Решение Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 30.07.2014 N 127 "Об утверждении концепции муниципальной программы "Развитие местного самоуправления в муниципальном районе имени Лазо"



СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО

РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2014 г. № 127

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ИМЕНИ ЛАЗО"

В соответствии с постановлением администрации муниципального района имени Лазо от 21.11.2013 № 1599-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ муниципального района имени Лазо, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального района имени Лазо", в целях создания условий для устойчивого развития местного самоуправления в муниципальном районе Собрание депутатов муниципального района решило:
1. Утвердить прилагаемую концепцию муниципальной программы "Развитие местного самоуправления в муниципальном районе имени Лазо".
2. Рекомендовать главам городских и сельских поселений, Советам депутатов городских и сельских поселений муниципального района разработать и утвердить муниципальные программы по развитию местного самоуправления в поселениях.
Срок - до 01.10.2014.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную планово-бюджетную и социально-экономического развития района комиссию Собрания депутатов муниципального района имени Лазо (Прокудин Г.Н.).
4. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Председатель Собрания депутатов
муниципального района
В.Н.Короленко

Глава муниципального района
В.В.Сорокин





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К РЕШЕНИЮ СОБРАНИЯ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ОБ
УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ИМЕНИ ЛАЗО"

Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что данный уровень власти наиболее приближен к населению, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения, им формируется и ему непосредственно подконтролен. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
Повышение эффективности муниципального управления в муниципальном районе имени Лазо в соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального района имени Лазо на период до 2025 года является одной из основных задач по развитию муниципального района.
Необходимость принятия настоящей Программы очень велика. В первую очередь это связано со множеством проблем, затрудняющих и ограничивающих развитие местного самоуправления:
1. Низкая результативность и эффективность деятельности органов местного самоуправления, неготовность к внедрению инноваций в муниципальном управлении.
Перечень вопросов местного значения закреплен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - ФЗ № 131-ФЗ). За период действия закона в перечень вопросов местного значения неоднократно вносились изменения, направленные преимущественно на расширение сферы деятельности ОМСУ, при этом доходные источники местного бюджета изменились недостаточно. Кроме того, растущее количество возлагаемых на ОМСУ собственных задач, законодательно отнесенных к вопросам местного значения, государственные органы как федерального, так и регионального уровня ожидают и требуют от ОМСУ также высокой активности и результативности в решении части вопросов государственного управления.
Последняя редакция ФЗ № 131-ФЗ, вступившая в действие 05.07.2013, четко разделила вопросы местного значения городских и сельских поселений, переложив большую часть полномочий сельских поселений на ОМСУ муниципального района без должного финансового обеспечения, что также не способствует повышению эффективности местного самоуправления.
2. Проблема осуществления местного самоуправления в малонаселенных поселениях муниципального района.
В муниципальном районе 52,4% поселений представляют собой поселения с численностью населения менее 1,5 тыс. человек. Они имеют ограниченные финансовые ресурсы и, как правило, серьезные инфраструктурные ограничения (дороги, связь, энергоресурсы), поэтому не представляют особого интереса для внешних инвесторов независимо от того, являются они городскими или сельскими. В таких муниципальных образованиях главной проблемой для вовлечения населения в различные формы экономической активности является низкий уровень доходов жителей. Отсутствие школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, домов культуры вызывает деградацию социальной инфраструктуры, что в конечном итоге приводит к нарастанию процессов "вытеснения" населения из этих населенных пунктов, прежде всего экономически активного, что усугубляет ситуацию. ОМСУ малонаселенных поселений не видят возможности самостоятельного решения нарастающих проблем. Недостаточность налогооблагаемой базы и отсутствие источников финансирования для решения вопросов местного значения, установленных ФЗ № 131-ФЗ, имеют место во всех малонаселенных поселениях муниципального района.
3. Проблемы недостаточности кадрового потенциала органов местного самоуправления.
В настоящее время кадровое обеспечение является проблемным вопросом для ОМСУ, в особенности малонаселенных поселений. В связи с бюджетными ограничениями в этих поселениях количество муниципальных служащих невелико, при этом в 10 поселениях оно не достигает и 5 человек, что является минимумом для функционирования местной администрации как структуры управления. Кроме того, в небольших поселениях подбор кандидатов на муниципальные должности и должности муниципальной службы существенно ограничен отсутствием необходимых специалистов в составе населения и недостаточными возможностями для привлечения специалистов извне.
В связи с этим в настоящее время является актуальным вопрос об оказании им образовательной, консультационной, методической и информационной поддержки, особенно для поселенческого уровня, где кадровая проблема стоит наиболее остро.
4. Проблема неучастия населения в осуществлении местного самоуправления.
В настоящее время ОМСУ недостаточно вовлекают население в процессы развития своих поселений, решение вопросов местного значения.
Местные администрации не воспринимают население как реальный ресурс для развития, не могут организовать привлечение населения к решению вопросов социально-экономического развития своих территорий. В результате местное самоуправление подменяется муниципальным управлением, что сужает до минимума возможности активных граждан принимать непосредственное участие в решении вопросов местного значения. Таким образом, серьезной проблемой на пути развития МСУ является разобщенность ОМСУ и населения, неспособность ОМСУ интегрировать население в процесс решения задач местного развития.
Для обеспечения работоспособности ОМСУ и повышения эффективности их деятельности необходимо реализовать комплекс мер, направленных на разрешение имеющихся в муниципальном районе проблем, а также на создание благоприятных условий для развития МСУ. Таким образом, очевидна актуальность принятия на муниципальном уровне мер, направленных на развитие местного самоуправления.
В результате реализации мероприятий Программы ожидается:
- повышение эффективности и результативности муниципального управления;
- повышение качества планирования и прогнозирования социально-экономического развития;
- повышение кадрового потенциала органов местного самоуправления за счет обучения, переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих;
- повышение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления муниципального района;
- снижение разобщенности органов местного самоуправления и населения;
- увеличение доли внебюджетного финансирования, привлекаемого для решения вопросов местного значения, до 10,0 процентов.

