Постановление Избирательной комиссии Хабаровского края от 18.03.2014 N 103/851-6 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления"



ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2014 г. № 103/851-6

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРИЕМУ И ПРОВЕРКЕ ПОДПИСНЫХ
ЛИСТОВ С ПОДПИСЯМИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ПОДДЕРЖКУ ВЫДВИЖЕНИЯ
КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В связи с проведением выборов в органы местного самоуправления Хабаровского края, в соответствии со статьей 25 Избирательного кодекса Хабаровского края Избирательная комиссия Хабаровского края постановляет:
1. Утвердить Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления (далее - Методические рекомендации) (прилагаются).
2. Направить указанные Методические рекомендации в Избирательную комиссию города Хабаровска, территориальные избирательные комиссии Хабаровского края, избирательные комиссии муниципальных образований для использования в работе.
3. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Избирательной комиссии Хабаровского края".

Председатель
Избирательной комиссии
Хабаровского края
Г.К.Накушнов

Секретарь
Избирательной комиссии
Хабаровского края
О.Ю.Машков





УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Избирательной комиссии
Хабаровского края
от 18 марта 2014 г. № 103/851-6

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИЕМУ И ПРОВЕРКЕ ПОДПИСНЫХ ЛИСТОВ С ПОДПИСЯМИ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ПОДДЕРЖКУ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ
В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с частью 1 статьи 25 Избирательного кодекса Хабаровского края (далее - Кодекс) в целях обеспечения единообразного применения избирательными комиссиями соответствующих норм избирательного законодательства.
В основу Методических рекомендаций положена практика работы Избирательной комиссии Хабаровского края по приему и проверке подписных листов на выборах депутатов Законодательной Думы Хабаровского края, а также опыт рассмотрения Избирательной комиссией Хабаровского края жалоб кандидатов, избирательных объединений на действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов на территории Хабаровского края в 2010 - 2013 годах.

1. Организационно-правовые аспекты приема
и проверки подписных листов

1.1. Нормативная база
Основные обязательные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, приему и проверке подписных листов установлены статьями 46 - 50 Кодекса. Данными нормами определяются порядок заполнения и заверения подписных листов, основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, а приложениями 6 и 8 к Кодексу установлены единые формы подписных листов, представляемых в соответствующие избирательные комиссии на выборах в органы местного самоуправления.
Количество подписей, которое необходимо представить кандидату для регистрации, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей.
Подписи избирателей собираются в поддержку выдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования, в депутаты представительного органа муниципального образования.
При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей не более десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов не осуществляется.
Кандидат, выдвинутый политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, подписей избирателей не собирает.

1.2. Организация работы
Избирательной комиссии, к полномочиям которой относится регистрация кандидатов, целесообразно образовать рабочую группу по приему и проверке подписных листов (далее - Рабочая группа), представляемых кандидатами для регистрации.
В задачи Рабочей группы, как правило, входят:
прием подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, и иных связанных с ними документов;
проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей;
подготовка ведомостей проверки (дополнительной проверки) подписных листов и итоговых протоколов проверки подписных листов;
хранение подписных листов и иных связанных с ними документов, представленных кандидатами, а также документов, подготовленных в ходе приема и проверки подписных листов;
взаимодействие с кандидатами, правоохранительными органами, иными государственными органами и организациями, осуществляющими учет населения по вопросам приема и проверки подписных листов;
подготовка материалов, необходимых в случае обжалования в вышестоящей избирательной комиссии либо суде постановлений о регистрации либо об отказе в регистрации кандидатов.
Согласно части 3 статьи 49 Кодекса к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Таким образом, к проверке подписных листов целесообразно привлекать:
экспертов-почерковедов из территориальных органов внутренних дел;
сотрудников территориальных органов Федеральной миграционной службы;
при необходимости, сотрудников иных государственных органов (органов, осуществляющих воинский учет, и т.д.).
Заключения привлекаемых к проверке экспертов могут служить основанием для признания содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей недостоверными и (или) недействительными.
Документы, подготовленные в Рабочей группе, включая запросы, формы, уведомления и справки, подписываются руководителем Рабочей группы, назначаемым из членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Кодекса при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат, представивший установленное количество подписей избирателей.
Информирование о проведении проверки осуществляется письменным извещением с уведомлением, либо непосредственно, либо по телефону (телефонограмма регистрируется в журнале регистрации).
Частью 3.1 статьи 49 Кодекса предусмотрено, что для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего районного деления, муниципального района используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению Избирательной комиссии Хабаровского края может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.

