Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 04.06.2014 по делу N 33-3391/2014 <Иск о признании незаконным приостановление рассмотрения органом местного самоуправления заявления о предоставлении земельного участка в собственность удовлетворен правомерно, поскольку расположение спорного участка в зоне затопления не свидетельствует о невозможности рассмотрения по существу вопроса о предоставлении его заявителю в собственность>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2014 г. по делу № 33-3391/2014

В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Савченко Е.В.
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Мороз И.Г.,
судей Герасимовой О.В., Поздняковой О.Ю.,
при секретаре К.,
с участием представителя заявителя С., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. об оспаривании действий Управления архитектуры и землепользования Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края по приостановлению рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в собственность,
по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица - К. на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 10 февраля 2014 года.
Заслушав доклад судьи И.Г. Мороз, объяснения представителя заявителя С., судебная коллегия

установила:

П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в собственность (за плату) до момента официального установления границ зон подтопления.
В обоснование заявленных требований указал, что Постановлением Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № ему был предоставлен земельный участок площадью 647 кв.м., с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: примерно в 44 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, <адрес>. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ Обратившись в администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, получил отказ, в связи с приостановлением работы по заявлениям, представленным в Управление в отношении сельских поселений, попавших в зону подтопления. Считает данный отказ незаконным, противоречащим положениям Постановления Администрации Хабаровского муниципального района от 26.09.2013 г. № "Об определении границ зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайно ситуации на территории Хабаровского муниципального района", Указа Президента от 31.08.2013 г. № 693.
В ходе судебного разбирательства заявитель требования уточнил, просил суд признать незаконным приостановление рассмотрения заявления Администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 01.10.2013 г. N.
Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 10.02.2014 г. требования П. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с несоответствием выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, не применением судом закона подлежащего применению. Указом Президента РФ от 31.08.2013 г. № 693 указано принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство, в том числе, нового жилья, садовых и дачных строений в зонах, подверженных риску наводнения. Испрашиваемый земельный участок находится в зоне подтопления, является приусадебным и в силу ст. 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" может использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в отношении объектов недвижимого имущества, создаваемых или созданных на земельных участках, расположенных в границах населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке) действует упрощенный порядок регистрации права, не предусматривающий получения разрешения на строительство.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель заявителя С. просит решение суда оставить без изменения. Указывает, что довод жалобы о строительстве на земельном участке объекта недвижимости носит предположительный характер. Указ Президента от 31.08.2013 г. № не содержит прямого запрета на предоставление земельных участков, находящихся в зоне подтопления в собственность граждан.
В судебном заседании представитель заявителя С., возражая против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, основанное на установленных в судебном заседании обстоятельствах, с применением к спорным правоотношениям норм материального права, их регулирующих.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебной коллегией дело рассмотрено в отсутствие заявителя П., представителя заинтересованного лица, которые в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, возражений на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Согласно ч. 1 ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
По смыслу ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ процедура предоставления земельного участка носит заявительный характер.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ч. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (ч. 5).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Постановлением Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 12.04.2013 г. N, на основании заявления П. утверждена схема расположения земельного участка площадью 647 кв.м. с разрешенным видом использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Местоположение земельного участка: примерно в 44 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, адрес ориентира: <адрес>
П. предложено поставить земельный участок на государственный кадастровый учет.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № расположен примерно в 44 м. по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, адрес ориентира: <адрес>.
Из Постановления Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 26.09.2013 г. № "Об определении границ зоны затопления (подтопления), возникших в результате чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского муниципального района" следует, что <адрес> попала в зону затопления (подтопления).
Письмом Управления архитектуры и землепользования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 01.10.2013 г. № П. сообщено, что в связи с Указом Президента РФ от 31.08.2013 г. № 693 Управление приостанавливает работу по заявлениям, представленным в Управление в отношении сельских поселений попавших с зону подтопления.
Пунктом 7 Указа Президента РФ от 31.08.2013 г. № 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" рекомендовано органам государственной власти Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и органам местного самоуправления, входящим в состав этих субъектов Российской Федерации, принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения.
Признавая незаконными действия Управления архитектуры и землепользования Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края по приостановлению рассмотрения заявления П., суд, проанализировав вышеприведенные нормы, оценив все обстоятельства дела, правильно указал, что расположение земельного участка в зоне затопления не свидетельствует о невозможности рассмотрения по существу вопроса о предоставлении земельного участка заявителю, в связи с чем, удовлетворил заявление П. в полном объеме.
Довод заинтересованного лица о том, что приусадебный земельный участок предполагает возможность возведения на нем объекта недвижимости обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку носит предположительный характер и не подкреплен соответствующими доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 10 февраля 2014 года по заявлению П. об оспаривании действий Управления архитектуры и землепользования Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:
И.Г.МОРОЗ

Судьи:
О.В.ГЕРАСИМОВА
О.Ю.ПОЗДНЯКОВА


------------------------------------------------------------------