Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 02.07.2014 по делу N 33-3830/2014 <Исковые требования к органу местного самоуправления о возложении обязанности выплатить финансовую помощь в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации удовлетворены, поскольку уполномоченным органом и его должностными лицами не соблюден установленный порядок по обследованию утраченного имущества и составления акта, а пострадавшие граждане не обязаны обращаться с заявлением о проведении такого обследования>



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. по делу № 33-3830/2014

В суде первой инстанции дело рассмотрено судьей Осиповой И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.
судей Железовского С.И., Дорожкиной О.Б.,
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации города Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю о возложении обязанности выплатить финансовую помощь в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации
по апелляционной жалобе представителя ответчика Правительства Хабаровского края З. на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 01 апреля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Дорожкиной О.Б., выслушав истца Н., представителя ответчика администрации города Хабаровска К., представителя ответчика Правительства Хабаровского края И., судебная коллегия

установила:

Н., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, ФИО2., ФИО3., ФИО4 обратились в суд с иском к администрации города Хабаровска о возложении обязанности выплатить финансовую помощь в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование заявленных требований указали, что Н. совместно с членами семьи - мужем ФИО2., дочерьми ФИО1., ФИО4., ФИО3 проживают в квартире <адрес> Н., ФИО2., ФИО3., зарегистрированы по указанному адресу, в отношении ФИО1., ФИО4 решением суда установлен факт проживания по указанному адресу. Собственником указанного жилого помещения является ФИО5