2. Прием подписных листов

2.1. Порядок приема подписных листов и иных связанных с ними документов
В соответствии с частью 2 статьи 48 Кодекса в случае если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей, то наряду с другими документами в избирательную комиссию представляются:
подписные листы с подписями избирателей. Подписные листы должны быть пронумерованы и сброшюрованы в папки. Если кандидатом представлено большее количество подписей, руководитель Рабочей группы обязан предложить кандидату привести количество представленных подписей в соответствие с требованиями Кодекса.
протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде.
Форма протокола об итогах сбора подписей устанавливается решением избирательной комиссии муниципального образования. В протоколе должны содержаться следующие сведения:
наименование избирательной кампании;
фамилия, имя, отчество кандидата, в чью поддержку собираются подписи;
номер папки;
количество листов в папке;
количество подписей в папке.
Подписные листы и иные связанные с ними документы принимаются Рабочей группой наряду с другими документами, представляемыми кандидатами для регистрации.
Документы считаются представленными в установленный срок, если кандидат (доверенное лицо) внесли оформленные документы, в том числе подписные листы, в помещение избирательной комиссии до истечения установленного срока. При этом избирательная комиссия, принимающая документы, должна обеспечить беспрепятственный проход лиц, представляющих документы, в соответствующее помещение.
При приеме документов проверяются наличие документов, необходимых для регистрации кандидата, а также их соответствие утвержденной форме либо присутствие в них всех необходимых данных.
В отношении подписных листов проверяется соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству путем полистного пересчета, при этом проверяется правильность нумерации подписных листов.
В случае выявления нарушения нумерации подписных листов в нее могут вноситься изменения кандидатом (доверенным лицом).
При проверке соответствия количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству используется второй экземпляр протокола об итогах сбора подписей, на котором делаются пометки в случае несовпадения количества представленных подписей их заявленному количеству.
В случае выявления нарушений нумерации подписных листов они устраняются кандидатами (доверенными лицами) в следующем порядке: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (5-1, 5-2, 5-3); при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12).
После завершения данной проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью избирательной комиссии.
Число записей в протоколе об итогах сбора подписей должно равняться числу представленных папок с подписными листами.
При оформлении папок с подписными листами рекомендуется:
- на лицевой стороне обложки каждой папки указывать наименование избирательной кампании, фамилию, имя, отчество кандидата, номер папки, количество подписных листов в папке, количество подписей избирателей;
- нумерацию подписных листов делать сквозной в пределах каждой папки;
- подписные листы помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные;
- концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись кандидата (его доверенного лица).
После представления документов избирательная комиссия выдает письменное подтверждение получения документов лицу, представившему эти документы.

2.2. Уточнение протокола об итогах сбора подписей
В случае если по результатам проверки соответствия количества подписных листов либо подписей избирателей, указанных в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству выявлены расхождения, то составляется новый протокол, в который вносятся соответствующие изменения, после чего протокол подписывается кандидатом (его доверенным лицом).

