Постановление Избирательной комиссии Хабаровского края от 15.04.2014 N 104/868-6 "О Памятке наблюдателя на выборах депутатов Законодательной Думы Хабаровского края шестого созыва"



ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. № 104/868-6

О ПАМЯТКЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДУМЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ШЕСТОГО СОЗЫВА

В целях повышения правового уровня участников избирательного процесса на выборах депутатов Законодательной Думы Хабаровского края шестого созыва, в соответствии с частью 1 статьи 25 Избирательного кодекса Хабаровского края Избирательная комиссия Хабаровского края постановляет:
1. Одобрить Памятку наблюдателя на выборах депутатов Законодательной Думы Хабаровского края шестого созыва (прилагается).
2. Направить постановление в окружные и территориальные избирательные комиссии Хабаровского края для информирования участников избирательного процесса.
3. Избирательной комиссии Хабаровского края организовать изготовление указанной Памятки в виде брошюры и ее распространение среди участников избирательного процесса на выборах депутатов Законодательной Думы Хабаровского края шестого созыва.
4. Опубликовать постановление в журнале "Вестник Избирательной комиссии Хабаровского края" и разместить на официальном сайте Избирательной комиссии Хабаровского края.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на секретаря Избирательной комиссии Машкова О.Ю.

Заместитель председателя
Избирательной комиссии
Хабаровского края
В.В.Агуленко

Секретарь
Избирательной комиссии
Хабаровского края
О.Ю.Машков





ОДОБРЕНА
Постановлением
Избирательной комиссии
Хабаровского края
от 15 апреля 2014 г. № 104/868-6

ПАМЯТКА
НАБЛЮДАТЕЛЯ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДУМЫ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ШЕСТОГО СОЗЫВА

Предисловие

Настоящая Памятка имеет практическую направленность; она основана не только на законодательстве о выборах, но и на опыте организации наблюдения за выборами.
Значительную роль в наблюдении могут сыграть не только члены избирательных комиссий и наблюдатели, но и представители средств массовой информации, и даже избиратели. Поэтому эта Памятка может быть полезна всем присутствующим на избирательном участке в день голосования и при подсчете голосов.
Памятка разделена на две части. Первая часть содержит общие положения, такие как полномочия наблюдателя, а также методические советы. Вторая часть представляет собой поэтапное описание действий членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей в день голосования и при подсчете участковой избирательной комиссией голосов избирателей, составлении протокола об итогах голосования.
Содержание данной Памятки предполагает, что она должна быть изучена наблюдателем до дня голосования. В день голосования наблюдатель должен иметь Памятку при себе и может использовать ее в качестве справочника.

Часть 1. ПОДГОТОВКА К НАБЛЮДЕНИЮ

Правовые основы выборов депутатов Законодательной Думы Хабаровского края шестого созыва.
Основными законами, которые определяют порядок проведения выборов депутатов Законодательной Думы Хабаровского края шестого созыва, являются:
1. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ;
2. Избирательный кодекс Хабаровского края от 26.11.2003 № 154.
Первый из них является общим (рамочным), а второй - конкретизирует положения первого применительно к выборам депутатов Законодательной Думы Хабаровского края шестого созыва на территории Хабаровского края.
Они достаточно велики по объему, тем не менее вам необходимо с ними ознакомиться.
Кроме указанных законов, участковая избирательная комиссия (далее - УИК, участковая комиссия) в своей работе обеспечивает реализацию постановлений, инструкций, рекомендаций вышестоящих избирательных комиссий.
Основная цель наблюдения - соблюдение законодательства о выборах при проведении голосования и подсчета голосов. Основные принципы, которые должны соблюдаться на этой стадии выборов, - свободное и тайное, без какого-либо принуждения или подкупа волеизъявление избирателей, а также подведение итогов голосования в рамках закона.
Законы направлены на то, чтобы максимально обеспечить открытость всех избирательных действий. Прописанные в законе процедуры могут показаться на первый взгляд избыточными, но в действительности они направлены на то, чтобы воспрепятствовать незаконному давлению на избирателя и нарушениям, а также позволяют обнаружить признаки нарушений, если они все-таки имели место.

Кто может присутствовать в помещении для голосования?
В день голосования и во время подсчета голосов в помещении для голосования, кроме членов УИК с правом решающего и совещательного голоса, вправе присутствовать:
- наблюдатели и иностранные (международные) наблюдатели;
- члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов;
- зарегистрированные кандидаты или их доверенные лица, уполномоченные представители по финансовым вопросам;
- уполномоченные представители избирательных объединений (в том числе по финансовым вопросам) или их доверенные лица избирательных объединений;
- представители средств массовой информации.
Все эти лица должны иметь документы, удостоверяющие их статус. Наблюдатели могут носить специальные нагрудные знаки, форма которых устанавливается Избирательной комиссией Хабаровского края.
Полицейские в день голосования обеспечивают в помещении для голосования правопорядок и общественную безопасность.
Следует учитывать, что члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса и представители СМИ выполняют в избирательных комиссиях роль очень близкую к роли наблюдателя. Конечно, полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и представителя СМИ существенно различаются. На практике часто оказывается, что наблюдатели, члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса и представители СМИ воспринимаются организаторами выборов как представители общественности, как "общественные контролеры". Роль "общественных контролеров" также могут играть сами кандидаты, так и их представители, представители избирательных объединений, иностранные (международные) наблюдатели.

