов оценки эффективности налоговых льгот, установленных нормативно-правовыми актами администрации муниципального района.
Муниципальная налоговая политика не должна ограничиваться правовым регулированием. Крайне важными являются вопросы налогового администрирования местных налогов, в которых основная роль отводится территориальным органам Федеральной налоговой службы России. Повышение качества налогового администрирования местных налогов в значительной степени зависит от эффективности взаимодействия территориального органа Федеральной налоговой службы России с администрацией муниципального района.
В условиях риска увеличения дефицита бюджета муниципального района необходимыми мерами являются проведение анализа действующих налоговых ставок по местным налогам и разработка предложений по их увеличению в целях учета инфляционной составляющей при формировании бюджета.
В рамках реализации Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов важным направлением налоговой политики является поэтапный переход к налогу на недвижимое имущество для физических лиц, в связи с чем требуется осуществление комплекса мер, обеспечивающих введение в районе налога на недвижимость, включая внесение изменений в нормативные правовые акты органов местного самоуправления, после внесения изменений в краевое законодательство.
Кроме того, следует продолжить мониторинг изменений бюджетного и налогового законодательства, оказывающего влияние на налоговую базу, ставки, нормативы зачисления, порядок и сроки уплаты налогов и авансовых платежей и иные показатели доходов.

7. Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов

Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к "программному бюджету", предполагает расширение финансовой самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления за достижение запланированных целей и результатов.
В целях создания общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо разработать и реализовать конкретные инструменты и механизмы, ключевыми из них являются:
- создание системы анализа эффективности бюджетных расходов;
- развитие системы муниципальных закупок и функциональная эффективность в сфере муниципальных закупок;
- оптимизация структуры органов местного самоуправления и муниципальных учреждений;
- повышение эффективности использования муниципального имущества;
- повышение эффективности оказания муниципальных услуг;
- повышение эффективности бюджетных инвестиций;
- совершенствование и развитие межбюджетных отношений в муниципальном районе.

7.1. Создание системы анализа эффективности
бюджетных расходов

Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета муниципального района, на всех стадиях бюджетного процесса: формирования проекта бюджета муниципального района, его исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования бюджета муниципального района необходимо определять (корректировать) объемы финансового обеспечения муниципальных программ района исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований бюджета муниципального района согласно утвержденному порядку и методике планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального района.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать возможность увязки соответствующих бюджетных расходов (включая кредитные ресурсы, муниципальные гарантии, налоговые льготы) с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть. Новые виды расходных обязательств бюджета муниципального района (принимаемые расходные обязательства) должны приниматься на конкурсной основе с учетом эффективности планируемых мероприятий.
Система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ района.
В настоящее время анализ эффективности расходов бюджета муниципального района осуществляется в рамках оценки эффективности реализации муниципальных программ района в соответствии с Порядком проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Вяземского муниципального района, утвержденным постановлением администрации муниципального района от 05.09.2014 № 1026 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке муниципальных программ Вяземского муниципального района Хабаровского края, их формирования и реализации и порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Вяземского муниципального района Хабаровского края" (далее - Порядок).
Порядок определяет механизм и методику проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ района в целях отбора муниципальных программ и формирования перечня муниципальных программ, планируемых к финансированию в очередном финансовом году и плановом периоде.
Методика оценки эффективности реализации муниципальных программ учитывает:
- степень достижения цели и решения задач муниципальной программы края в целом;
- степень исполнения запланированного уровня расходов;
- степень своевременности реализации мероприятий подпрограмм и (или) основных мероприятий муниципальной программы (достижение непосредственных результатов их реализации).
По результатам проводимой оценки эффективности муниципальных программ района отделом экономической политики и развития предпринимательства администрации муниципального района формируется сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности реализации муниципальных программ (далее - сводный годовой доклад), который представляется комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Вяземского муниципального района и отбору муниципальных программ, формируется ранжированный перечень муниципальных программ района. После его рассмотрения Комиссией сводный годовой доклад направляется главе муниципального района.
С учетом результатов анализа эффективности муниципальных программ района следует реализовать следующие предложения:
1) повысить ответственность исполнителей (соисполнителей) муниципальных программ района за: достижение показателей (индикаторов), направленных на реализацию указов Президента Российской Федерации; качественное и своевременное представление отчетных данных для оценки эффективности реализации муниципальных программ района; обязательное размещение сведений о результатах реализации муниципальных программ района на официальном сайте администрации Вяземского муниципального района;
2) обеспечить качество управления муниципальными программами района за счет выполнения соответствия "приоритеты - мероприятия - целевые индикаторы - расходы бюджета муниципального района";
3) при оценке эффективности реализации муниципальных программ района учитывать критерии оценки населением эффективности деятельности администрации муниципального района и удовлетворение качеством предоставления муниципальных услуг.
Система оценки эффективности бюджетных расходов бюджета муниципального района будет внедряться в бюджетный процесс поэтапно с соблюдением обязательных условий:
- наличие нормативного правового регулирования по данному вопросу на федеральном уровне и методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- наличие достоверной и достаточной бюджетной и статистической отчетности и информации.
Кроме того, дополнительным условием функционирования системы оценки эффективности бюджетных расходов бюджета муниципального района должно стать обязательное обсуждение промежуточных и итоговых результатов оценки эффективности бюджетных расходов Общественным Советом Вяземского муниципального района.
Завершающим этапом в системе оценки эффективности бюджетных расходов бюджета муниципального района должно стать применение результатов полученной оценки в последующих бюджетных циклах, включая сокращение (увеличение) объемов финансовых ресурсов в зависимости от итоговых оценок, и выработка конкретных планов ("дорожных карт").

