Решение Хабаровского УФАС России от 03.07.2014 N 103 <Об отсутствии нарушения органом местного самоуправления и муниципальным предприятием антимонопольного законодательства при заключении договоров о замене электропроводки и установке конвекторов без размещения заказов на выполнение работ для муниципальных нужд, поскольку их заключение обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы и необходимо для ликвидации их последствий, обеспечения прав и законных интересов проживающих в жилых домах граждан>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2014 г. № 103

Резолютивная часть решения оглашена 03 июля 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 03 июля 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии представителей:
Администрация сельского поселения "Село Бычиха" - <...> (доверенность от 24.06.2014), <...> (доверенность от 24.06.2014),
МУП "Распределительные электрические сети Хабаровского муниципального района" - <...> (доверенность от 25.06.2014),
рассмотрев дело № 8-01/168 по признакам нарушения администрацией сельского поселения "Село Бычиха", МУП "Р" статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Хабаровским УФАС России в ходе проведения плановой проверки администрации сельского поселения "Село Бычиха" установлено, что администрацией и МУП "Р" заключены договоры подряда от 12.02.2013 № 8, от 13.02.2013 № 10, от 15.02.2013 № 11 на выполнение работ по модернизации объектов электросетевого хозяйства на общую сумму 900884,44 руб. Поскольку предусмотренные законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд процедуры с целью заключения данных договоров не проводились, управлением возбуждено настоящее дело.
В заседании комиссии представители администрации, муниципального предприятия не согласились с нарушением антимонопольного законодательства, пояснив, что предусмотренные договорами работы необходимо было выполнить в связи с возникшей аварийной ситуацией на сетях теплоснабжения в зимний период и необходимостью модернизации электросетевого хозяйства в целях увеличения нагрузки под устанавливаемые в домах обогревающие устройства. Учитывая отсутствие времени на проведение процедур в целях размещения заказа, администрацией принято решение заключить договор с единственным подрядчиком в соответствии со статьей 55 Закона о размещении заказов.
В заседании комиссии объявлялся перерыв до 03.07.2014 с целью предоставления администрацией дополнительных документов, подтверждающих приведенные доводы.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.
Администрацией и муниципальным предприятием заключены договоры подряда от 12.02.2013 № 8, от 13.02.2013 № 10, от 15.02.2013 № 11 на выполнение работ по модернизации ВЛ - 0,4 кВ под новые нагрузки, по подключению конвекторов, по модернизации СКТП-0005 под новые нагрузки по ул. Октябрьская в с. Бычиха. Общая цена договоров 900884,44 руб.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (часть 2 статьи 3 Закона о размещении заказов).
Согласно части 1 статьи 4 Закона о размещении заказов государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме (статья 5 Закона о размещении заказов).
Статьей 10 Закона о размещении заказов установлены способы размещения заказа: - путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; - без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). При этом во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 2). Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона (часть 3).
В данном случае заказ размещен у единственного подрядчика на основании пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов, согласно которому размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы.
При этом по смыслу данной нормы размещение заказа допускается у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) только в том случае, если применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Исходя из пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации непреодолимая сила - чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, которые, как правило, не зависят от воли и действий участников экономического соглашения, в связи с которыми участники оказываются неспособными выполнить принятые ими обязательства. Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за рамки обыденного обстоятельства, невозможность предвидения наступления соответствующих обстоятельств, необычайность для тех или иных жизненных условий. Чрезвычайность обстоятельства - то, что не могло быть учтено ни при каких обстоятельствах. К таким обстоятельствам относят: пожары, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).
По материалам дела комиссией установлено, что актом комиссионного обследования аварии от 10.02.2013 установлено, что по ул. Октябрьской в с. Бычиха в результате аварии на сетях теплоснабжения, идущих от модульной газовой котельной, произошло аварийное отключение централизованного теплоснабжения жилых домов. Устранение аварии в зимний период невозможно. Комиссией принято решение о необходимости введения режима чрезвычайной ситуации и о срочной проработке вопроса об альтернативном источнике отопления от электроснабжения, с заключением соответствующих договоров о замене электропроводки и установке конвекторов.
Постановлением администрации сельского поселения "Село Бычиха" от 10.02.2013 № 15 на территории поселения с 10.02.2013 введен режим чрезвычайной ситуации в связи с отключением теплоснабжения жилых домов по ул. Октябрьской.
Между администрацией и муниципальным предприятием заключены спорные договоры в целях обеспечения жилых домов теплоснабжением, соответствующее уведомление в порядке пункта 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов направлено в отдел формирования и исполнения муниципального заказа администрации Хабаровского муниципального района (письмо от 15.02.2013 № 1-18/139).
Поскольку заключение указанных договоров обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, и необходимо для ликвидации последствий таких обстоятельств, обеспечения прав и законных интересов проживающих в жилых домах граждан, администрацией обоснованно принято решение о размещении заказа на основании указанной нормы Закона о размещении заказов.
При таком положении комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации и муниципального предприятия нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем рассмотрение дела в силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 8-01/168 в связи с отсутствием в действиях администрации сельского поселения "Село Бычиха" и МУП "Р" нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------