Указанный жилой дом в результате чрезвычайной ситуации - наводнения в 2013 г. попал в зону затопления, что подтверждается Постановлением администрации г. Хабаровска от 16.09.2013 г. № 360 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск". Заключением межведомственной комиссии от 17.09.2013 г. № 197 указанный дом был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Вследствие затопления первого этажа в их квартире, находящейся на втором этаже, стоял зловонный запах и сырость. В результате затопления находящиеся в квартире все личные вещи, в том числе вещи первой необходимости пришли в негодность от сырости и плесени. В Ванной комнате и на кухне обрушилась плитка, вздулся пол, отклеились обои от сырости, сгорел электросчетчик, в холодильнике пропали продукты, приобретенные на 2 недели. В выплате материальной помощи в размере 100 000 руб. на каждого члена семьи, предусмотренную Указом Президента от 31.08.2013 г. № 693, Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2013 г. № 282-пр, Постановлением администрации г. Хабаровска от 06.09.2013 г. № 3541, им было отказано в связи с тем, что квартира располагается на 2 этаже.
В процессе рассмотрения дела истцы требования уточнили и просили обязать администрацию г. Хабаровска выплатить финансовую помощь в связи утратой имущества за счет средств федерального бюджета в размере по <данные изъяты> в пользу каждого, обратив решение к немедленному исполнению.
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Хабаровского края, Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 01 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены частично.
За Н., ФИО1., ФИО2., ФИО2, ФИО4 признано право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в сумме по <данные изъяты> на каждого члена семьи.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Правительство Хабаровского края просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, недоказанностью установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Указывает, что о времени и месте рассмотрения дела ответчик не был извещен в установленном законом порядке, что является самостоятельным основанием для отмены судебного акта.
В обоснование доводов жалобы указано на не извещение ответчика о времени и месте рассмотрения гражданского дела.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 № 406-пр утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий регионального и межмуниципального характера на территории Хабаровского края, в том числе, на выплату финансовой помощи гражданам в связи с частичной или полной утратой имущества. Пунктом 7.2 раздела 7 Приложения № 16 к указанному Постановлению установлено, что документом обосновывающим выделение бюджетных ассигнований для оказания финансовой помощи в связи с утратой имущества является список граждан на получение финансовой помощи. Неотъемлемой частью списка является акт обследования утраченного имущества граждан, по утвержденной форме. Акт обследования утраченного имущества граждан составляется комиссией и подписывается членами комиссии, пострадавшими собственниками имущества, согласовывается руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС городского округа (муниципального района), утверждается главой городского округа (муниципального района)
Временным положением от 26.09.2013 г. № 17, Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2013 г. № 282-пр, Постановлением администрации г. Хабаровска от 06.09.2013 г. № 3541 также предусмотрено, что финансовая помощь за утраченное имущество осуществляется на основании списков пострадавших граждан, при формировании которых необходимо предоставить акт обследования утраченного имущества. Истцы не могут быть признаны пострадавшими от чрезвычайной ситуации - наводнения, в целях получения финансовой помощи и включены в списки на получение финансовой помощи в связи с частичным или полностью утраченным имуществом, поскольку наводнением причинен ущерб многоквартирному жилому дому, в котором они проживают, а не имуществу, расположенному на втором этаже данного дома.
Заключение специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, составленное по истечении 7 месяцев после наводнения, подтверждает лишь факт утраты истцами имущества бывшего в эксплуатации, что не является последствием наводнения. В связи с чем, судом сделан неверный вывод о том, что отсутствие акта комиссионного обследования имущества не может являться основанием для отказа в предоставлении истцам финансовой помощи.
В возражениях на апелляционную жалобу Н. указывает на законность и обоснованность решения суда, которое просит оставить без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18.06.2014 г. в связи нарушением судом первой инстанции при рассмотрении дела норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судебная коллегия перешла к рассмотрению гражданского дела по иску Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации города Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю о возложении обязанности выплатить финансовую помощь в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации по правилам суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Правительства Хабаровского края поддержала доводы апелляционной жалобы, сославшись на изложенные в ней основания.
Представитель администрации города Хабаровска в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Хабаровского края.
В судебном заседании истец Н. поддержала исковые требования, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истцы ФИО2., ФИО1., ФИО4., представитель Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, не явились, об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебной коллегией дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Н., представителя Правительства Хабаровского края, представителя администрации города Хабаровска, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, собственником квартиры N, расположенной на втором этаже двухэтажного дома <адрес> является ФИО5., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N
Согласно поквартирной карточке, в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают ФИО2 ФИО1., Н.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 04.10.2013 г. установлен юридический факт постоянного проживания ФИО4 по <адрес>
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 03.10.2013 г. установлен юридический факт постоянного проживания ФИО3 по <адрес>
Распоряжением <адрес> от 09.08.2013 г. № 569-рп "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края" в г. Хабаровске в связи с наводнением с 09.08.2013 г. введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.09.2013 г. № 3630 "Об утверждении границ зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", возникших в результате чрезвычайной ситуации, связанной с летне-осенним паводком 2013 года на реках Амур и Уссури жилой дом <адрес> был включен в границы зоны затопления.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № названный жилой был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 02.07.2013 г.) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" предусмотрена выплата за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
На основании положений данного Указа Правительством Хабаровского края 20 сентября 2013 года издано постановление № 282-пр "Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождающихся паводками", пунктом 1 которого установлено, что оказание помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, осуществляется за счет средств, предоставляемых в виде субсидий местным бюджетам городских округов "Город Хабаровск", "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов, путем предоставления: единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека (без ограничения по количеству членов семьи); единовременной материальной помощи за счет средств, поступающих из федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека (без ограничения по количеству членов семьи); финансовой помощи в связи с утратой имущества, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично, за счет средств, поступающих из федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693, в размере 100 тыс. (сто тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека.
Согласно порядку реализации права на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества, такая помощь предоставляется гражданам на основании заявлений, составленных в произвольной форме, которые подаются в орган местного самоуправления по месту жительства. Финансовая помощь предоставляется при условии составления акта обследования утраченного имущества (пункты 3, 4 постановления Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 года № 282-пр).
Из материалов дела следует, что истцы обращались с заявлением об оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения. В удовлетворении заявлений истцов о выплате им финансовой помощи в связи с утратой имущества администрацией г. Хабаровска отказано в связи с тем, что квартира № многоквартирного дома <адрес> расположена на 2 этаже и паводковые воды не могли служить причиной утраты имущества, а также ввиду отсутствия акта обследования утраченного имущества - ответы администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ
Доводы Правительства Хабаровского края об отсутствии доказательств утраты имущества истцов, опровергаются материалами дела.
Так из материалов дела следует, что в двухэтажном доме <адрес> вода находилась на уровне оконных проемов 1 этажа.
Из заключения специалиста АНО "Хабаровская лаборатория судебной и независимой экспертизы" от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что представленное на исследование имущество <данные изъяты>, имеют критические дефекты, возникшие от воздействия воды и влаги в результате паводкового наводнения. Исследуемые объекты с учетом имеющихся дефектов не пригодны для дальнейшей эксплуатации. Уровень снижения качества изделий в результате порчи от паводкового наводнения составляет 100%.
Ответчиками, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, доказательств опровергающих установленные обстоятельства и подтверждающих отсутствие указанных повреждений, не представлено, не представлен акт обследования квартиры истцов.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 г. № 406-пр утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий регионального и межмуниципального характера на территории Хабаровского края, в том числе на выплату финансовой помощи гражданам в связи с частичной или полной утратой имущества.
Пунктом 7.2 раздела 7 Приложения № 16 данного Постановления установлено, что список граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате ЧС (приложение № 7 к Правилам) подписывается руководителем отделения УФМС России по Хабаровскому краю, руководителем органа управления (отдела) по делам ГОЧС, утверждается главой (его заместителем) городского округа (муниципального района) с расшифровкой подписей, проставлением дат и заверяется соответствующими печатями. На основании проведенного обследования составляются акты обследования утраченного имущества граждан (приложение № 7а к Правилам), которые являются неотъемлемым приложением к спискам граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества. Акты подписываются членами комиссии, пострадавшими собственниками имущества, согласовываются руководителем (его заместителем) управления (отдела) по делам ГОЧС городского округа (муниципального района), утверждаются главой (его заместителем) городского округа (муниципального района) с расшифровкой подписей, проставлением дат и заверяются печатью.
Из вышеприведенных правовых норм, следует, что обязанность по составлению акта обследования утраченного имущества законодательством возложена на органы местного самоуправления и должностных лиц. Действующим законодательством не предусмотрено возложение обязанности на граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, обращаться с заявлением о проведении обследования утраченного имущества.
Несоблюдение государственными и муниципальными органами и их должностными лицами установленного порядка по обследованию утраченного имущества и составления акта, не может повлечь негативные последствия для указанных граждан и основанием для умаления их прав, гарантированных законом, не является.
С учетом приведенных правовых норм и установленных судом обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности исковых требований о возложении на администрацию города Хабаровска обязанности по выплате финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации и наличию оснований для их удовлетворения.
В соответствии с требованиями ст. 210 ГПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом.
Перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, указан в ст. 211 ГПК РФ, требования истцов не входят в указанный перечень, являющийся исчерпывающим, в связи с чем, не имеется оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 01 апреля 2014 года по гражданскому делу по иску Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации города Хабаровска, Правительству Хабаровского края, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю о возложении обязанности выплатить финансовую помощь в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации отменить.
Вынести новое решение, которым исковые требования к администрации города Хабаровска удовлетворить.
Возложить на администрацию города Хабаровска обязанность по выплате Н., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 финансовую помощь в связи с утратой имущества в результате наводнения в размере по <данные изъяты> каждому. В удовлетворении требований к Правительству Хабаровского края, Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий
С.В.КУСТОВА

Судьи
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ
О.Б.ДОРОЖКИНА


------------------------------------------------------------------