2.3. Проведение случайной выборки подписных листов в случае, если для регистрации кандидата необходимо более 500 подписей избирателей
Согласно части 4 статьи 49 Кодекса проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения кандидата. Если необходимое для регистрации количество подписей не превышает пятисот подписей, проверке подлежат все подписи.
Количество проверяемых подписей должно быть равным для всех кандидатов.
Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется избирательной комиссией муниципального образования.
Случайная выборка проводится в избирательной комиссии в день приема подписных листов с подписями избирателей непосредственно после выдачи документа, подтверждающего прием подписных листов и иных связанных с ними документов. Случайная выборка может проводиться путем отбора номера папки и номера подписного листа, которые определяются путем жребия с использованием жетонов, конвертов и т.д.
Для проведения случайной выборки используются данные протокола об итогах сбора подписей избирателей. В случае если протокол уточнялся в ходе проверки, то используются данные уточненного протокола.
Единицей случайной выборки может быть либо вся папка с подписными листами, что предполагает последующую проверку всех подписей в папке, отобранной для проверки, либо отдельный подписной лист, в этом случае проверяются отдельные листы из папки. При этом в первых папках проверяются все листы, а в последней папке проверке подлежат те подписи, которые содержатся в подписных листах данной папки, начиная с первого, в количестве, необходимом для достижения указанного объема случайной выборки.
И в том, и в другом случае расшивание сброшюрованных и заверенных кандидатами, их доверенными лицами папок с подписными листами не допускается.
Результаты случайной выборки необходимо оформлять протоколом, который подписывается кандидатом либо его доверенным лицом и руководителем Рабочей группы (либо членом избирательной комиссии с правом решающего голоса). Один экземпляр протокола либо его копия под роспись выдаются кандидату (его доверенному лицу).
В случае проведения дополнительной проверки подписей отбор подписных листов производится из числа папок с подписными листами, которые не были отобраны для первоначальной проверки, в порядке, установленном для первоначальной выборки. О проведении дополнительной выборки уведомляется кандидат (доверенное лицо), представивший подписные листы.
Других дополнительных проверок не производится, и процедура случайной выборки более не повторяется.
Папки с подписными листами, не отобранными для проверки, хранятся отдельно от проверяемых папок.

3. Проверка подписных листов

3.1. Порядок проверки подписных листов
Проверке подлежат все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
Проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист.
Проверка подписных листов осуществляется путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений.
По результатам проверки подпись может быть признана недостоверной и (или) недействительной.
Подпись может быть признана недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.
Любые возникающие сомнения в подлинности выполнения избирателем подписи и даты трактуются в пользу достоверности подписи.
При обнаружении специалистами органов, осуществляющих воинский учет, в персональных данных военнослужащих, а также в сведениях, касающихся мест дислокации воинских частей и иных воинских формирований, содержащихся в подписных листах, несоответствия или неточностей в органы военного управления направляется письменный запрос. Только после получения официального ответа принимается решение о признании действительными (или недействительными) внесенных в подписной лист данных.
При обнаружении специалистами территориальных органов Федеральной миграционной службы России в подписных листах сведений об избирателях, которые вызывают сомнения (например, в сведениях содержатся данные недействительного паспорта), эти сведения первоначально проверяются с использованием Регистра.
В случае выявления расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в Регистре, либо при отсутствии в Регистре данных о гражданине следует направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России по форме, установленной приложением к Протоколу № 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 27 декабря 2010 года (приложение № 4 к Методическим рекомендациям). При этом направление в территориальный орган ФМС России сведений об избирателях без предварительной проверки через региональный (территориальный) фрагмент Регистра недопустимо.
На основании справки подразделения ФМС России, подтверждающей недействительность данных, указанных в подписном листе, подпись признается недействительной.
Вместе с тем если специальных знаний эксперта достаточно для дачи заключения без направления запроса в соответствующий орган, то подпись может быть признана недействительной на основании его заключения.
Согласно части 16 статьи 49 Кодекса проверка подписных листов должна быть завершена не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, и в этот же срок копия протокола передается кандидату (доверенному лицу).