Статус наблюдателя, назначение наблюдателя.
Наблюдатель - это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.
В этой Памятке речь идет только о наблюдателях в участковых комиссиях. На выборах депутатов Законодательной Думы Хабаровского края шестого созыва полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель.
В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии следующих ограничений: наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.
Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются.
Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
Не забывайте указать реальный, действующий номер телефона (лучше всего - номер мобильного телефона): в случае составления повторного протокола либо при повторном подсчете голосов УИК наблюдатель должен быть доступен по этому номеру.

Время работы наблюдателя.
Наблюдатель может присутствовать в УИК в день голосования с момента начала ее работы и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования.
Он также может присутствовать в УИК при повторном подсчете голосов.
Наблюдатель должен явиться в УИК в день голосования к началу работы УИК и находиться там до тех пор, пока он не удостоверится, что данная УИК сдала протокол об итогах голосования в ТИК.

Полномочия наблюдателя.
Наблюдатель в УИК вправе:
1) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования - без права фиксировать, в т.ч. посредством фото- и видеосъемки персональных данных избирателей;
2) находиться в помещении для голосования участковой комиссии соответствующего избирательного участка в любое время в период с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательном участке;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, обеспечивающих ему обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением УИК протокола об итогах голосования и иных документов в период с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках.
6) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю УИК, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;
7) знакомиться с протоколом УИК об итогах голосования, с документами, прилагаемыми к протоколу об итогах голосования, получать от участковой комиссии заверенную копию указанного протокола;
8) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
С другой стороны, на действия наблюдателя наложены некоторые ограничения. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателю избирательный бюллетень;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами участковой комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе участковой комиссии;
7) проводить агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Как видно из приведенного перечня, у наблюдателя имеются довольно широкие и существенные полномочия. Однако среди ограничений есть положение, которое иногда трактуется слишком широко, а именно - положение о том, что наблюдатель не имеет права "совершать действия, препятствующие работе комиссии". Например, может возникнуть вопрос, не препятствует ли работе УИК расположение наблюдателя в непосредственной близости от места подсчета избирательных бюллетеней, желание наблюдателя ознакомиться со списком избирателей перед началом голосования или с рассортированными избирательными бюллетенями. На эти вопросы есть однозначные ответы в перечне полномочий наблюдателя, поэтому при возникновении препятствий следует руководствоваться именно правами наблюдателя.

Взаимоотношения наблюдателя и избирательной комиссии.
Руководители избирательных комиссий, организаторы выборов иногда рассматривают наблюдателя как "контролера" и испытывают по отношению к нему настороженность. С другой стороны, некоторые наблюдатели заранее настроены против членов избирательных комиссий и считают всех организаторов выборов фальсификаторами. В некоторых случаях наблюдатель неграмотно пользуется своими правами.
Данная Памятка направлена на то, чтобы наблюдатель мог корректно и профессионально воспользоваться своими полномочиями. Даже в случае конфликта наблюдатель должен действовать строго в законных рамках.
Наблюдатель должен выстраивать свои отношения с избирательной комиссией на основе следующих принципов:
Корректность. Используйте вежливые и спокойные выражения. Обращайтесь исключительно к руководителям избирательной комиссии (председателю, его заместителю, секретарю), желательно по имени и отчеству (запишите их для себя).
Компетентность и законность. Направляясь на избирательный участок, следует подготовиться теоретически, тщательно изучить эту Памятку, другие рекомендации, ознакомиться с законами. В участковой комиссии вы должны требовать только то, что положено по законодательству.
Терпеливость и настойчивость. Для общения с руководителями избирательной комиссии изыскивайте удобное время. В некоторые моменты председатель, заместитель председателя и секретарь УИК действительно бывают заняты. Если дело терпит, то проявите настойчивость позже.
Решительность. Вы должны быть психологически готовым к тому, чтобы зафиксировать нарушение. Для этого требуется определенная решительность. На некоторые нарушения следует реагировать немедленно, иначе может быть поздно.
Если вас пытаются удалить из помещения УИК.
Основания и процедура удаления из помещения для голосования описаны в законе: Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной законами.
Обращаем ваше внимание на следующие моменты:
- Удаление может быть произведено только в случае нарушения законодательства о выборах. Это означает, что основанием удаления должна быть конкретная статья Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и (или) Избирательного кодекса Хабаровского края.
- Удаление может быть произведено только на основании "мотивированного решения комиссии". Это означает, что участковая комиссия должна провести заседание, на котором голосованием принимается решение, которое должно быть оформлено в письменном виде. Заверенная копия этого решения должна быть немедленно выдана наблюдателю; он может оспорить данное решение в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Поэтому не покидайте помещение для голосования до получения копии такого решения.
Упоминаемые в законе "правоохранительные органы" - это органы внутренних дел и полицейские как их уполномоченные представители. Они обязаны выполнить решение избирательной комиссии. Учтите, что физическое сопротивление полицейскому само по себе является нарушением, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О полиции" сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств лично или в составе подразделения (группы).
Основными видами нарушений законодательства о выборах являются:
- голосование за избирателей, не принимающих участие в голосовании (от "вброса" избирательных бюллетеней в переносной или стационарный ящик для голосования без проставления подписей в списке избирателей до голосования за других лиц);
- неправильный подсчет голосов (неправильная сортировка избирательных бюллетеней, неправильный подсчет в рассортированных пачках);
- внесение в протокол об итогах голосования данных, не соответствующих результатам подсчета.
Существуют и другие виды нарушений законодательства о выборах в день голосования:
- вынос избирательного бюллетеня из помещения для голосования, когда избирателю перед входом в помещение для голосования дают заполненный избирательный бюллетень и предлагают вынести из помещения для голосования (из кабины для тайного голосования) незаполненный избирательный бюллетень;
- нарушение тайны голосования или нарушение добровольности голосования (требование предъявления доказательств участия в голосовании);
- агитация избирателей во время голосования или принуждение к голосованию путем "обхода" избирателей.
Нарушение любых правил, закрепленных в законе, может способствовать нарушению честности выборов.

