Постановление Администрации Хабаровского муниципального района от 07.04.2014 N 810 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями источников финансирования дефицита муниципального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита"



АДМИНИСТРАЦИЯ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 2014 г. № 810

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ
РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ (РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ) БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ,
ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ) ДОХОДОВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
(АДМИНИСТРАТОРАМИ) ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И
ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения результативности использования бюджетных средств администрация Хабаровского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов муниципального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита муниципального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации района - начальника Финансово-экономического управления администрации Хабаровского муниципального района Бойкова М.Б.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

И.о. главы района
В.В.Фетисов





УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
администрации Хабаровского
муниципального района
от 7 апреля 2014 г. № 810

ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ (РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ)
БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ГЛАВНЫМИ АДМИНИСТРАТОРАМИ
(АДМИНИСТРАТОРАМИ) ДОХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ГЛАВНЫМИ
АДМИНИСТРАТОРАМИ (АДМИНИСТРАТОРАМИ) ИСТОЧНИКОВ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ВНУТРЕННЕГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов муниципального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита муниципального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
1.2. Целью настоящего Порядка является установление единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита для главных администраторов (администраторов) бюджетных средств.

2. Осуществление внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль представляет собой непрерывный процесс, осуществляемый главным администратором (администратором) бюджетных средств, организующим и выполняющим процедуры составления и исполнения муниципального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - бюджетные процедуры).
Целью внутреннего финансового контроля является обеспечение законности выполнения бюджетных процедур, повышение экономности и эффективности использования бюджетных средств.
2.2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в подразделениях главного администратора (администратора) бюджетных средств, исполняющих бюджетные полномочия в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края и Хабаровского муниципального района, регулирующими бюджетные правоотношения, актами главного администратора (администратора) бюджетных средств, положениями об указанных подразделениях.
2.3. Внутренний финансовый контроль осуществляется следующими должностными лицами:
- руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) его заместитель, курирующий вопросы осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- главный бухгалтер (заместитель главного бухгалтера) главного администратора (администратора) бюджетных средств;
- должностные лица главного администратора (администратора) бюджетных средств, уполномоченные на проведение контрольных действий.
2.4. Предметом внутреннего финансового контроля главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств является:
- соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального района, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
- подготовка и организация мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Предметом внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) доходов муниципального бюджета является соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором доходов муниципального бюджета и подведомственными администраторами доходов муниципального бюджета.
Предметом внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита муниципального бюджета является соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным администратором источников финансирования дефицита муниципального бюджета и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита муниципального бюджета.

3. Методы и способы внутреннего финансового контроля

3.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется в форме контроля по уровню подчиненности и контроля по уровню подведомственности (далее - методы контроля) путем проведения контрольных действий.
К контрольным действиям относятся проверка оформления документов на соответствие требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе внутренних стандартов, санкционирование операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур, сверка данных, сбор и анализ информации о результатах выполнения бюджетных процедур.
3.2. Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц при завершении операции (действия) по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры.
3.3. К способам проведения контрольных действий (далее - способы контроля) относятся:
- сплошной, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия) по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры;
- выборочный, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия) по формированию документа, необходимого для выполнения бюджетной процедуры.
3.4. Контрольные действия осуществляются должностными лицами, указанными в пункте 2.3 настоящего Порядка в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих бюджетных процедур:
- составление и представление документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта муниципального бюджета, в том числе обоснований бюджетных ассигнований, реестров расходных обязательств;
- составление и представление документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам муниципального бюджета, расходам муниципального бюджета и источникам финансирования дефицита муниципального бюджета;
- составление, утверждение и ведение бюджетной росписи;
- составление и направление документов, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи муниципального бюджета, доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств;
- составление, утверждение и ведение бюджетных смет, свода бюджетных смет;
- исполнение бюджетной сметы;
- принятие и исполнение бюджетных обязательств;
- осуществление начисления, учета и контроля за правильностью и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в муниципальный бюджет, пеней и штрафов по ним;
- принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в муниципальный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
- принятие решений о зачете (уточнении) платежей в муниципальный бюджет;
- процедуры ведения бюджетного учета, в том числе принятие к учету первичных учетных документов (составление сводных учетных документов), отражение информации, указанной в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета, проведение оценки имущества и обязательств, проведение инвентаризаций;
- составление и представление бюджетной отчетности, сводной бюджетной отчетности.
3.5. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля бюджетных средств несет руководитель или заместитель руководителя главного администратора (администратора), курирующий подразделения, указанные в пункте 2.2 настоящего Порядка, в соответствии с распределением обязанностей.

