Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 25.06.2014 по делу N 2-1378/2014 <О признании недействующим постановления главы Хабаровского муниципального района от 04.12.2008 N 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО ДГК">



ХАБАРОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. по делу № 2-1378/2014

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Хальчицкого А.С.,
при секретаре Ф.,
с участием:
- помощника прокурора Хабаровского района Брагиной М.А.,
- представителя исполняющего обязанности Главы Хабаровского муниципального района Б.,
- представителя открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" М.,
- представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело:
по заявлению прокурора Хабаровского района об оспаривании постановления главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" в редакции постановления администрации Хабаровского муниципального района № 632 от 04 апреля 2011 года "О внесении изменений в постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК", признании постановления противоречащим статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", возложении обязанности,
по заявлению исполняющего обязанности главы Хабаровского муниципального района о признании незаконным протеста прокурора Хабаровского района от ДД.ММ.ГГГГ № на постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК".

установил:

Прокурор Хабаровского района обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" в редакции постановления администрации Хабаровского муниципального района № 632 от 04 апреля 2011 года "О внесении изменений в постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК", признании постановления противоречащим статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", возложении обязанности.
Заявленные требования мотивировал следующим.
В ходе осуществления надзорной деятельности за муниципальными актами, принятыми администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края, выявлено, что постановление главы Хабаровского муниципального района от 04.12.2008 № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО ДГК" (далее постановление № 2017), противоречит ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Так, постановлением № 2017 на территории Хабаровского муниципального района утверждены нормативы потребления тепловой энергии для населения, проживающего на территории Хабаровского муниципального района, получающего услуги от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Хабаровская тепловая компания".
На момент проверки, проведенной по указанию прокуратуры Хабаровского края, выявлено, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).
С учетом изложенного, утверждение нормативов потребления тепловой энергии для населения, проживающего на территории Хабаровского муниципального района, получающего услуги от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Хабаровская тепловая компания" является полномочием органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Прокуратурой Хабаровского района ДД.ММ.ГГГГ на обжалуемое постановление № 2017 принесен протест.
По результатам рассмотрения протеста, в удовлетворении требований прокурора об отмене противоречащего федеральному законодательству постановления главы Хабаровского муниципального района отказано.
В своем ответе и.о. главы Хабаровского муниципального района ссылается на п. 2 постановления Правительства Хабаровского края от 20.05.2013 № 126-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, согласно которому утвержденные настоящим постановлением нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению вводятся в действие с 01 января 2015, а также на постановление Правительства Хабаровского края от 10.09.2012 № 325-пр "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в Хабаровском крае в 2012-2014 годах".
Согласно положениям данного постановления предписано применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку при применении положений перечисленных постановлений Правительства Хабаровского края отсутствует ссылка на применение при расчете размера платы за коммунальные услуги, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, что в свою очередь не может повлечь за собой негативных последствий в виде невозможности расчета размера платы за коммунальные услуги.
Частью 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 22, ст. 23, ст. 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим полностью или в части нормативного правового акта, изданного органом местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не возлагает на него такую обязанность.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор Хабаровского района просит признать постановление главы Хабаровского муниципального района от 04.12.2008 № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО ДГК" противоречащим федеральному законодательству, в частности ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, возложить обязанность на главу (администрацию) Хабаровского муниципального района опубликовать сообщение о решении суда по данному делу в соответствии с ч. 3 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исполняющий обязанности главы Хабаровского муниципального района обратился в суд с заявлением о признании незаконным протеста прокурора Хабаровского района от ДД.ММ.ГГГГ № на постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК".
Заявленные требования мотивировал следующим.
В администрацию Хабаровского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ вх. № поступил протест прокурора Хабаровского района ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ N. В указанном протесте прокурор указывает на то, что постановление главы Хабаровского муниципального района от 04.12.2008 № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" противоречит нормам действующего законодательства, а именно статье 157 Жилищного кодекса РФ, части 3 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и как следствие подлежит отмене.
С указанным протестом администрация Хабаровского муниципального района не согласна по следующим основаниям.
Действительно, согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Между тем, пункт в данной редакции вступил в силу с 01.07.2012 (Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). До внесения изменений вышеуказанным Постановлением Правительства РФ в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг было установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. При этом, под уполномоченными органами понимались - органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 2, 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
Более того, Жилищным кодексом РФ (до внесения в него изменений Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") было установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, полномочия по утверждению нормативов потребления тепловой энергии до 01.07.2012 года находились именно у органов местного самоуправления.
Далее, во исполнение требований действующего федерального законодательства принято постановление Правительства Хабаровского края от 20.05.2013 № 126-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению". Между тем, пунктом 2 данного постановления установлено, что нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные настоящим постановлением, вводятся в действие с 01 января 2015.
Более того, подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции, действовавшей до 20.09.2013) органам государственной власти субъектов Российской Федерации было дано разрешение в срок до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
В связи с чем, 10.09.2012 Правительством Хабаровского края было принято постановление № 325-пр "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в Хабаровском крае в 2012-2014 годах". Согласно данному постановлению установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Учитывая изложенное, исполняющий обязанности главы Хабаровского муниципального района считает, что в настоящий момент, то есть до 01.01.2015 года постановление главы Хабаровского муниципального района от 04.12.2008 № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" нормам действующего законодательства не противоречит. Кроме этого, отмена данного постановления создаст негативные последствия в виде отсутствия действующих нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" на территории Хабаровского муниципального района и, как следствие, невозможность расчета размера платы за коммунальные услуги.
В связи с этим, считает внесенный протест прокурора Хабаровского района ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № неправомерным и нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 255, 258 ГПК РФ просит суд признать незаконным протест прокурора <адрес> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ № на постановление главы Хабаровского муниципального района от 04.12.2008 № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК".