Нарушения и их фиксация.
Конечно, нарушение нарушению - рознь. Нарушения могут быть неумышленными - по забывчивости или даже по незнанию. Председатель участковой комиссии, например, может просто забыть предъявить всем присутствующим стационарные и переносные ящики для голосования (чтобы убедиться, что они пусты) перед их опечатыванием. Лучше напомнить участковой комиссии о необходимости это сделать, а не составлять жалобу по этому поводу. Если ящики для голосования еще не опечатаны, то вы должны потребовать показать внутренность ящиков для голосования. Вместе с тем опоздание наблюдателя к моменту опечатывания ящиков не является основанием для требования их повторного предъявления к осмотру.
Есть и такие требования закона, которые могут неоднозначно трактоваться. Например, закон требует, чтобы избиратель сам заполнял сведения о себе в списке избирателей. Однако закон также предусматривает, что это может сделать член участковой комиссии "с согласия избирателя либо по его просьбе". Обычно комиссия считает, что "согласие избирателя" - это "молчаливое согласие", отсутствие возражений. По-видимому, не стоит спорить на эту тему, так как подобное нарушение (если считать это нарушением) не влечет за собой искажения результатов голосования.
Иногда члены УИК считают некоторые требования закона несущественными. Например, по этой причине вас могут не предупредить о выезде на голосование вне помещения. Не вступайте по этим вопросам в споры. Необходимо составить заявление (жалобу) о нарушении и передать его председателю или секретарю участковой комиссии.
Незначительные нарушения, по которым можно не составлять заявления, отличаются от серьезных нарушений двумя признаками:
во-первых, они не влияют на итоги голосования;
во-вторых, они устраняются по первому вашему требованию.
Например, не обнаружив в помещении для голосования увеличенной формы протокола УИК об итогах голосования, следует потребовать разместить ее в удобном месте и только в случае отказа - написать заявление.
Серьезные нарушения закона должны обязательно фиксироваться документально. Заметив нарушение, сделайте об этом устное заявление председателю УИК или лицу, его замещающему, и составьте письменное заявление о нарушении в двух экземплярах. Не называйте свое заявление актом, поскольку в законе речь идет именно о заявлениях.
Перед составлением заявления (жалобы) о любом серьезном нарушении попросите председателя участковой комиссии пресечь нарушение закона. Если председатель УИК не реагирует, а нарушение, по вашему мнению, грубое и может исказить результаты голосования, заявите, что нарушение будет обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Пишите заявление своими словами. В заявлении не обязательно (хотя и желательно) ссылаться на конкретные статьи федеральных законов. Главное требование, предъявляемое к заявлению: оно должно быть максимально подробным и содержать факты. Указывайте в заявлении даты, время, фамилии, должности, другие фактические подробности.
Написав заявление, поставьте под ним свою подпись и дату.
Заявление передайте председателю или секретарю УИК. Учтите, что по закону ваше заявление должно быть обязательно рассмотрено участковой комиссией, приложено к первому экземпляру протокола УИК об итогах голосования и передано вместе с ним в вышестоящую избирательную комиссию.
Если председатель участковой комиссии отказывается принять ваше заявление, то следует написать на заявлении слова: "Председатель УИК принять заявление отказался", - затем обратиться в вышестоящую избирательную комиссию - территориальную избирательную комиссию.