4. Планирование внутреннего финансового контроля

4.1. Формирование плана внутреннего финансового контроля главного администратора (администратора) бюджетных средств (далее - план внутреннего финансового контроля) осуществляется подразделениями, указанными в пункте 2.2 настоящего Порядка.
4.2. В плане внутреннего финансового контроля по каждой бюджетной процедуре указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение бюджетной процедуры, периодичности ее выполнения, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах и способах контроля, периодичности контрольных действий.
4.3. План внутреннего финансового контроля утверждается руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств до начала очередного финансового года.
Порядок формирования и утверждения планов внутреннего финансового контроля устанавливается главным администратором бюджетных средств с учетом требований, определенных настоящим Порядком.
4.4. Проведение внутреннего финансового контроля осуществляется на основании планов.
Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным или выборочным способом путем санкционирования операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур.
4.5. Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении бюджетных процедур, совершенных подведомственным распорядителем бюджетных средств, администратором доходов муниципального бюджета, администратором источников финансирования дефицита муниципального бюджета, получателем бюджетных средств, путем проведения контрольных действий, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка. Результаты таких контрольных действий оформляются должностным лицом, проводившим контрольные действия, в виде заключения с указанием на необходимость внесения исправлений, устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо отметкой (разрешительной надписью) на представленном документе.
4.6. К результатам внутреннего финансового контроля относятся отражаемые в количественном (денежном) выражении выявленные нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе внутренних стандартов, недостатки при исполнении бюджетных процедур, сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений (недостатков) и предлагаемых мерах по их устранению.
4.7. Информация о результатах внутреннего финансового контроля отражается в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля, подлежит учету и хранению в установленном главным администратором бюджетных средств порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.
4.8. Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется подразделением, ответственным за результаты выполнения бюджетных процедур, руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств не реже одного раза в квартал.
4.9. В случае выявления в результате внутреннего финансового контроля обстоятельств и фактов, свидетельствующих о наличии признаков административного правонарушения (уголовного преступления), влекущего за собой административную (уголовную) ответственность, информация о таких фактах незамедлительно представляется руководителю (заместителю руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств.
4.10. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля руководитель (заместитель руководителя) главного администратора (администратора) бюджетных средств принимает решение:
- о необходимости устранения выявленных нарушений (недостатков) в установленный в решении срок применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
- о направлении информации об обстоятельствах и фактах, указанных в пункте 4.9 настоящего Порядка, и (или) документов, подтверждающих такие факты, в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение таких обстоятельств и фактов.

5. Осуществление внутреннего финансового аудита

5.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется обособленными структурными подразделениями или уполномоченными должностными лицами главного администратора (администратора) бюджетных средств (далее - подразделение внутреннего финансового аудита).
Подразделение внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора средств муниципального бюджета.
5.2. Объектами внутреннего финансового аудита (далее - объект аудита) являются подразделения главного администратора (администратора) бюджетных средств, получатели бюджетных средств, осуществляющие бюджетные процедуры.
Целями внутреннего финансового аудита являются:
- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
5.3. Предметом внутреннего финансового аудита является совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных объектами аудита в целях реализации своих бюджетных полномочий, организация и осуществление внутреннего финансового контроля.
5.4. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения проверок.
Аудиторские проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые аудиторские проверки проводятся по месту нахождения подведомственных администраторов средств муниципального бюджета и получателей средств муниципального бюджета, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов.
Внеплановые аудиторские проверки проводятся подразделением внутреннего финансового аудита на основании решений руководителя или заместителя руководителя главного администратора (администратора) средств муниципального бюджета в связи с поступлением информации о признаках нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Главный администратор (администратор) средств муниципального бюджета вправе осуществлять плановые аудиторские проверки (ревизии) на основании утвержденного руководителем главного администратора (администратора) средств муниципального бюджета плана проведения аудиторских проверок.
5.5. По результатам проведения внутреннего финансового аудита руководителю главного администратора средств муниципального бюджета направляются:
- аудиторские заключения на квартальную и годовую бюджетную отчетность главного администратора (администратора) средств муниципального бюджета;
- информация о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в случае их выявления в ходе аудиторских проверок.
5.6. Руководитель главного администратора средств муниципального бюджета вправе наделить подразделение внутреннего финансового аудита полномочиями по подготовке заключений по вопросам обоснованности и полноты документов главного администратора средств муниципального бюджета, необходимых для составления и рассмотрения проекта муниципального бюджета, осуществляемой в порядке, установленном главным администратором средств муниципального бюджета.
5.7. Должностные лица подразделения внутреннего финансового аудита имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в устной или письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля;
б) посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;
в) привлекать независимых экспертов, в том числе из числа должностных лиц иных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, для проведения экспертиз, необходимых при проведении аудиторских проверок.
Сроки направления и исполнения запросов устанавливаются главным администратором средств муниципального бюджета.
5.8. Должностные лица подразделения внутреннего финансового аудита при проведении аудиторских проверок обязаны:
а) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;
б) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями).