Дела по двум вышеуказанным заявлениям объединены определением суда в одно производство.
В судебном заседании помощник прокурора Хабаровского района Брагина М.А. в судебном заседании поддержала доводы заявления прокурора Хабаровского района, заявленные требования исполняющего обязанности главы Хабаровского муниципального района не признала.
Представитель исполняющего обязанности Главы Хабаровского муниципального района Б. в судебном заседании требования заявления исполняющего обязанности Главы Хабаровского муниципального района об оспаривании представления прокурора поддержала, требования прокурора Хабаровского района не признала.
Представитель ОАО "ДГК" М. в судебном заседании поддержала позицию исполняющего обязанности Главы Хабаровского муниципального района по делу, полагала, что постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" не противоречит действующему законодательству и утвержденные им тарифы подлежат применению.
Аналогичной позиции придерживался в судебном заседании и представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Н.
Выслушав пояснения помощника прокурора Хабаровского района Брагиной М.А., представителя исполняющего обязанности Главы Хабаровского муниципального района Б., представителя ОАО "ДГК" М., представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Н., исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные прокурором Хабаровского района требования подлежащими удовлетворению, а заявленные исполняющим обязанности Главы Хабаровского муниципального района требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Между тем, пункт 3 Правил в данной редакции вступил в силу с 01.07.2012 (Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 № 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). До внесения изменений вышеуказанным Постановлением Правительства РФ в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг было установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. При этом, под уполномоченными органами понимались - органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 2, 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
Жилищным кодексом РФ (до внесения в него изменений Федеральным законом от 27.07.2010 № 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") было установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, полномочия по утверждению нормативов потребления тепловой энергии до 01.07.2012 года находились именно у органов местного самоуправления.
Постановлением главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" в редакции постановления администрации Хабаровского муниципального района № 632 от 04 апреля 2011 года "О внесении изменений в постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК", утверждены нормативы потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" для жителей Хабаровского муниципального района.
Постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" официально публиковалось в Вестнике Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 11 за 2008 год, газете "Сельская новь", № 49, 8-14 декабря, 2008 год.
Постановление администрации Хабаровского муниципального района № 632 от 04 апреля 2011 года "О внесении изменений в постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" официально публиковалось в газете "Сельская новь", № 14, 07.04.2011, Вестнике Хабаровского муниципального района Хабаровского края", № 3, 30.05.2011 года.
Оба вышеуказанных постановления рассчитаны на неоднократное применение, касаются прав неопределенного круга лиц, направлены на урегулирование общественных отношений.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" в редакции постановления администрации Хабаровского муниципального района № 632 от 04 апреля 2011 года "О внесении изменений в постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" является нормативным правовым актом. Указанные постановления изначально приняты уполномоченными органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу положений статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (статья 253 ГПК РФ).
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны недействующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Таким образом, принятые в пределах компетенции соответствующего органа местного самоуправления нормативные правовые акты могут быть признаны недействительными, если позднее они вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.
Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в действующей редакции размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в действующей редакции нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, утверждение нормативов потребления тепловой энергии для населения, проживающего на территории Хабаровского муниципального района, получающего услуги от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Хабаровская тепловая компания" является в настоящий момент полномочием органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Глава муниципального района, администрация муниципального района в силу положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации являются должностным лицом и органом местного самоуправления.
Таким образом, в настоящий момент постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" в редакции постановления администрации Хабаровского муниципального района № 632 от 04 апреля 2011 года "О внесении изменений в постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, от 28.03.2012 № 258, от 16.04.2013 № 344, от 26.03.2014 № 230) и не может иметь нормативного характера.
Учитывая, что постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" в редакции постановления администрации Хабаровского муниципального района № 632 от 04 апреля 2011 года "О внесении изменений в постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" применялось и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд признает его недействующим полностью со дня вступления решения в законную силу.
Доводы главы Хабаровского муниципального района не свидетельствуют о сохранении оспариваемым нормативным правовым актом самостоятельной юридической силы.
Однако во исполнение требований действующего федерального законодательства принято постановление Правительства Хабаровского края с 20.05.2013 № 126-пр "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению". Пунктом 2 данного постановления установлено, что нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные настоящим постановлением, вводятся в действие с 01 января 2015.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (в редакции, действовавшей до 20.09.2013) органам государственной власти субъектов Российской Федерации было дано разрешение в срок до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
10.09.2012 Правительством Хабаровского края было принято постановление № 325-пр "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в Хабаровском крае в 2012-2014 годах". Согласно данному постановлению установлено применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Именно в силу нормативного правового характера постановления Правительства Хабаровского края № 325-пр "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в Хабаровском крае в 2012-2014 годах" от 10 сентября 2012 года до 31 декабря 2014 года включительно при расчете платы за тепловую энергию для населения, проживающего на территории Хабаровского муниципального района, получающего услуги от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "ХТСК" подлежат применению нормативы потребления, утвержденные постановлением главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" в редакции постановления администрации Хабаровского муниципального района № 632 от 04 апреля 2011 года "О внесении изменений в постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК".
При этом подлежит применению не само постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017, а утвержденные им нормативы, действовавшие ранее самостоятельно.
В силу положений статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 ГПК РФ.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Заявление исполняющего обязанности главы Хабаровского муниципального района о признании незаконным протеста прокурора Хабаровского района от 11 марта 2014 года № 2-31-14/4 на постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" не подлежит удовлетворению, поскольку принято прокурором в пределах своей компетенции, несоответствия его закону по доводам, изложенным выше суд не установил.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 251 - 253 ГПК России, суд