7.2. Развитие системы муниципальных закупок и функциональная
эффективность в сфере муниципальных закупок

Одним из приоритетных направлений организации работы по повышению эффективности бюджетных расходов является развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Вяземского муниципального района.
Основным мероприятием повышения эффективности использования бюджетных средств будет являться оптимизация расходов на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд.
С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон № 44-ФЗ, который содержит ряд положений, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд. Муниципальные закупки должны соответствовать целям, определенным статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ, быть неразрывно увязаны с планами закупок, соответствовать планам-графикам закупок и встроены в процесс планирования бюджета муниципального района.
В целях перехода на контрактную систему в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд района необходимо решение следующих основных задач.

7.2.1. Централизация полномочий заказчика в рамках
статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ

В рамках нормативно-правовой работы по регулированию сферы закупок заказчиками приняты нормативные акты о создании контрактных служб или назначении контрактных управляющих.
В настоящее время в муниципальном районе в целях обеспечения единого порядка размещения заказов для муниципальных нужд отдел муниципального заказа администрации Вяземского муниципального района (далее - Отдел заказа) в соответствии с постановлением администрации муниципального района от 04.03.2014 № 212 наделен полномочиями в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ. Отдел является органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных нужд, нужд сельских поселений, казенных и бюджетных учреждений Вяземского муниципального района, за исключением полномочий на обоснование закупок, определение условий контракта, в т.ч. на определение начальной (максимальной) цены контракта и подписание контракта, путем проведения конкурентных способов (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, аукцион в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Централизация закупок в рамках части 1 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ позволит осуществлять закупки конкурентными способами через уполномоченный орган, что будет способствовать формированию единого подхода к осуществлению закупок в Вяземском муниципальном районе и оптимизации бюджетных расходов.
Кроме того, с 01.01.2016 в соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона № 44-ФЗ органам местного самоуправления необходимо принять решение об осуществлении полномочий заказчика следующими способами:
1) осуществление данными органами полномочий на:
а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
б) планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;
2) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или нескольких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
3) наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или нескольких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;
4) осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.
Решение задач в рамках централизации позволит сократить расходы на организацию закупочных процедур, в том числе путем сокращения избыточной численности занятых в этой сфере служащих, обеспечить экономию на объемах закупок, а также будет способствовать:
- организации и проведению закупок на профессиональной основе;
- проведению процедур и определению победителя закупок по единым правилам (формы документов, подходы по допуску и отклонению участников закупки и т.п.), что даст существенный антикоррупционный эффект;
- пресечению выставления завышенных начальных (максимальных) цен контракта заказчиками, а также внесения в технические задания требований, ограничивающих конкуренцию.

7.2.2. Обеспечение единого информационного пространства
в сфере закупок для муниципальных заказчиков

Решение задач в рамках обеспечения единого информационного пространства в сфере закупок для муниципальных заказчиков района позволит организовать осуществление мониторинга муниципальных закупок с 01.01.2016 в соответствии со статьей 97 Федерального закона № 44-ФЗ, а также будет способствовать:
- упрощению сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок в муниципальном районе, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков;
- увеличению конкуренции среди поставщиков за счет повышения информационной открытости;
- снижению затрат по обеспечению взаимодействия субъектов сферы размещения заказов за счет максимальной интеграции процессов и организации электронного документооборота.

7.2.3. Методическое сопровождение деятельности заказчиков

В целях повышения правовой грамотности заказчиков при осуществлении закупок Отделом заказа оказывается методическое сопровождение деятельности заказчиков. В целях оптимизации деятельности заказчиков путем совершенствования организации проведения закупок необходимо прохождение обучения и повышения квалификации, посещение семинаров в сфере закупок, а также проведение семинаров для оперативного обсуждения возникающих у заказчиков вопросов в рамках функционирования контрактной системы в сфере закупок. Решение задач в рамках методического сопровождения деятельности заказчиков позволит сократить количество необоснованных закупок, в том числе путем обеспечения соблюдения требований законодательства при осуществлении закупок, а также будет способствовать:
- повышению профессионализма заказчиков;
- систематизации подходов и выработке единых решений по возникающим у заказчиков муниципального района вопросам на этапе перехода на контрактную систему;
- пресечению внесения в документацию об осуществлении закупки положений, противоречащих нормам Федерального закона № 44-ФЗ, а также требований, ограничивающих конкуренцию хозяйствующих субъектов.