6. Планирование внутреннего финансового аудита

6.1. Составление и утверждение годового плана внутреннего финансового аудита (далее - План) осуществляется в целях обеспечения формирования аудиторских заключений, указанных в пункте 5.5 настоящего Порядка.
6.2. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в Плане указывается проверяемая бюджетная процедура и объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
6.3. При планировании аудиторских проверок учитываются:
- значимость операций, групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность главного администратора (администратора) бюджетных средств в случае их неправомерного исполнения;
- достаточность информации для оценки надежности внутреннего финансового контроля, которую можно получить в ходе аудиторских проверок;
- наличие существенных бюджетных рисков;
- степень обеспеченности ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);
- реальность сроков проведения аудиторских проверок;
- наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.
6.4. В целях составления Плана подразделение внутреннего финансового аудита обязано провести предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля в текущем финансовом году;
- проведения в текущем финансовом году контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты Хабаровского муниципального района и муниципального органа внутреннего финансового контроля в отношении объектов аудита;
6.5. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.

7. Проведение аудиторских проверок

7.1. Аудиторская проверка назначается решением руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем подразделения внутреннего финансового аудита.
7.2. Программа аудиторской проверки должна содержать:
- тему аудиторской проверки;
- наименование объектов аудита;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
- сроки и этапы проведения аудиторской проверки.
При составлении программы формируется группа должностных лиц, проводящих аудиторскую проверку (далее - аудиторская группа), и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.
7.3. В ходе аудиторской проверки в отношении процесса бюджетной процедуры и (или) объекта аудита проводится исследование:
- осуществления внутреннего финансового контроля;
- ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия новым изменениям в области бюджетного учета;
- функционирования автоматизированных информационных систем, применяемых объектом аудита при осуществлении бюджетных процедур;
- вопросов бюджетного учета;
- вопросов наделения правами доступа пользователей к базам данных, к вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, правами по формированию финансовых и бухгалтерских документов, а также правами доступа к активам и записям в регистрах бухгалтерского учета.
7.4. Аудиторская проверка также может проводиться путем выполнения инспектирования, наблюдения, запроса, подтверждения, пересчета, аналитических процедур.
7.5. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию. Документы, получаемые в связи с проведением аудиторской проверки, приобщаются к материалам аудиторской проверки.
7.6. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на материалах аудиторской проверки, подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.
7.7. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления, основания проведения внеплановых аудиторских проверок определяются порядком, утвержденным главным администратором бюджетных средств.
7.8. Результаты аудиторской проверки оформляются актом (отчетом), который подписывается руководителем аудиторской группы и вручается им представителю объекта аудита. Представитель объекта аудита вправе представить письменные возражения по акту (отчету) аудиторской проверки.
7.9. Акт (отчет) аудиторской проверки подлежит рассмотрению руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств, по результатам которого принимается решение о:
- необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
- направлении информации об обстоятельствах и фактах, указанных в пункте 4.9 настоящего Порядка, и (или) документов, подтверждающих такие факты, в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение таких обстоятельств и фактов.
7.10. Результаты аудиторских проверок, проведенных в отчетном периоде, используются при составлении заключения на бюджетную отчетность главного администратора (администратора) бюджетных средств (далее - бюджетная отчетность).
7.11. Заключение на бюджетную отчетность должно содержать:
- сведения о полноте проверенных отчетов, входящих в состав бюджетной отчетности;
- сведения об оценке внутреннего финансового контроля, соблюдении методологии и стандартов бюджетного учета, основанные на результатах проведения аудиторских проверок;
- информацию о достоверности бюджетной отчетности.
7.12. Порядок составления и представления отчетности утверждается главным администратором бюджетных средств.


------------------------------------------------------------------