решил:

Требования прокурора Хабаровского района об оспаривании постановления главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" в редакции постановления администрации Хабаровского муниципального района № 632 от 04 апреля 2011 года "О внесении изменений в постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК", признании постановления противоречащим статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" удовлетворить.
Признать постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" в редакции постановления администрации Хабаровского муниципального района № 632 от 04 апреля 2011 года "О внесении изменений в постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" противоречащим статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, от 28.03.2012 № 258, от 16.04.2013 № 344, от 26.03.2014 № 230).
Признать постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" в редакции постановления администрации Хабаровского муниципального района № 632 от 04 апреля 2011 года "О внесении изменений в постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Установить, что до 31 декабря 2014 года включительно при расчете платы за тепловую энергию для населения, проживающего на территории Хабаровского муниципального района, получающего услуги от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "ХТСК" подлежат применению нормативы потребления, утвержденные постановлением главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" в редакции постановления администрации Хабаровского муниципального района № 632 от 04 апреля 2011 года "О внесении изменений в постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК".
Сообщение о решении суда по настоящему делу подлежит опубликованию в газете "Сельская новь" Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Вестнике Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Заявление исполняющего обязанности главы Хабаровского муниципального района о признании незаконным протеста прокурора Хабаровского района от 11 марта 2014 года № 2-31-14/4 на постановление главы Хабаровского муниципального района от 04 декабря 2008 года № 2017 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии от ОАО "ДГК" оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Судья
А.С.ХАЛЬЧИЦКИЙ


------------------------------------------------------------------