7.2.4. Установление требований к закупаемым товарам,
работам, услугам и нормативных затрат на обеспечение функций
муниципальных органов

В целях реализации положений статьи 19 Федерального закона № 44-ФЗ Правительством Российской Федерации установлены общие требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов.
До 31.12.2014 администрация Вяземского муниципального района должна принять общие требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов.
Решение задач в рамках нормирования в сфере закупок позволит повысить эффективность использования средств бюджета муниципального района, в том числе путем пресечения закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши, а также будет способствовать:
- пресечению выставления завышенных начальных (максимальных) цен контракта заказчиками;
- пресечению внесения в технические задания требований, содержащих преференции отдельным хозяйствующим субъектам;
- увеличению конкуренции среди поставщиков за счет повышения прозрачности закупок в муниципальном районе;
- упрощению контроля, в том числе общественного, за всеми муниципальными закупками.

7.3. Оптимизация структуры органов местного самоуправления
и муниципальных учреждений

Ключевой задачей реализации в муниципальном районе Федерального закона № 83-ФЗ является оптимизация сети муниципальных учреждений района. На 01.01.2014 осуществляли свою деятельность 61 муниципальное учреждение, из них 57 - бюджетных (93,44%), 3 - казенных (4,92%), 1 - автономное (1,64%).
Оптимизация сети муниципальных учреждений ориентирована на эффективное оказание муниципальных услуг населению муниципального района. Высвобождаемые при этом средства будут направляться на финансирование социально-экономических приоритетов муниципального района.
В целях реализации этой задачи решения о реорганизации, изменении типа или ликвидации учреждений будут приниматься исключительно на основе анализа основных видов деятельности учреждений, определенных учредительными документами, оценки объема и содержания оказываемых муниципальных услуг, наличия конкурентной среды.
В 2014 - 2015 годах администрации Вяземского муниципального района, управлению образования администрации Вяземского муниципального района, имеющим сеть подведомственных учреждений, необходимо утвердить:
- ведомственные перечни муниципальных услуг, оказываемых муниципальными учреждениями, в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг;
- нормативы затрат на оказание муниципальными учреждениями муниципальных услуг после определения общих требований федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на основании новых ведомственных перечней услуг будет осуществляться, начиная с формирования бюджета муниципального района на 2016 год и плановый период. В связи с этим необходимо еще раз с учетом новых критериев проанализировать деятельность подведомственных учреждений, число которых должно быть оптимизировано.
Муниципальные унитарные предприятия, деятельность которых не соответствует функциям органов местного самоуправления района, должны быть реорганизованы или ликвидированы. Необходимо проведение мероприятий по инвентаризации муниципальных унитарных предприятий, анализ их хозяйственной деятельности в целях их возможной приватизации.

7.4. Повышение эффективности использования
муниципального имущества

Муниципальное имущество создает материальную основу для реализации полномочий муниципального района и предоставления муниципальных услуг (выполнение работ) гражданам и бизнесу.
Администрацией муниципального района в этой сфере создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база. Организован учет муниципального имущества на основе применения программно-технических средств, проведена работа по оформлению муниципальной регистрации прав собственности муниципального района на основную массу муниципальных объектов недвижимого имущества.
На основе изменений в соответствии с федеральным законодательством полномочий публичных образований осуществляется перераспределение имущества между уровнями публичной власти. Проводится приватизация муниципального имущества района в соответствии с Прогнозным планом приватизации муниципального имущества, ежегодно утверждаемым решением Собрания депутатов Вяземского муниципального района.
Важными мероприятиями, направленными на повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе предоставляемого в пользование третьим лицам, является определение приоритетов при определении пользователей муниципального недвижимого имущества.
Приоритетом в использовании муниципального недвижимого имущества является предоставление помещений для размещения муниципальных учреждений.
Находящиеся в муниципальной собственности помещения, которые в силу своего функционального назначения не могут быть использованы под офисы для размещения органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, подлежат предоставлению во временное коммерческое пользование в целях увеличения доходов от их использования.
Кроме того, отделом земельных отношений администрации муниципального района проводятся мероприятия по вовлечению земельных участков в хозяйственный оборот, совершенствованию системы учета земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Вяземского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, по проведению торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, по выявлению невостребованных земельных долей и приобретению права муниципальной собственности на такие земельные участки, отбору и формированию земельных участков для предоставления в собственность бесплатно многодетным семьям.
Ведется регулярный мониторинг высвобождающихся и свободных земельных участков для дальнейшего перспективного развития муниципального района путем привлечения инвестиций с опубликованием в средствах массовой информации, а также на официальном сайте администрации муниципального района в сети Интернет.
В целом вопросы повышения эффективности использования муниципального имущества учтены в муниципальной программе Вяземского муниципального района "Управление муниципальным имуществом Вяземского муниципального района на 2015 - 2020 годы", утвержденной постановлением администрации муниципального района от 25.08.2014 № 953, и в муниципальной программе Вяземского муниципального района "Использование земельных ресурсов Вяземского муниципального района до 2020 года", утвержденной постановлением администрации муниципального района от 29.12.2012 № 1523.