Что следует иметь при себе.
Направляясь в день голосования на избирательный участок, надо быть готовым к серьезной работе, возможно, в течение длительного времени.
Возьмите с собой:
пакет документов:
- направление (без правильно оформленного направления вас не допустят к наблюдению);
- настоящую Памятку;
- бланки заявлений (жалоб), иных вспомогательных материалов;
- нагрудный знак;
паспорт (или заменяющий его документ);
бумагу (десяток листов A4, удобно - в крупную клетку) - для написания заявлений;
ручки и карандаши;
блокнот или записную книжку;
контактные телефоны территориальной избирательной комиссии.

Ответственность за нарушение прав наблюдателя, за нарушения в ходе голосования и при подсчете голосов избирателей.
За нарушение прав наблюдателя предусмотрено административное наказание (штраф) в соответствии со статьей 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). Кроме того, статья 5.25 КоАП предусматривает наказание за "непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии для ознакомления избирателям, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования".
КоАП предусмотрены административные наказания и за другие нарушения при голосовании и подсчете голосов.
Некоторые серьезные нарушения, такие как воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательной комиссии либо деятельности члена избирательной комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностей, фальсификация избирательных документов, фальсификация итогов голосования, являются преступлениями, то есть влекут за собой наказание в соответствии со статьями 141, 142, 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Для привлечения к административной или уголовной ответственности следует обращаться с заявлением в прокуратуру. Следует учесть, что чем лучше документировано нарушение, тем больше шансов на возбуждение административного или уголовного дела, на восстановление нарушенных прав.

Часть 2. ЭТАПЫ НАБЛЮДЕНИЯ

Начало наблюдения.
1. Избирательный участок откроется для голосования в 8.00. Заранее узнайте, как добраться до своего избирательного участка, чтобы появиться там за 30 минут до открытия (то есть не позднее чем в 7.30).
Обращаем внимание, что на избирательных участках, где применяются комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), участковая избирательная комиссия начинает работать в 7.00.
2. Предъявите руководителям комиссии свои направление и паспорт. Выясните, как зовут руководителей, запишите для себя их имена и отчества.
3. Осмотрите помещение для голосования. В помещении для голосования должны быть кабины для тайного голосования. Информация о кандидатах должна располагаться в помещении для голосования или непосредственно перед ним. В помещении для голосования должна располагаться незаполненная увеличенная форма протокола УИК об итогах голосования; переносные и стационарные ящики для голосования.
В радиусе 50 метров от входа в здание, где расположено помещение для голосования, не должно быть агитационных материалов.
4. До начала голосования погашаются имеющиеся открепительные удостоверения, о чем составляется соответствующий акт.
5. Узнайте у председателя или секретаря УИК и запишите для себя (чтобы потом сравнить с протоколом) следующие данные:
- количество избирателей, внесенных в список избирателей на время начала голосования (это количество плюс число избирателей, дополнительно включенных в список избирателей в ходе голосования, должно равняться числу избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования, которое должно содержаться в протоколе УИК об итогах голосования);
- попросите ознакомить вас со списком избирателей. Это надо сделать именно перед началом голосования, чтобы убедиться в том, что в списке избирателей нет лишних пометок и подписей избирателей. Для этого надо подойти к председателю или секретарю участковой комиссии и попросить, чтобы вам предъявили хотя бы одну книгу списка избирателей.
В списках избирателей не должно быть подписей избирателей. Пометки в списке избирателей могут быть только о том, что избиратель выбыл (с указанием документа, который подтверждает выбытие) или о том, что избиратель голосовал досрочно.
Списки избирателей должны быть сброшюрованы по книгам и заверены в конце каждой книги подписью председателя УИК и печатью УИК. Если этого нет, обратитесь к председателю участковой комиссии.

5. Узнайте, сколько избирателей подали заявки на голосование вне помещения и все ли они внесены в реестр заявок на голосование вне помещения. Следует учитывать, что указанные заявки могут быть поданы в участковую избирательную комиссию не позднее 14.00 дня голосования.
6. До 8 часов утра на избирательном участке идет подготовка к голосованию: размещение членов участковой комиссии, выдача членам УИК книг списка избирателей и избирательных бюллетеней для голосования под роспись.
В 8.00 председатель участковой комиссии или лицо, его замещающее, объявляет об открытии помещения для голосования. Это означает, что избиратели могут войти в помещение для голосования. После этого (а не перед открытием помещения для голосования!) председатель УИК обязан предъявить пустые ящики для голосования (как стационарные, так и переносные), а затем опечатать их. Следует обратить внимание на то, что все эти действия должны производиться в одном помещении. Желательно, чтобы опечатанные переносные ящики оставались в этом же помещении в поле зрения наблюдателей все время, за исключением периода, когда проводится голосование вне помещения.