Начальник отдела экономики и
инвестиций управления по
экономическому развитию
администрации муниципального
района
О.В.Лабзина





УТВЕРЖДЕНА
Решением
Собрания депутатов
муниципального района имени Лазо
от 30 июля 2014 г. № 127

КОНЦЕПЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ ИМЕНИ ЛАЗО"

I. Характеристика местного самоуправления
в муниципальном районе имени Лазо, описание проблем,
препятствующих его развитию

Местное самоуправление в Российской Федерации составляет одну из основ конституционного строя. Его положение в политической системе российского общества определяется тем, что данный уровень власти наиболее приближен к населению, решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения, им формируется и ему непосредственно подконтролен. Рационально организованное местное самоуправление позволяет эффективно использовать местные ресурсы, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.
Повышение эффективности муниципального управления в муниципальном районе имени Лазо (далее - муниципальный район) в соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального района имени Лазо на период до 2025 года, утвержденной решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 18.12.2009 № 98, является одной из основных задач по развитию муниципального района, так как именно работоспособность местного самоуправления (далее - МСУ) во многом определяет качество жизни населения и возможности муниципальных образований к развитию.
Необходимость принятия настоящей Программы очень велика. В первую очередь это связано со множеством проблем, затрудняющих и ограничивающих развитие местного самоуправления, что отрицательно влияет и на качество жизни населения, проживающего на территории муниципального района. Реализация мероприятий Программы позволит повысить квалификацию муниципальных служащих, а также эффективность деятельности органов местного самоуправления (далее - ОМСУ), активизировать население в осуществлении местного самоуправления.
Можно выделить следующие основные проблемы, сдерживающие развитие МСУ на территории муниципального района.
1. Низкая результативность и эффективность деятельности органов местного самоуправления, неготовность к внедрению инноваций в муниципальном управлении.
Перечень вопросов местного значения закреплен Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее - ФЗ № 131-ФЗ). За период действия закона в перечень вопросов местного значения неоднократно вносились изменения, направленные преимущественно на расширение сферы деятельности ОМСУ, при этом доходные источники местного бюджета изменились недостаточно. Кроме того, растущее количество возлагаемых на ОМСУ собственных задач, законодательно отнесенных к вопросам местного значения, государственные органы как федерального, так и регионального уровня ожидают и требуют от ОМСУ также высокой активности и результативности в решении части вопросов государственного управления.
В связи с этим проблема необеспеченности ресурсами, носящая объективный характер, дополнительно усугубляется фактором субъективного порядка, а именно преобладанием инерционного подхода в муниципальном управлении. Во многих поселениях ОМСУ не ищут наиболее эффективных решений для каждой конкретной проблемы, а из года в год воспроизводят малорезультативные и высокозатратные модели организации деятельности.
Примером может служить использование программно-целевого метода в практике муниципального управления. По итогам 2013 года в бюджетах поселений расходы, формируемые в рамках программ, составляют не более 10,0%. А ведь именно программы являются действенным средством повышения результативности управления, способом формирования и достижения целей развития, одним из направлений оптимизации бюджетных расходов.
Последняя редакция ФЗ № 131-ФЗ, вступившая в действие 05.07.2013, четко разделила вопросы местного значения городских и сельских поселений, переложив большую часть полномочий сельских поселений на ОМСУ муниципального района без должного финансового обеспечения, что также не способствует повышению эффективности местного самоуправления.
2. Проблема осуществления местного самоуправления в малонаселенных поселениях муниципального района.
В муниципальном районе 52,4% поселений представляет собой поселения с численностью населения менее 1,5 тыс. человек. Они имеют ограниченные финансовые ресурсы и, как правило, серьезные инфраструктурные ограничения (дороги, связь, энергоресурсы), поэтому не представляют особого интереса для внешних инвесторов независимо от того, являются они городскими или сельскими. В таких поселениях проживает свыше 7,0 тыс. человек (17,4% населения района), и именно в них концентрируется наибольшее количество существующих социально-экономических проблем.