7.5. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг

В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом № 83-ФЗ.
В целях повышения качества и доступности муниципальных услуг (работ) администрацией Вяземского муниципального района, управлением образования администрации Вяземского муниципального района, осуществляющими функции и полномочия учредителей муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также, осуществляющими полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в введении которого находятся муниципальные казенные учреждения (далее - учредители), проводятся следующие мероприятия:
- муниципальные задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) доводятся до бюджетных и автономных учреждений;
- ежегодно проводится оценка качества финансового менеджмента подведомственных учреждений, формируется их рейтинг;
- разрабатываются нормативные акты по установлению показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений и критериев оценки эффективности деятельности их руководителей;
- начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг;
- осуществляется контроль за размещением информации об учреждениях на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru), на официальном сайте администрации Вяземского муниципального района и на сайте муниципальных учреждений;
- ежеквартально составляется отчетность о реализации положений Федерального закона № 83-ФЗ, результаты размещаются на официальном сайте администрации Вяземского муниципального района.
Анализ практики предоставления муниципальных услуг (выполнение работ) показал, что учредителями не в полной мере используются методы повышения эффективности бюджетных расходов, в результате чего недостаточно анализируются нормативные затраты на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), в результате плановые затраты не соответствуют фактическим.
Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач:
- использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг при бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ района и муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
- формирование и утверждение ведомственных перечней муниципальных услуг (работ), оказываемых муниципальными учреждениями на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, ответственными за реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах деятельности;
- переход при финансовом обеспечении учреждений к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг после определения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, общих требований к утверждению нормативов затрат;
- расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций. Вовлечение организаций, не являющихся учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной сфере повысит конкуренцию среди юридических лиц и тем самым обеспечит рост качества оказания муниципальных услуг населению;
- продолжение работы по изучению мнения населения о качестве предоставления муниципальных услуг;
- продолжение работы, связанной с переходом на предоставление муниципальных услуг в электронной форме;
- совершенствование систем оплаты труда работников муниципальных районных учреждений, направленное на создание механизма стимулирования к повышению качества оказываемых муниципальных услуг (работ), внедрение "эффективных контрактов", устанавливающих взаимосвязь между повышением оплаты труда и достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (работ);
- совершенствование порядка проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента учреждений, осуществляемого учредителями.
Ожидаемый эффект от реализации указанных задач будет заключаться в повышении качества и обоснованности бюджетного планирования и удовлетворенности граждан качеством оказания муниципальных услуг (работ).
В целях создания условий для повышения эффективности работы бюджетного сектора по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах необходимо обеспечить взаимосвязь выполнения муниципальных заданий с муниципальными программами. Основные параметры муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) должны включаться в состав показателей (индикаторов) выполнения соответствующих муниципальных программ района.
Одним из направлений совершенствования сферы оказания муниципальных услуг в Вяземском муниципальном районе является организация их предоставления в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре осуществляется по принципу "одного окна", в соответствии с которым услуги предоставляются после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя согласно нормативным правовым актам и соглашениям о взаимодействии.
В 2013 году на площадке МФЦ организовано предоставление 339 государственных и муниципальных услуг, из них в сфере социальной поддержки населения 40 услуг. Указанные мероприятия проведены в рамках административной реформы. В целях предоставления заявителям возможности обращения за получением широкого круга услуг по принципу "одного окна" в период до 2018 года необходимо проведение мероприятий по дальнейшему развитию МФЦ, в том числе расширению перечня муниципальных услуг, предоставляемых на базе многофункционального центра.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 за период с 2014 по 2018 год необходимо обеспечить:
- уровень удовлетворенности граждан муниципального района качеством предоставления муниципальных услуг не менее 90 процентов;
- не менее чем для 90 процентов жителей муниципального района доступ к получению муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг;
- соблюдение требования "максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса и при получении муниципальных услуг не более 15 минут".