Наблюдение за ходом голосования.
Весь день вам предстоит следить за голосованием. Во время голосования вы можете очень ненадолго отлучаться из помещения для голосования.
Учтите, что интенсивность потока избирателей различна в разное время дня голосования. Она достигает пика днем - с 11.00 до 14.00. Порядок выдачи избирательных бюллетеней, занесения сведений в списки избирателей, заполнения избирательных бюллетеней, погашения испорченных избирательных бюллетеней, голосования по открепительным удостоверениям и тому подобное определен в законе.
В ходе голосования в первую очередь надо следить за тем, чтобы не производились никакие незаконные действия со списком избирателей: книги списка избирателей не должны выносить из помещения для голосования, в них не должны вноситься данные об избирателе в отсутствие самого избирателя.
Также надо наблюдать за стационарным ящиком для голосования и за выдачей избирательных бюллетеней.

Выдача избирательных бюллетеней в помещении для голосования.
Избирательные бюллетени не должны выдаваться избирателям, не предъявившим паспорт. Существуют документы, которые заменяют паспорт. Для лиц, проходящих военную службу (но не для офицеров запаса), это может быть военный билет, причем только в том случае, если избиратель внесен в список избирателей. Вместо паспорта может быть предъявлена специальная справка из ФМС по установленной форме, временное удостоверение личности. Выдавать избирательные бюллетени по читательским билетам, водительским удостоверениям, по знакомству и так далее не разрешается.
Надо также учитывать, что в течение дня члены УИК периодически ведут подсчет избирателей, принявших в голосовании.
На выборах депутатов Законодательной Думы Хабаровского края шестого созыва избирателям будут выдавать по два бюллетеня - один для голосования за партийные списки, один для голосования по одномандатному округу. При этом, если избиратель голосует по открепительному удостоверению, бюллетень для голосования по одномандатному округу ему выдадут только в случае, если он находится на избирательном участке, включенном в округ, в котором у избирателя имеется постоянная регистрация. Если избиратель просит выдать ему избирательный бюллетень за больного родственника или знакомого, за кого-то, кто не может прийти в помещение для голосования, то член УИК обязан посоветовать ему обратиться к секретарю УИК для подачи заявки на голосование вне помещения.
Если избирателя нет в списке избирателей, но он предъявил паспорт, который свидетельствует, что избиратель проживает на данном избирательном участке, то этот избиратель дополнительно вносится в список избирателей, который находится у секретаря УИК или члена УИК с правом решающего голоса.

Голосование вне помещения для голосования.
Закон подробно регламентирует процедуру голосования вне помещения для голосования (т.н. "голосования на дому"). Обычно вне помещения для голосования участковой комиссии голосует небольшой процент избирателей.
Главное правило, которое должно соблюдаться при голосовании вне помещения для голосования участковой избирательной комиссии: члены УИК, проводящие голосование вне помещения для голосования, имеют право выдавать избирательные бюллетени только тем избирателям, которые заранее внесены в специальный реестр заявок на голосование вне помещения для голосования.
Заявки подаются в УИК по телефону или устно самим избирателем или его знакомыми по его просьбе. Каждая заявка фиксируется в специальном реестре по определенной форме. В реестре должны быть указаны фамилия, имя, отчество избирателя, его адрес, время поступления заявки. Если заявка передана не самим избирателем, то в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и место жительства лица, передавшего заявку.
Для проведения голосования вне помещения для голосования выезжают (выходят) не менее двух членов УИК с правом решающего голоса. При участии в выездном голосовании двух наблюдателей допускается, чтобы его проводил один член УИК с правом решающего голоса. Они должны взять с собой выписку из реестра заявок, в которой указаны избиратели, подавшие заявки на голосование вне помещения для голосования. Члены УИК, проводящие голосование вне помещения, получают под расписку избирательные бюллетени на 5% больше количества заявок, указанных в выписке из реестра (но не менее чем на два бюллетеня).
В проведении голосования вне помещения для голосования могут участвовать наблюдатели и члены УИК с правом совещательного голоса. УИК "должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, равные с проводящими голосование вне помещения для голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования".
УИК не обязана предоставлять транспорт для членов с правом совещательного голоса или наблюдателей при голосовании вне помещения для голосования, желающих присутствовать при таком голосовании. В этой связи при значительном числе таких желающих необходимо совместно с УИК определить, кто из указанных лиц будет присутствовать при таком голосовании в первой поездке, а кто - во второй и т.д.
Перед выездом членов УИК для проведения голосования вне помещения для голосования обязательно попросите председателя УИК, чтобы вам предъявили выписку из реестра заявок, о которой сказано выше. Запомните (запишите) количество избирателей, внесенных в эту выписку, и фамилию последнего внесенного в нее избирателя. Также узнайте, сколько избирательных бюллетеней получили члены УИК для проведения "выездного" голосования. После возвращения членов УИК, проводивших "выездное" голосование, попросите предъявить выписку из реестра и убедитесь, что там осталось столько же фамилий, сколько было перед выездом. Если вы обнаружите, что голосовали люди, которых не было в исходном варианте выписки из реестра, напишите жалобу.
После проведения каждого голосования "на дому" (а их может быть несколько) участковая комиссия составляет "Акт о проведении голосования вне помещения для голосования". Это тоже важный документ, с которым вы должны ознакомиться. В этом акте указываются число избирательных бюллетеней, выданных членам участковой комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, число письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, число выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) избирательных бюллетеней, а также сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, о членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и о наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования.
Количество проголосовавших вне помещения избирателей, указанное в акте, должно совпадать с количеством письменных заявлений о голосовании вне помещения (не путать с заявками, которые могут подаваться устно). В таком заявлении избиратель указывает свои паспортные данные и расписывается за получение избирательного бюллетеня. Подать такие заявления могут только те избиратели, которые были внесены в специальный реестр заявок на голосование вне помещения для голосования.