В таких муниципальных образованиях главной проблемой для вовлечения населения в различные формы экономической активности является низкий уровень доходов жителей. В малонаселенных поселениях основным источником доходов у населения являются подсобные хозяйства, пенсии и пособия, сбор недревесных продуктов леса, так называемая "скрытая занятость". Отсутствие школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, домов культуры вызывает деградацию социальной инфраструктуры, что в конечном итоге приводит к нарастанию процессов "вытеснения" населения из этих населенных пунктов, прежде всего экономически активного, что усугубляет ситуацию. ОМСУ малонаселенных поселений не видят возможности самостоятельного решения нарастающих проблем. Недостаточность налогооблагаемой базы и отсутствие источников финансирования для решения вопросов местного значения, установленных ФЗ № 131-ФЗ, имеют место во всех малонаселенных поселениях муниципального района.
3. Проблемы недостаточности кадрового потенциала органов местного самоуправления.
В настоящее время кадровое обеспечение является проблемным вопросом для ОМСУ, в особенности малонаселенных поселений. В связи с бюджетными ограничениями в этих поселениях количество муниципальных служащих невелико, при этом в 10 поселениях оно не достигает и 5 человек, что является минимумом для функционирования местной администрации как структуры управления (для результативной работы необходимо наличие как минимум следующих специалистов: руководитель, юрист, финансист, организационный работник, делопроизводитель).
В небольших поселениях подбор кандидатов на муниципальные должности и должности муниципальной службы существенно ограничен отсутствием необходимых специалистов в составе населения и недостаточными возможностями для привлечения специалистов извне. При этом перечень и объемы задач в малонаселенных муниципальных образованиях ничем не отличаются от задач, стоящих перед крупными поселениями, а отсутствие ресурсов для их решения приводит к самоустранению ОМСУ небольших муниципальных образований практически от любой самостоятельной деятельности.
Не всегда бывает достаточным образовательный уровень глав муниципальных образований. Специальное профессиональное образование по специальности "Муниципальное управление" в муниципальном районе имеют только глава муниципального района и 5 глав поселений.
В наиболее сложной ситуации находятся сельские поселения, где малочисленность муниципальных служащих, требующая от них универсальности, осложняется дефицитом специалистов с высшим образованием, особенно с юридической, экономической квалификацией или с профильным образованием - муниципальное управление.
В связи с этим в настоящее время является актуальным вопрос об оказании им образовательной, консультационной, методической и информационной поддержки, особенно для поселенческого уровня, где кадровая проблема стоит наиболее остро.
4. Проблема неучастия населения в осуществлении местного самоуправления.
В настоящее время ОМСУ недостаточно вовлекают население в процессы развития своих поселений, решение вопросов местного значения.
Местные администрации не воспринимают население как реальный ресурс для развития, не могут организовать привлечение населения к решению вопросов социально-экономического развития своих территорий. В результате местное самоуправление подменяется муниципальным управлением, что сужает до минимума возможности активных граждан принимать непосредственное участие в решении вопросов местного значения. Соответственно, ОМСУ ограничивают свои ресурсы (кадровые, информационные, имущественные) и снижают возможности по реализации возложенных на них задач. В свою очередь, население также недостаточно активно поддерживает инициативы ОМСУ из-за неверия в их способность добиться реальных улучшений.
Таким образом, серьезной проблемой на пути развития МСУ является разобщенность ОМСУ и населения, неспособность ОМСУ интегрировать население в процесс решения задач местного развития.
Для обеспечения работоспособности ОМСУ и повышения эффективности их деятельности необходимо реализовать комплекс мер, направленных на разрешение имеющихся в муниципальном районе проблем, а также на создание благоприятных условий для развития МСУ. Таким образом, очевидна актуальность принятия на муниципальном уровне мер, направленных на развитие местного самоуправления.