7.6. Повышение эффективности бюджетных инвестиций

В целях совершенствования механизма реализации муниципальной инвестиционной политики, повышения эффективности бюджетных инвестиций в муниципальном районе постановлением администрации Вяземского муниципального района утверждается Перечень объектов капитального строительства муниципальной собственности района (далее - Перечень).
Перечень устанавливает распределение бюджетных ассигнований из бюджета муниципального района на реализацию районных адресных инвестиционных проектов, направленных на строительство объектов капитального строительства.
При включении объектов в Перечень наибольшее значение уделяется влиянию строительства объектов на результат муниципальных программ района прежде всего в части достижения целевых показателей, предусмотренных указами Президента Российской Федерации.
Одной из задач в области правового регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства является поэтапное снижение доли объектов, включаемых в Перечень в отсутствие утвержденной в установленном порядке проектной документации, поскольку планирование объемов финансового обеспечения в пределах одного года одновременно на разработку проектной документации и организацию строительства объекта капитального строительства приводит к сдвигу начала закупок подрядных и иных связанных с ними работ на середину года или в большинстве случаев к перераспределению бюджетных ассигнований на другие объекты.
На 2014 - 2018 годы в Вяземском муниципальном районе запланированы мероприятия по сокращению объемов незавершенного строительства; осуществлению контроля за ходом проектирования и строительства объектов муниципальной собственности; применению при реализации инвестиционных проектов энергоэффективных и инновационных технологий и материалов; проведению конкурсов в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ; осуществлению финансового, строительного контроля.
На фоне растущей потребности в финансировании инвестиционных проектов и ограниченности бюджетных возможностей механизмы объединения усилий органов местного самоуправления и частного капитала являются особо актуальными.
Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики муниципального района необходимо для обеспечения занятости и повышения уровня доходов местного населения, роста налоговой базы и сбалансированности бюджета муниципального района, решения ряда социальных проблем и исключения социальной напряженности.
Для реализации инвестиционных проектов необходим конструктивный диалог администрации муниципального района с предпринимательскими структурами, взаимодействие с некоммерческими организациями по привлечению инвестиций на принципах муниципально-частного партнерства (далее - МЧП).
Создание условий для привлечения внебюджетных средств в экономику муниципального района посредством развития МЧП предусмотрено муниципальной программой "Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата Вяземского муниципального района на период 2012 - 2015 годы", утвержденной постановлением администрации муниципального района от 30.09.2011 № 984.
В целях привлечения средств частных инвесторов для реализации проектов в социальной сфере и в области развития инфраструктуры постановлением администрации муниципального района от 27.06.2012 № 692 утвержден Порядок проведения отбора инвестиционных проектов, обеспечивающихся поддержкой администрации муниципального района для определения наиболее эффективных проектов, реализация которых обеспечит внедрение новых производств, технологий, создание новых рабочих мест.
Вместе с тем существенными ограничениями применения механизмов МЧП являются несовершенство законодательства Российской Федерации, регламентирующего МЧП (на федеральном уровне отсутствует само понятие МЧП, а также разграничение сфер применения норм законодательства Российской Федерации о государственных и муниципальных закупках в случае реализации соглашений о МЧП), и отсутствие готовности органов местного самоуправления к применению МЧП.

7.7. Совершенствование и развитие межбюджетных отношений
в Вяземском муниципальном районе

Межбюджетные трансферты местным бюджетам поселений составляют около 10 процентов общего объема расходов бюджета муниципального района. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы совершенствования и развития межбюджетных отношений.
В числе межбюджетных трансфертов, составляющих основу стабильного функционирования местных бюджетов, основными являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, позволяющие наряду с налоговыми и неналоговыми доходами сформировать объем финансовых ресурсов, гарантирующий минимальную потребность муниципалитетов в средствах на первоочередные и социально значимые расходы.
Распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений муниципального района производится на три года и устанавливается решением о бюджете муниципального района на соответствующий финансовый год и плановый период.
Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений муниципального района определяется исходя из необходимости достижения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений муниципального района, который в последующих бюджетных циклах не может быть снижен.
В целях выявления поселений муниципального района, допускающих нарушения бюджетного законодательства, проводится мониторинг соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления (далее - мониторинг), установленных Правительством края. По результатам мониторинга осуществляется ранжирование поселений согласно балльной оценке, и результаты мониторинга публикуются на официальном сайте администрации Вяземского муниципального района.
Для поддержки устойчивого исполнения бюджетов поселений муниципального района и повышения качества управления муниципальными финансами необходимы действия в следующих направлениях:
- обеспечение сбалансированности бюджетов поселений муниципального района;
- создание стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств поселений муниципального района;
- стимулирование органов местного самоуправления к достижению целей и реализации приоритетов Правительства края;
- повышение эффективности управления муниципальными финансами.
В 2014 - 2018 годах целесообразно продолжить работу по повышению качества управления муниципальными финансами, включая развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом, сокращению и ликвидации просроченной кредиторской задолженности, снижению долговой нагрузки на местные бюджеты.
Будет продолжен мониторинг финансового положения муниципальных образований района, соблюдения требований бюджетного законодательства. По результатам которого каждому поселению муниципального района будут подготовлены рекомендации о необходимости принятия мер по повышению качества управления муниципальными финансами.
В целях обеспечения требований по прозрачности бюджетного процесса будет осуществляться контроль за размещением информации о муниципальных финансах на странице поселения на официальном сайте администрации муниципального района и на официальном сайте администрации городского поселения.
Конкуренция муниципалитетов стимулирует рост эффективности деятельности органов местного самоуправления, использования межбюджетных трансфертов. Конкурентные механизмы помогают осознать ответственность за неэффективную бюджетную политику, приводящую к невыполнению принятых расходных обязательств, увеличению кредиторской задолженности, создают условия для опережающего роста собственных доходных источников и сокращения долговой нагрузки муниципальных образований района.
Результатом всей этой работы должно стать увеличение количества поселений муниципального района, имеющих высокое и надлежащее качество управления муниципальными финансами.

