Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 30.07.2014 по делу N 33-4686/2014 <Исковые требования о понуждении органа местного самоуправления к выполнению мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов удовлетворены правомерно, поскольку если собственник отходов не установлен, то муниципальное образование, как орган местного самоуправления, обязано организовать сбор и вывоз бытовых отходов на территории поселения>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. по делу № 33-4686/2014

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Моргунова Ю.В.,
судей: Верхотуровой И.В., Порохового С.П.,
при секретаре Ф.,
рассмотрев в судебном заседании 30 июля 2014 года апелляционную жалобу представителя главы городского поселения "Город Амурск" Хабаровского края на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 13 мая 2014 года по гражданскому делу по иску и.о. Амурского городского прокурора к администрации городского поселения "Город Амурск" Хабаровского края о понуждению к выполнению мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов.
заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., объяснения представителя истца Д., судебная коллегия,

установила:

И.о. Амурского городского прокурора обратился в суд с иском к администрации городского поселения "Город Амурск" Хабаровского края о понуждении к выполнению мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проверки, проведенной Амурской городской прокуроры установлено, что в районе ул. Садовая, 46 г. Амурска расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Свалка расположена в границах городского поселения "Город Амурск". Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Неприменение мер ответчиком приводит к нарушению прав жителей города на благоприятную окружающую среду.
Просил обязать администрацию городского поселения "Город Амурск" Хабаровского края ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в районе ул. Садовая, 46 в г. Амурске в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, просил обязать администрацию городского поселения "Город Амурск" организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, вложенную в районе ул. Садовая, 46, в г. Амурске в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании ст. помощник городского прокурора Захарова И.А. уточненные требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель городского поселения "Город Амурск" Хабаровского края исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 13 мая 2014 года исковые требования и.о. Амурского городского прокурора удовлетворены.
Судом постановлено обязать администрацию городского поселения "Город Амурск" Амурского муниципального района Хабаровского края организовать ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе ул. Садовая, 46, в г. Амурске в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель главы городского поселения "Город Амурск" Хабаровского края ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Указывает, что судом неустановлен факт наличия у городского поселения полномочий по решению вопросов местного значения в рамках реализации государственных полномочий в сфере эпидемиологического благополучия населения и в сфере экологии.
Полагает, что в силу Положения об обращении с отходами на территории городского поселения "Город Амурск" от 22 мая 2008 года № 386, согласно которому, сбор и вывоз отходов в частном секторе возложен на владельцев домов частного сектора, администрация городского поселении "Город Амурск" Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком.
Ссылается на необоснованный вывод суда о том, что проект о внесении изменений в Положение об обращении с отходами на территории городского поселения отдельно не предусматривает вывоз бытовых отходов из п. Индивидуальный. В указанном положении имеется раздел о сборе и вывозе отходов с территории частного сектора и данные изменения касались именно этого раздела нормативного правового акта.
Указывает, что возложение обязанностей на городское поселение по исполнению полномочий, не определенных Законом от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" влекут за собой нецелевое расходование средств местного бюджета.
Представитель администрации городского поселения "Город Амурск" Хабаровского края уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явился, сведения о причинах неявки не представил, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращался.
На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Д. с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что основания для отмены решения суда отсутствуют, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, принимавших участие в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения не находит.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции РФ и в статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям статей 14, 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление земель.

В соответствии с абз. 2 ст. 1 ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Как установлено в суде первой инстанции, на территории городского поселения "Город Амурск" в районе ул. Садовая, 46 расположена несанкционированная свалка. Установить собственника данных бытовых отходов не представилось возможным
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку собственник отходов на спорном земельном участке, расположенном на территории городского поселения "Город Амурск" не установлен, исходя из вышеуказанного примечания к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, размещенные на спорном земельном участке, входящим в границы городского поселения отходы, являются собственностью муниципального образования, которое в силу ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" как орган местного самоуправления, обязано организовать сбор и вывоз бытовых отходов на территории соответствующего муниципального образования.
Таким образом, судебная коллегия находит, что судом правильно определен субъект ответственности по требованиям прокурора: именно администрация городского поселения "Город Амурск" Амурского муниципального района Хабаровского края отвечает за решение вопросов по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в районе ул. Садовая, 46, в г. Амурске.
Доводы жалобы о том, что полномочия по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов не входит в компетенцию Администрации городского поселения "Город Амурск" Хабаровского края, поскольку из анализа действующих нормативно-правовых актов следует, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом наличие указанной свалки и ее местоположение представителем ответчика оспорено не было. Собственник данных отходов не установлен.
Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, выраженную в суде первой инстанции, получившую правильную судебную оценку, направлены на неправильное толкование действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Амурского городского суда Хабаровского края от 13 мая 2014 года по гражданскому делу по иску и.о. Амурского городского прокурора к администрации городского поселения "Город Амурск" Хабаровского края о понуждению к выполнению мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя главы городского поселения "Город Амурск" Хабаровского края без удовлетворения.

Председательствующий
МОРГУНОВ Ю.В.

Судьи
ВЕРХОТУРОВА И.В.
ПОРОХОВОЙ С.П.


------------------------------------------------------------------