II. Приоритеты муниципальной политики в сфере содействия
развитию местного самоуправления, цели, задачи Программы

Приоритетами политики муниципального района в сфере содействия развитию местного самоуправления являются:
- повышение эффективности деятельности ОМСУ;
- развитие муниципальной службы и совершенствование кадрового состава муниципальных служащих;
- поощрение ОМСУ, готовых к активному сотрудничеству с населением и самостоятельной деятельности по реализации приоритетных задач местного и регионального развития;
- вовлечение населения в участие в осуществлении МСУ как обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на осуществление местного самоуправления и элемент развития социально-экономического потенциала муниципальных образований.
С учетом положений действующего законодательства, Стратегии социально-экономического развития муниципального района имени Лазо на период до 2025 года, утвержденной решением Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 18.12.2009 № 98, основной целью настоящей Программы является создание условий для устойчивого развития местного самоуправления в муниципальном районе.
Достижение данной цели будет осуществляться через решение следующих основных задач:
1) повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления;
2) повышение квалификации лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих;
3) активизация населения в осуществлении местного самоуправления.

III. Прогноз конечных результатов Программы

В результате реализации мероприятий Программы к 2021 году ожидается:
- повышение эффективности и результативности муниципального управления;
- повышение качества планирования и прогнозирования социально-экономического развития;
- повышение кадрового потенциала органов местного самоуправления за счет обучения, переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих;
- повышение удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления муниципального района;
- снижение разобщенности органов местного самоуправления и населения;
- увеличение доли внебюджетного финансирования, привлекаемого для решения вопросов местного значения, до 10,0 процента.

IV. Срок реализации Программы

Программу предполагается реализовать в один этап в течение 2015 - 2020 годов.

V. Основные мероприятия Программы

В рамках реализации Программы планируется осуществление комплекса следующих мероприятий:
1) стимулирование органов местного самоуправления к повышению эффективности деятельности;
2) развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления;
3) повышение роли и участия населения в решении вопросов местного значения (далее - ППМИ);
4) повышение роли и участия СОНКО в решении вопросов местного значения.

VI. Ресурсное обеспечение реализации Программы

Реализация Программы будет осуществляться за счет средств муниципального района.
Общий объем финансирования мероприятий из бюджета муниципального района в 2015 - 2020 годы составит 7340,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 год - 1125,0 тыс. рублей;
2016 год - 1125,0 тыс. рублей;
2017 год - 1215,0 тыс. рублей;
2018 год - 1235,0 тыс. рублей;
2019 год - 1315,0 тыс. рублей;
2020 год - 1315,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы будут уточняться ежегодно при формировании бюджета муниципального района на соответствующий финансовый год исходя из:
- возможностей бюджета муниципального района;
- мониторинга эффективности мер поддержки.


------------------------------------------------------------------