8. Повышение операционной эффективности деятельности органов
местного самоуправления и муниципальных учреждений

Повышение эффективности бюджетных расходов невозможно без повышения эффективности деятельности администрации муниципального района и муниципальных учреждений на операционном уровне, на котором определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений органом местного самоуправления. Указанные меры должны быть направлены на повышение подотчетности органов местного самоуправления и учреждений, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств бюджета муниципального района.

8.1. Повышение качества финансового менеджмента в органах
местного самоуправления и муниципальных учреждениях

Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как в органах местного самоуправления, так и на уровне муниципальных учреждений.
Обеспечение повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях является одной из приоритетных задач, установленной настоящей Программой и муниципальной программой Вяземского муниципального района "Управление муниципальным финансами Вяземского муниципального района Хабаровского края на период до 2020 года", утвержденной постановлением администрации муниципального района от 29.12.2012 № 1522.
Начиная с 2011 года финансовым управлением администрации Вяземского муниципального района проводятся годовой мониторинг и оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета муниципального района. Отчеты о результатах годового мониторинга и рейтинг главных распорядителей средств бюджета муниципального района ежегодно размещаются на официальном сайте администрации муниципального района.
По данным мониторинга за 2011 - 2013 годы повысилось качество работы главных распорядителей средств бюджета муниципального района по финансовому менеджменту и ответственность за осуществление бюджетного процесса, всеми главными распорядителями средств муниципального района соблюдаются требования Бюджетного кодекса Российской Федерации. Мониторингом финансового менеджмента охвачены все основные элементы бюджетного процесса.
Начиная с 2013 года главные распорядители средств бюджета муниципального района, имеющие сеть подведомственных учреждений, ежегодно осуществляют оценку качества финансового менеджмента муниципальных учреждений. Итоговая оценка качества финансового менеджмента муниципальных учреждений размещается на официальном сайте администрации Вяземского муниципального района. Показатели финансового менеджмента являются составной частью показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений. Практика проведения оценки качества финансового менеджмента муниципальных учреждений оказывает положительное влияние на эффективность деятельности муниципальных учреждений и на открытость информации об их деятельности.
Главным распорядителям средств бюджета муниципального района необходимо продолжить работу по мониторингу качества финансового менеджмента подведомственных учреждений.
Несмотря на достигнутые результаты, работу по повышению качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления необходимо продолжать и совершенствовать по следующим направлениям:
- развитие нормативной и методической базы проведения мониторинга качества финансового менеджмента в соответствии с изменениями бюджетного законодательства и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации;
- принятие главными распорядителями средств бюджета муниципального района, получившими низкую оценку уровня качества финансового менеджмента, мер, направленных на его повышение.
В соответствии с Программой повышения эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года определены основные направления повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления. Финансовый менеджмент органа местного самоуправления должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый контроль и аудит). В ходе финансового менеджмента органом местного самоуправления должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых, в том числе на оказание муниципальных услуг, осуществляемых муниципальными учреждениями.
Результаты работы по повышению качества финансового менеджмента напрямую влияют на оценку качества управления муниципальными финансами и на рейтинг муниципального района в целом.