Агитация и подкуп избирателей в ходе голосования.
Любая агитация в день голосования запрещена. Если агитация проводится в помещении для голосования (например, какое-то лицо может неназойливо подсказывать, в какое место избирательного бюллетеня надо поставить "галочку"), то попросите председателя УИК пресечь агитацию, а если этого не будет сделано, составьте заявление о нарушении.
Если вы заметили агитацию перед помещением для голосования или если имеются какие-либо признаки подкупа избирателей (передача денег, бюллетеней и так далее), следует связаться с полицией, чтобы данное нарушение было правильно зафиксировано.
Проведение лотерей, связанных с выборами, запрещено.
При этом проведение социологического опроса на выходе из здания, где находится помещение для голосования, само по себе не является агитацией и не запрещено законом.

Завершение голосования и подведение его итогов.
В установленное время председатель комиссии объявляет участок закрытым. После этого получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, находящиеся в помещении для голосования. Порядок подсчета голосов подробно описан в законе.
"Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса". То есть все действия должны производиться на глазах у наблюдателей, и после каждого этапа результаты подсчета должны вноситься в увеличенную форму протокола УИК об итогах голосования.
После окончания голосования начинается этап подсчета голосов. Этот этап происходит без перерывов до тех пор, пока не будет подписан протокол УИК об итогах голосования и наблюдателям не будут выданы заверенные копии протокола. Подсчет голосов является не только очень ответственной, но и наиболее сложной процедурой.

Заполнение протокола об итогах голосования.
УИК должна будет составить два экземпляра протокола об итогах голосования. В процессе подсчета заполняются как увеличенная форма протокола, так и сам протокол. Для наблюдателей важно то, чтобы после каждого этапа полученные результаты оглашались и вносились именно в увеличенную форму протокола, которая должна находиться недалеко от места, где производят подсчет. Такое требование установлено для того, чтобы все исправления, которые УИК делает в процессе подсчета, делались на виду у наблюдателей. Если председатель УИК не выполняет этих требований, напомните ему о них, а если он и после напоминания не выполняет требования, то напишите заявление о нарушении.
В этой Памятке, когда мы говорим о занесении данных в протокол УИК об итогах голосования, мы имеем в виду, в первую очередь, увеличенную форму протокола УИК об итогах голосования. Однако информация, внесенная в увеличенную форму протокола, юридического значения не имеет, в ней допускаются исправления.
Очень важно, чтобы этапы подсчета следовали друг за другом в том порядке, в котором они описаны в законе. Сначала должно производиться погашение избирательных бюллетеней, потом - работа со списком избирателей, а уж затем - извлечение избирательных бюллетеней из переносных и стационарных ящиков для голосования и подсчет голосов. Нарушение такой последовательности (например, одновременное погашение избирательных бюллетеней и работа со списком избирателей) может привести к нарушению избирательного законодательства.

Этап 1. Погашение неиспользованных избирательных бюллетеней.
1. Члены УИК подсчитывают и производят погашение неиспользованных избирательных бюллетеней, отрезая левый нижний угол. Следите за этим подсчетом. Количество погашенных избирательных бюллетеней суммируется с количеством испорченных избирательных бюллетеней. Итоговое количество погашенных избирательных бюллетеней заносится в строку 6 протокола.
2. На основании актов о получении УИК избирательных бюллетеней (вы можете попросить предъявить эти акты; кроме того, сравните эти цифры с теми, которые вы узнали утром) в строку 2 протокола заносится количество избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.

