Решение Хабаровского УФАС России от 19.03.2014 N 6 <Об отсутствии нарушения предприятием по организации воздушного движения антимонопольного законодательства в части установления, поддержания монопольно высокой цены на услуги авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. № 6

Резолютивная часть решения оглашена 04 марта 2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2014 года.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 3-1/274 по признакам нарушения ФГУП "Г" (местонахождение: <...>; место осуществления деятельности филиала "А4" ФГУП "Г": <...>, г. Хабаровск, <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении и применении монопольно высокой цены услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфных сообщений в IV квартале 2012 года,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 14 октября 2013 года поступило заявление ОАО "М1" на действия ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФГУП "Г") в лице филиала "А4" по установлению и применению монопольно высокой цены услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфных сообщений в IV квартале 2012 года.
Приказом Хабаровского УФАС России от 14.01.2014 № 5 возбуждено дело № 3-1/274 по признакам нарушения ФГУП "Г" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В процессе рассмотрения дела № 3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие представители сторон, участвующих в деле:
1. От заявителя - ОАО "М1":
- ..., юрисконсульт ОАО "М1", доверенность от 26.02.2014 № 12/Д.
2. От ответчика - ФГУП "Г":
- ..., заместитель директора по ОрВД филиала "А4" ФГУП "Г", доверенность от 27.12.2013 № 17;
- ..., начальник юридического отдела филиала "А4" ФГУП "Г", доверенность от 28.02.2014 № Д-071;
- ..., начальник отдела сборов филиала "А4" ФГУП "Г", доверенность от 28.02.2014 № Д-072;
- ..., заместитель начальника договорного отдела филиала "А4" ФГУП "Г", доверенность от 28.02.2014 № Д-074;
- ..., ведущий юрисконсульт юридического отдела филиала "А4" ФГУП "Г", доверенность от 28.02.2014 № Д-073;
- ..., представитель ФГУП "Г", доверенность от 23.10.2013 № Д-527.
Комиссия рассмотрела материалы дела № 3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с заключенным договором, ФГУП "Г" оказывает ОАО "М1" телекоммуникационные услуги (АФТН) на пользование авиационной сетью передачи данных и телеграфных сообщений (АНС ПД и ТС). Центр коммутации сообщений (ЦКС) Владивостокского центра ОВД филиала "А4" ФГУП "Г" производит обработку телеграфных сообщений, поступающих по каналам связи, в соответствии с требованиями Федеральных Авиационных правил (ФАП) 2007 г. "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь" и обеспечивает их передачу по АНС ПД и ТС Российской Федерации и международной сети АФТН.
Хабаровское УФАС России запросило у ФГУП "Г", в том числе у филиала "А4", документы и информацию по вопросам формирования цены на услуги авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи, в том числе о причинах повышения цены.
Кроме того, Хабаровское УФАС России запросило у ОАО "Х", ООО "А1", ОАО "А2", ОАО "М2", ОАО "А3" документы и информацию о необходимости и обязательности получения услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфной связи для осуществления деятельности в аэропортах соответствующих городов Российской Федерации, а также об иных хозяйствующих субъектах, оказывающих данные услуги.
Как следует из ответа ФГУП "Г", предприятие не рассчитывает тарифы, а применяет тарифы на услуги авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи в соответствии со "Сборником тарифов на услуги телеграфной связи центров авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи (АНФС ПД и ТС)", разработанным ООО "Е".
Согласно "Сборнику тарифов на услуги телеграфной связи центров авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи (АНФС ПД и ТС)" тариф за одно сообщение центром АНФС ПД и ТС Хабаровск для абонентов на III квартал 2012 года составляет 27,85 рублей, на IV квартал 2012 года - 38,94 рублей.
По информации, предоставленной в Хабаровское УФАС России ООО "Е", расчет тарифов, включаемых в "Сборник тарифов на услуги телеграфной связи центров авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи (АНФС ПД и ТС)" выполняется исходя из расходов и объемов выполняемых работ на каждый квартал с учетом структуры федеральной сети. Объемы расходов и выполняемых работ предоставляются центрами АНФС ПД и ТС. Перечень расходов, учитываемых при расчете тарифов, определен Приказом Федеральной авиационной службы России от 25.11.1996 № 108 "О взаиморасчетах предприятий авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи (АНФС ПД и ТС)".
Увеличение размера тарифа на IV квартал 2012 года произошло из-за увеличения расходов на оплату труда персонала в связи с повышением размера тарифной ставки и включения расходов на обработку сообщений по Владивостокскому центру ОВД филиала "А4" ФГУП "Г".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
Таким образом, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Статьей 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Из материалов дела № 3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства следует, что установление и применение цены на услуги авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи не влияют на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, следовательно, Комиссия рассматривает основным квалифицирующим признаком в данном правонарушении ущемление интересов ОАО "М1".
Комиссия рассмотрела и изучила предоставленные ФГУП "Г" документы и информацию по расходам, являющимися основой для расчета тарифов, включаемых в "Сборник тарифов на услуги телеграфной связи центров авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи (АНФС ПД и ТС)".
Как следует из предоставленных документов и сведений, ООО "Е" при расчете тарифов на услуги авиационной наземной федеральной сети передачи данных и телеграфной связи учитывались расходы ФГУП "Г", являющиеся необходимыми для оказания данных услуг (производства и реализации товара).
Предоставленные ОАО "Х", ООО "А1", ОАО "А2", ОАО "М2", ОАО "А3" документы и информация свидетельствуют о необходимости получения услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфной связи для осуществления деятельности в аэропортах Российской Федерации.
Авиационная наземная федеральная сеть передачи данных и телеграфной связи, эксплуатируемая ФГУП "Г", является единым комплексом объектов, обеспечивающим деятельность хозяйствующих субъектов в сфере воздушного транспорта.
ОАО "М1" заявило письменное ходатайство от 28.02.2014 № 175 о прекращении рассмотрения дела № 3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, в связи с тем, что в ходе рассмотрения дела № 3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "М1" убедилось в правомерности позиции ФГУП "Г" по рассматриваемым вопросам, а также в связи с тем, что действия ФГУП "Г" по установлению и применению цены услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфных сообщений никоим образом не отразились на финансово-хозяйственной деятельности ОАО "М1", не создали каких-либо дискриминационных условий для ОАО "М1", не поставили ОАО "М1" в неравное положение как субъекта рынка услуг пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфных сообщений по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и не ущемили каких-либо интересов ОАО "М1".
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей сторон, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев ходатайство ОАО "М1", установила, что действия ФГУП "Г" по установлению и применению цены услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфных сообщений не привели к ущемлению интересов ОАО "М1", что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
По вышеизложенным обстоятельствам Комиссия, всесторонне и полностью исследовав и оценив материалы дела, доказательства и доводы, представленные ФГУП "Г", ОАО "М1", ООО "Е", ОАО "Х", ООО "А1", ОАО "А2", ОАО "М2", ОАО "А3", с учетом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, считает, что в действиях ФГУП "Г" по установлению и применению цены услуги пользования авиационной наземной федеральной сетью передачи данных и телеграфных сообщений отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены товара.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Удовлетворить ходатайство ОАО "М1" от 28.02.2014 № 175.
2. Прекратить рассмотрение дела № 3-1/274 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ФГУП "Г".


------------------------------------------------------------------