3.2. Основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными
Поскольку в соответствии с частью 7 статьи 47 Кодекса избиратель ставит в подписном листе свою подпись собственноручно, то подпись избирателя в подписном листе может быть признана недостоверной только в случае, если она выполнена от имени избирателя другим лицом. Для признания подписи недостоверной обязательно заключение эксперта-почерковеда.
Во всех остальных случаях подпись избирателя в подписном листе может признаваться только недействительной.
Основания для признания подписей недействительными установлены Кодексом.
Необходимо иметь в виду, что в паспорте может быть не указано отчество избирателя. В этом случае подпись не может быть признана недействительной.
Необходимо иметь в виду, что в паспорте гражданина Российской Федерации может быть указан адрес места жительства без некоторых сведений, например, наименования субъекта Российской Федерации, района, однако указанный в подписном листе адрес должен содержать полный набор сведений. Вместе с тем при фактическом отсутствии в адресе места жительства гражданина наименования улицы, номера дома, квартиры, и т.д. данные сведения в подписном листе не указываются.
Отсутствие хронологии в датах внесения подписей избирателями внутри одного подписного листа основанием для признания подписей недействительными не является.
Если подпись избирателя может быть признана недействительной по нескольким основаниям, то в ведомости проверки указываются все основания. Однако при определении общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей эта подпись учитывается только один раз.

3.3. Оформление результатов проверки подписных листов
В соответствии с частью 16 статьи 49 Кодекса результаты проверки подписных листов вносятся в ведомость проверки подписных листов (приложение № 1 к Методическим рекомендациям), в которой указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей. Для удобства и быстроты заполнения ведомостей проверки основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными могут указываться в виде кодов нарушений (приложение № 2 к Методическим рекомендациям).
Ведомость проверки составляется на каждую проверяемую папку (если папок будет несколько) и может быть одностраничной или многостраничной. Листы ведомости нумеруются.
Каждая страница ведомости проверки подписывается проверяющим, а также экспертом (экспертами) в случае, если подпись признается недостоверной или недействительной на основании его (их) заключения (заключений).
Заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением.
Вместе с тем заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки). В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к ведомости проверки. В этом случае ведомость проверки экспертом может не подписываться.
В случае если избирательная комиссия направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия действительности указанных в подписном листе сведений, то после получения официального ответа проверяющий вносит соответствующие данные о признании подписи недействительной в ведомость проверки (при наличии оснований).
Результаты проведения дополнительной проверки подписных листов оформляются в порядке, установленном для первоначальной проверки.

4. Оформление итогов проверки подписных листов

4.1. Составление итогового протокола проверки подписных листов
По окончании проверки подписных листов по каждому из кандидатов составляется итоговый протокол (приложение № 3 к Методическим рекомендациям), который подписывается руководителем Рабочей группы.
Итоговый протокол проверки подписных листов формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом либо его доверенным лицом.
Копия итогового протокола заверяется руководителем Рабочей группы.
Если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата либо количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, то кандидат вправе получить одновременно с копией итогового протокола копии ведомостей проверки подписных листов, а также копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.

4.2. Рассмотрение возражений кандидатов
После получения итогового протокола кандидат, его доверенное лицо могут представить в Рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной). Также кандидат, его доверенное лицо могут ознакомиться с подписными листами и ведомостями проверки. Возражения рассматриваются Рабочей группой. Результаты рассмотрения учитываются при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата на заседании избирательной комиссии.

4.3. Подготовка документов для рассмотрения на заседании избирательной комиссии
Составленный Рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется в избирательную комиссию для принятия решения.
Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
В решении избирательной комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных кандидатом подписей, количество проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.
В случае если Рабочей группой были удовлетворены (частично удовлетворены) возражения кандидата, в решении указывается также количество подписей, признанных действительными после составления итогового протокола, а также итоговое количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными.
Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

5. Хранение подписных листов и иных документов

Подписные листы, ведомости проверки подписных листов, итоговые протоколы проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки хранятся в специально оборудованном месте отдельно по каждому кандидату.
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов несет председатель избирательной комиссии.
Подготовку документов и их передачу в архив организует председатель избирательной комиссии.





Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных листов
с подписями избирателей в поддержку
выдвижения кандидатов на выборах
в органы местного самоуправления

_____________________________________________________
(наименование избирательной кампании)

Ведомость проверки (дополнительной проверки)
подписных листов

Кандидат ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Папка № ___________ Листов в папке _________ Подписей в папке _________

Номер листа в папке
Номер строки на листе
Код нарушения
Примечание

























































Проверяющий ______________________________ /подпись, инициалы, фамилия/
Эксперт __________________________________ /подпись, инициалы, фамилия/





Приложение № 2
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных листов
с подписями избирателей в поддержку
выдвижения кандидатов на выборах
в органы местного самоуправления

ТАБЛИЦА КОДОВ НАРУШЕНИЙ

Код нарушения
Наименование кода нарушения
Основание признания подписей недостоверными, недействительными <1>
Единица выбраковки
1.
Дата внесения подписи избирателя внесена до дня, следующего за днем уведомления о выдвижении кандидата
п. 1 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
2.
Подпись избирателя проставлена вне периода сбора подписей
п. 1 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
3.
Подпись внесена лицом моложе 18 лет на день голосования
п. 2 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
4.
Подпись внесена гражданином, признанным судом недееспособным или содержащимся в местах лишения свободы по приговору суда
п. 2 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
5.
Сведения об избирателе (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта, дата выдачи) не соответствуют действительности
(на основании справки специалиста - эксперта)
п. 3 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
6.
Отсутствуют фамилия, имя и (или) отчество избирателя либо не полностью указаны фамилия, имя и (или) отчество избирателя
п. 4 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
7.
Не указан год рождения избирателя или дата рождения избирателя (для лиц в возрасте 18 лет на день голосования)
п. 4 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
8.
Нет или неполные паспортные данные избирателя
п. 4 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
9.
Нет или неполный адрес места жительства избирателя
п. 4 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
10.
Отсутствует подпись избирателя
п. 4 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
11.
В подписном листе отсутствует дата (день, месяц, год) внесения подписи избирателя или указана неполная дата внесения подписи избирателя
п. 4 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
12.
Сведения об избирателе внесены нерукописным способом или карандашом
п. 5 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
13.
Неоговоренные избирателем исправления в дате внесения подписи избирателя
п. 6 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
14.
Дата внесения подписи избирателя выполнена избирателем не собственноручно (на основании заключения эксперта)
п. 6 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
15.
Неоговоренные избирателем или сборщиком подписей исправления в сведениях об избирателе (ф.и.о., год рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта, дата выдачи)
п. 7 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
16.
Подписной лист не заверен собственноручно подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
17.
Подписной лист не заверен собственноручно подписью кандидата
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
18.
Подпись сборщика подписей недостоверна (выполнена им не собственноручно)
(на основании заключения эксперта)
ч. 8 ст. ст. 49 и п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
19.
Подпись кандидата недостоверна (выполнена им не собственноручно)
(на основании заключения эксперта)
ч. 8 ст. ст. 49 и п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
20.
На момент сбора подписей сборщик подписей не достиг возраста 18 лет
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
21.
Сборщик подписей признан судом недееспособным
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
22.
Не указана дата заверения сборщиком подписного листа
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
23.
Не указана дата заверения кандидатом подписного листа
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
24.
Дата заверения сборщиком подписного листа внесена несобственноручно сборщиком подписей
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
25.
Дата заверения кандидатом подписного листа внесена несобственноручно кандидатом
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
26.
Неоговоренные сборщиком исправления в сведениях о себе как лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
27.
Неоговоренные сборщиком исправления в дате заверения подписного листа сборщиком
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
28.
Неоговоренные кандидатом исправления в дате заверения подписного листа кандидатом
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
29.
Сведения о сборщике подписей в подписном листе указаны не в полном объеме
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
30.
Сведения о кандидате в подписном листе указаны не в полном объеме
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
31.
Сведения в подписном листе о сборщике подписей не соответствуют действительности
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
32.
Сведения в подписном листе о кандидате не соответствуют действительности
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
33.
Сведения в подписном листе о сборщике подписей не внесены собственноручно сборщиком
п. 8 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
34.
Форма подписного листа не соответствует требованиям приложений 6 либо 8 Кодекса
п. 9 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист
35.
Отсутствуют в подписном листе сведения о кандидате:
- фамилия, имя, отчество
- дата рождения
- основное место работы/службы, занимаемая должность или род занятий
- наличие статуса депутата (при осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе) с указанием наименования соответствующего законодательного (представительного) органа
- не указано наименование субъекта РФ, района, города или иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата
п. 9 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист

- номер избирательного округа, в котором выдвигается кандидат либо наименование должности, на которую выдвигается кандидат
- наличие неснятой или непогашенной судимости (указывается при наличии таковой)
- принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению, если о членстве в них кандидат указал в заявлении о согласии баллотироваться, и статус в этой политической партии, общественном объединении


36.
Подпись внесена избирателем, место жительства которого находится за пределами избирательного округа
п. 10 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
37.
Участие в сборе подписей органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса
п. 10 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
38.
Внесение подписи избирателя за вознаграждение или под принуждением
п. 10 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
39.
Внесение подписи избирателя на рабочих местах, по месту учебы
п. 10 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
40.
Внесение подписи избирателя в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсии, пособия, стипендии, иных социальных выплат
п. 10 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
41.
Внесение подписи избирателя при оказании благотворительной помощи
п. 10 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
42.
Сведения об избирателе внесены в подписной лист не самим избирателем и не сборщиком
(на основании заключения эксперта)
п. 11 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
43.
Дата подписи избирателя внесена позднее даты заверения подписного листа сборщиком подписей
п. 12 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Подпись
44.
Дата заверительной записи сборщика подписей внесена позднее даты заверительной записи кандидата
п. 13 ч. 9 ст. 49 Кодекса
Лист

--------------------------------
<1> В данной графе указаны пункты, части и статьи Избирательного кодекса Хабаровского края





Приложение № 3
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных листов
с подписями избирателей в поддержку
выдвижения кандидатов на выборах
в органы местного самоуправления

Итоговый протокол проверки подписных листов,
представленных кандидатом _______________________________________
(фамилия, инициалы)

Основание признания подписей недостоверными (недействительными)
Количество недостоверных (недействительных) подписей
Код
Наименование кода нарушения













Количество подписей:
- заявлено ____________
- представлено ________
- проверено ___________
Признано недостоверными (недействительными) __________ подписей, что составляет ________ процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Количество достоверных подписей ______________

Руководитель Рабочей группы _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)

"____" _____________ 20__ года _______ час ______мин.
(указывается дата и время подписания протокола)

Протокол получил
кандидат (доверенное лицо) _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)

"____" _____________ 20__ года _______ час ______мин.
(указывается дата и время вручения копии протокола)





Приложение № 4
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных листов
с подписями избирателей в поддержку
выдвижения кандидатов на выборах
в органы местного самоуправления

Приложение
к Протоколу № 1 к Соглашению о
взаимодействии Центральной
избирательной комиссии Российской
Федерации и Федеральной миграционной
службы от 29 декабря 2009 года

Начальнику
_____________________________________
(наименование территориального органа
ФМС России или
_____________________________________
структурного подразделения
территориального органа ФМС России
_____________________________________
Ф.И.О.)

От _______________ № __________

Уважаемый(ая) ______________________!

В настоящее время _____________________________________________________
(наименование избирательной комиссии или комиссии референдума)
проводится проверка подписных листов с подписями избирателей (участников
референдума) в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов или
инициативы проведения референдума)
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. кандидата или наименование избирательного объединения, или уровень
референдума)
на выборах (по вопросу) ___________________________________________________
(название выборов или вопрос референдума)
Просим Вас в срок до __________________ провести проверку достоверности
сведений, содержащихся в подписных листах, и результаты проверки внести в
соответствующую графу таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с
подписями избирателей (участников референдума) в поддержку выдвижения
кандидата (списка кандидатов или инициативы проведения референдума)
согласно приложению.

Приложение <*>: по тексту на ___ л. в ___ экз. подлежит возврату.

Председатель
_____________________________________ _______________ _____________________
(наименование избирательной комиссии, (подпись) (Ф.И.О.)
комиссии референдума)

--------------------------------
<*> При наличии электронного носителя информации указывается наименование,
количество, необходимость возврата.


------------------------------------------------------------------