Этап 2: Работа со списками избирателей.
На этом этапе проводится подсчет данных, содержащихся в списке избирателей. Эти данные затем вносятся в протокол и играют важную роль при проверке контрольных соотношений. Следите за тем, как происходит подсчет, записывайте для себя промежуточные результаты.
Федеральный закон, Избирательный кодекс Хабаровского края предполагают выполнение предварительных подсчетов по списку избирателей после этапа погашения неиспользованных избирательных бюллетеней, поэтому надо проследить, чтобы окончательные подсчеты по списку избирателей проводились именно в этот период, под вашим наблюдением. Подсчет по списку избирателей проводят члены УИК с правом решающего голоса сначала отдельно по каждой сброшюрованной книге списка избирателей. Члены УИК, проводящие подсчет по книгам списка избирателей, должны оглашать результаты своих подсчетов. В это время вы должны, не мешая членам УИК и не делая никаких замечаний, наблюдать за подсчетом. Лишь в том случае, если вы увидите несовпадение промежуточных результатов с окончательными, попросите председателя УИК провести подсчет вместе с вами. Если у вас возникли сомнения в правильности подсчета по спискам избирателей, вы можете ознакомиться со списками избирателей.
На каждой странице списка избирателей записываются суммарные данные по этой странице.
Затем данные суммируются по страницам и по книгам. Эти данные оглашаются и заносятся в протокол. В частности, на этом этапе определяются общее число избирателей (строка 1 протокола), число избирательных бюллетеней, выданных в день голосования в помещении для голосования (строка 4 протокола), число избирательных бюллетеней, выданных в день голосования вне помещения для голосования (строка 5 протокола).
Затем списки избирателей помещаются "в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место". Это важное требование, поэтому убедитесь в том, что списки избирателей будут неприкосновенны, по крайней мере, до момента проверки контрольных соотношений.

Этап 3: Непосредственный подсчет голосов.
Непосредственный подсчет голосов - это подсчет по избирательным бюллетеням, которые извлечены из избирательных ящиков. "Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой комиссии".
В Федеральном законе фигурирует понятие "избирательный бюллетень неустановленной формы". Это избирательные бюллетени, которые "изготовлены неофициально либо не заверены избирательной комиссией". Такие избирательные бюллетени при подсчете вообще не учитываются, а упаковываются они отдельно. Ниже, когда мы говорим "избирательные бюллетени", мы имеем в виду избирательные бюллетени установленной формы.
Сначала избирательные бюллетени извлекаются из переносных ящиков для голосования и кладутся на стол. Перед вскрытием каждого переносного ящика председатель УИК должен объявить, сколько заявлений о голосовании вне помещения прилагается к данному переносному ящику, а также должен дать возможность наблюдателям убедиться в том, что ящик и пломбы на нем не повреждены. Если количество избирательных бюллетеней, извлеченных из переносного ящика, превышает объявленное количество заявлений, то все избирательные бюллетени, изъятые из этого ящика, объявляются недействительными, о чем составляется акт.
Суммарное количество извлеченных из переносных ящиков избирательных бюллетеней (с учетом недействительных) заносится в строку 7 протокола.
Следует обратить внимание на то, что на этом этапе подсчитывается лишь количество извлеченных из переносных ящиков избирательных бюллетеней, а не голоса, поданные за кандидатов, избирательные объединения.
Затем извлекаются избирательные бюллетени из стационарных ящиков. Они добавляются к нерассортированным избирательным бюллетеням, извлеченным из переносных ящиков. Перед вскрытием каждого ящика председатель УИК должен дать наблюдателям возможность убедиться в том, что ящик и пломбы на нем не повреждены.
Если голосование проводилось сразу по нескольким видам выборов (то есть при совмещении выборов), то сначала избирательные бюллетени разделяются по виду выборов.
Непосредственный подсчет голосов производится в два этапа: сначала избирательные бюллетени сортируются по кандидатам, избирательным объединениям (раскладываются по пачкам), а затем подсчитывается количество избирательных бюллетеней в каждой пачке.
Сортировка избирательных бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям и отделение недействительных бюллетеней происходит в определенном порядке: Федеральный закон требует, чтобы члены УИК предъявляли сортируемые избирательные бюллетени "для визуального контроля всем присутствующим" и "оглашали содержащиеся в избирательном бюллетене отметки". При этом "одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается". Удобно, если оглашением избирательных бюллетеней занимаются два члена УИК: пока один оглашает содержимое избирательного бюллетеня, другой рассматривает следующий избирательный бюллетень, готовясь к его оглашению. После оглашения избирательный бюллетень должен укладываться лицевой стороной вверх в соответствующую пачку: за кандидата "А", за кандидата "Б" и так далее. Наблюдайте за правильностью сортировки.
Отдельную пачку должны составлять "недействительные" избирательные бюллетени - те, "которые не содержат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, или в которых знак проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате". В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех вызвавших сомнение избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью данной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке избирательных бюллетеней.
После сортировки по пачкам количество избирательных бюллетеней в каждой пачке подсчитывается членами УИК с правом решающего голоса. При этом "избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается". Это очень важное требование. Оно установлено для того, чтобы вы могли удостовериться в правильности сортировки и подсчета. Если УИК не выполняет этого требования, то надо написать заявление о нарушении.
Количество избирательных бюллетеней, признанных недействительными, с учетом тех, которые были признаны недействительными при вскрытии переносных ящиков, заносится в строку 9 протокола.
Если у вас возникли сомнения в результатах подсчета, особенно в случае нарушения порядка подсчета, вы вправе потребовать, чтобы указанные вами пачки избирательных бюллетеней еще раз пересчитали в вашем присутствии с предъявлением всех избирательных бюллетеней в этих пачках.