8.2. Развитие системы бюджетных платежей

В рамках реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов был завершен перевод всех счетов муниципальных учреждений Вяземского муниципального района из кредитных организаций в финансовый орган Вяземского муниципального района либо органы Федерального казначейства. Это позволило сосредоточить все средства бюджета и средства муниципальных бюджетных учреждений Вяземского муниципального района в Центральном банке Российской Федерации, обеспечив надежность финансовой системы.
Следующей задачей по совершенствованию системы бюджетных платежей является развитие инструментов управления остатками средств на едином счете бюджета.
Для ее решения будут реализованы следующие меры.
1. Переход от санкционирования доводимых предельных объемов оплаты денежных обязательств к санкционированию кассовых расходов главных распорядителей средств бюджета Вяземского муниципального района и муниципальных учреждений Вяземского муниципального района.
Данная мера позволит исключить возможность образования остатков бюджетных средств на счетах главных распорядителей бюджетных средств.
2. Обеспечение однократности ввода информации в единый программный продукт.
В результате обеспечивается ввод информации непосредственно в систему при формировании документа для оплаты расходов бюджета муниципального района, проведение проверки сформированного документа и направление его в орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета Вяземского муниципального района, для списания средств с единого счета бюджета Вяземского муниципального района.
Реализация указанной меры позволит оптимизировать сроки прохождения платежей, минимизировать трудозатраты специалистов, унифицировать формирование финансовой информации в электронном виде.

8.3. Развитие информационной системы управления
муниципальными финансами

Важным направлением повышения эффективности бюджетных расходов является развитие системы "Электронный бюджет", а также информационных систем управления муниципальными финансами Вяземского муниципального района. Целью системы управления муниципальными финансами "Электронный бюджет" является внедрение в Вяземском муниципальном районе единой информационной системы, позволяющей достичь высоких показателей автоматизации процессов планирования и исполнения бюджета муниципального образования, обеспечения высокой доступности, актуальности, полезности и понятности информации о структуре и исполнении бюджета как для должностных лиц и организаций, имеющих отношение к бюджетному процессу, так и для граждан, не являющихся специалистами в данной области.
Автоматизированная система, применяемая в настоящее время в Финансовом управлении и у главных распорядителей средств бюджета муниципального района ("Хранилище-КС", "Бюджет-СМАРТ", "Свод-СМАРТ", "Ревизор-КС"), реализует большую часть задач, принципов и направлений системы "Электронный бюджет".
Ключевые преимущества автоматизированной системы:
существенное повышение оперативности и прозрачности бюджетного процесса за счет создания единой базы данных, содержащей всю информацию по проектированию и исполнению бюджета муниципального района;
автоматизация всех этапов документооборота в процессе организации планирования и исполнения бюджета муниципального района - от создания первичных документов до момента проведения кассовых выплат и обработки выписки из лицевого счета, банковской выписки;
возможность получения каждым участником бюджетного процесса планирования и исполнения бюджета муниципального района в рамках его полномочий и утвержденного регламента за счет единства базы данных достоверной и актуальной информации на любой момент ее запроса;
единые принципы и методология организации бюджетного процесса в части планирования и исполнения бюджета муниципального района с использованием структурирования и централизации первичной информации в единой базе данных с едиными форматами документов;
возможность отслеживать текущие потребности и обязательства учреждений и принимать оперативные управленческие решения по финансированию соответствующих расходов бюджета, осуществлять контроль связи между потребностью (в виде заявки на кассовый расход), управленческим решением по ее удовлетворению (в виде доведенных предельных объемов финансирования) и непосредственно расходованием средств из бюджета (кассовые выплаты).
Развитие информационно-аналитических систем управления муниципальными финансами в районе ведет к оптимизации процедур бюджетного процесса, созданию инструментария для оперативного принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности бюджетных расходов.