Этап 4. Заполнение остальных строк протокола
Количество действительных избирательных бюллетеней подсчитывается путем суммирования количества голосов, поданных за кандидатов, избирательные объединения, и вносится в строку 10 протокола.
Количество избирательных бюллетеней, извлеченных из стационарных ящиков (строка 8), подсчитывается как разность между суммарным количеством действительных (строка 10) и недействительных (строка 9) избирательных бюллетеней и количеством избирательных бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков для голосования (строка 7).

Этап 5. Окончательное оформление протокола. Выдача заверенных копий. Упаковка избирательной документации.
Участковая комиссия обязана провести итоговое заседание, на котором "рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования".
Настаивайте на том, чтобы УИК рассмотрела и приложила к протоколу все ваши жалобы (заявления), если таковые имеются. Обратите внимание на то, чтобы УИК заполнила специальную строку протокола "Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу".
Протоколы должны быть заполнены ручкой (не карандашом!) и полностью. Следите за тем, чтобы члены УИК не подписывали пустой (незаполненный) протокол!
Старайтесь не допустить, чтобы председатель УИК убыл из комиссии до окончательного заполнения и подписания протокола, не выдав вам заверенной копии. По требованию члена УИК, наблюдателя участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно с пометкой "Повторный") обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. В Федеральном законе четко написано, что заверенная копия протокола выдается после подписания, а не после того, как протокол будет отправлен в вышестоящую избирательную комиссию. Также обратите внимание на то, что по Федеральному закону участковая комиссия обязана выдать вам заверенную копию протокола.
Если вам все же отказали в выдаче копии до отправления в вышестоящую избирательную комиссию, перепишите все данные, полученные при подсчете (с увеличенной формы протокола или со второго экземпляра протокола); вы вправе написать об этом заявление в территориальную избирательную комиссию и передать его кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения.
Очень важно проследить за тем, чтобы копия протокола была правильно заверена. Любая неточность в форме заверения копии протокола УИК об итогах голосования затрудняет использование копии протокола в качестве доказательства. Поэтому требуйте от председателя или секретаря УИК, чтобы они в точности исполнили процедуру заверения. "Копии протоколов и иных документов избирательной комиссии заверяются председателем избирательной комиссии либо его заместителем, либо секретарем избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: "Верно", - расписываются, указывают свои фамилию и инициалы, дату и время заверения и ставят печать избирательной комиссии". Таким образом, один из руководителей УИК (достаточно одного!) должен проставить на копии протокола следующие реквизиты:
надпись "Верно";
свою фамилию и инициалы;
свою подпись;
дату и время заверения (не дату и время подписания протокола!);
печать УИК.
3. Первый экземпляр протокола, прилагаемые к нему жалобы и решения по ним, а также некоторые акты отправляются в вышестоящую избирательную комиссию отдельно от остальных документов комиссии. Остальные документы УИК (в том числе избирательные бюллетени, список избирателей, увеличенная форма протокола) упаковываются в коробки или мешки, которые в дальнейшем могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. По завершении упаковки документов вы вправе поставить свою подпись на упаковках. Подпись надо ставить на "стыках" упаковочного материала.

Завершение работы наблюдателя.
Наблюдатель может покинуть помещение УИК только после того, как он убедится в том, что УИК не будет составлять повторный протокол (протокол с пометкой "Повторный"). Если члены УИК после убытия ее председателя с протоколом в вышестоящую избирательную комиссию не покидают помещение для голосования, то надо оставаться вместе с ними. Если члены УИК расходятся по своим домам, то следует еще раз предупредить их, что в случае составления повторного протокола они должны вас пригласить для присутствия при его составлении.
После получения заверенной копии протокола следует сообщить об этом кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения.

Ведение наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования
Порядок ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования разъяснен Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 03.10.2012 № 143/1085-6 "О разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования".
Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования с места, определенного председателем участковой комиссии, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии.
Место для ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования определяется таким образом, чтобы:
- во время голосования места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения наблюдателей;
- при подсчете голосов избирателей, составлении протокола об итогах голосования участковой комиссией наблюдателям был обеспечен полный обзор действий участковой комиссии, в том числе обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей.
Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Изображение избирателя не должно занимать большую часть кадра (экрана). Запрещается вести фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов.
Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования, соблюдая положения статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные положения законодательства Российской Федерации, устанавливающие ограничения доступа к информации. Фото- и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.


------------------------------------------------------------------