9. Повышение качества муниципального финансового контроля

Одним из факторов, влияющих на эффективность управления муниципальными финансами, является муниципальный финансовый контроль, главная цель и задача которого - повышение эффективности управления муниципальными финансами.
Полномочия по осуществлению муниципального финансового контроля в муниципальном районе осуществляют Контрольно-счетная палата Вяземского муниципального района - внешний финансовый контроль, Финансовое управление администрации Вяземского муниципального района (далее - Финансовое управление) и сектор муниципального контроля администрации Вяземского муниципального района - внутренний финансовый контроль.
Изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 252-ФЗ), Федеральный закон № 44-ФЗ), концептуально изменили существующую систему муниципального финансового контроля. Администрацией Вяземского муниципального района в целях реализации указанных изменений сформирована нормативная правовая база.
Развитие системы финансового контроля в муниципальном районе будет направлено на предупреждение и пресечение нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Ожидаемым результатом эффективной системы финансового контроля является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, что достигается за счет контроля экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования муниципальных финансовых ресурсов, анализа результативности их использования.
Несмотря на достигнутые результаты в сфере осуществления муниципального финансового контроля в районе, сохраняется ряд недостатков и проблем:
- не завершено формирование нормативной правовой и методической базы муниципального финансового контроля;
- отсутствует риск-ориентированное планирование контрольной деятельности;
- в практике финансового контроля преобладают подходы, связанные главным образом с контролем исполнения бюджетных назначений и не принимающие во внимание эффективность использования бюджетных средств;
- отсутствует система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных распорядителей средств бюджета муниципального района.
В целях повышения качества и результативности проведения контрольных мероприятий, включая анализ эффективности, результативности и экономичности использования бюджетных средств, необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативного правового регулирования и методического обеспечения организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля и внутреннего финансового аудита в муниципальном районе.
Повышение качества внутреннего финансового контроля и аудита предполагает обеспечение Финансовым управлением внедрения риск-ориентированного планирования внутреннего финансового аудита, а также системы мониторинга и анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Необходимо внедрить риск-ориентированное планирование контрольной деятельности органов муниципального финансового контроля. В ходе такого планирования определяется приоритетность предметов и объектов контроля, направления использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений, устанавливается координация планов контрольной деятельности органов муниципального финансового контроля.
Переход к программно-целевым принципам бюджетного планирования и исполнения бюджета муниципального района требует усиления финансового контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ муниципального района, что необходимо учесть в практике осуществления контрольно-ревизионной деятельности.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления также определяет новые требования к инструментам финансового контроля на ведомственном уровне. Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным законом № 252-ФЗ внутренний финансовый контроль в системе главного администратора бюджетных средств определен как система мер по соблюдению внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности. Внутренний финансовый контроль дополняется внутренним финансовым аудитом, осуществляемым на основе функциональной независимости в целях оценки надежности системы внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности, подтверждения полноты и достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартов бюджетного учета.
Основные результаты внутреннего финансового аудита заключаются в подготовке предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств.
Повышение качества муниципального финансового контроля в муниципальном районе будет осуществляться путем:
- осуществления контрольных мероприятий в сфере закупок и осуществления взаимодействия с единой информационной системой в сфере закупок;
- применения мер административной ответственности с учетом изменений, вносимых в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- реализации требований по составу и формам обнародования информации о результатах внутреннего муниципального финансового контроля для размещения в электронных средствах массовой информации и на официальном сайте администрации муниципального района.

10. Повышение открытости и прозрачности управления
муниципальными финансами

Повышение уровня информационной открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления в бюджетном процессе направлено на рост качества их работы и совершенствование системы управления муниципальными финансами в целом. Открытости деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальными финансами способствуют:
- ежегодное проведение публичных слушаний по проекту решения о бюджете муниципального района и отчету о его исполнении;
- размещение в открытом доступе на официальном сайте администрации муниципального района проектов нормативных правовых актов администрации.
В соответствии с требованиями, установленными постановлением администрации Вяземского муниципального района от 22.03.2010 № 309 "О порядке организации доступа к информации о деятельности администрации Вяземского муниципального района, ее органов и структурных подразделений" и постановлением администрации Вяземского муниципального района от 16.03.2010 № 289 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации Вяземского муниципального района, ее органов и структурных подразделений", органы местного самоуправления размещают информацию о муниципальных финансах и о подведомственных учреждениях на официальном сайте администрации Вяземского муниципального района.
Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют контроль за размещением информации о подведомственных учреждениях на сайте размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru). По состоянию на 01.01.2014 информация о муниципальных учреждениях размещена в полном объеме.
На официальном сайте администрации Вяземского муниципального района ведется рубрика "Бюджет для граждан", где своевременно размещается информация об исполнении бюджета муниципального района. В рубрике в наглядной форме размещается информация о формировании и исполнении бюджета муниципального района, бюджетном процессе, предусмотрена возможность обратной связи. Это позволяет не только информировать граждан и общественные организации о бюджете и бюджетном процессе в муниципальном районе, но и вовлекать их в этот процесс.
Развитие публичности процесса управления муниципальными финансами Вяземского муниципального района будет во многом зависеть от разработки на федеральном уровне законодательных актов, гарантирующих обществу право на доступ к открытым муниципальным данным, а также открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
В 2014 - 2018 годах рост открытости и прозрачности информации о бюджете муниципального района и бюджетном процессе в муниципальном районе будет обеспечен за счет:
- развития Единого портала бюджетной системы Российской Федерации как основного инструмента, обеспечивающего прозрачность и открытость бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Информация о бюджете муниципального района будет публиковаться на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации;
- регулярной публикации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной брошюры "Бюджет для граждан";
- развития информационных систем и сервисов, обеспечивающих раскрытие информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в машиночитаемом виде;
- обеспечения широкого участия граждан в процессе принятия решений о распределении муниципальных финансов.
Повышение финансовой прозрачности деятельности органов местного самоуправления необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что послужит инструментом для принятия управленческих решений и позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами в муниципальном районе. Результатом этой работы станет создание предпосылок к формированию механизмов общественного контроля над эффективностью и результативностью деятельности органов местного самоуправления.


------------------------------------------------------------------