Решение Хабаровского краевого суда от 14.04.2014 по делу N 3-23/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1.5 приложения 17 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр , в части слов "не имеющие другого жилья, пригодного для проживания">



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2014 г. по делу № 3-23/2014

Хабаровский краевой суд в составе:
судьи Иском Е.П.
при секретаре Т.
с участием прокурора Даськовой Т.Ю., представителя заявителя Л. П., представителя Правительства Хабаровского края М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании незаконным с момента издания пункта 1.5. приложения 17 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 г. № 205-пр в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 12 ноября 2013 года № 383-пр в части слов: "не имеющие другого жилья, пригодного для проживания",

установил:

Правительством Хабаровского края 22 июня 2012 г. принято постановление № 205-пр "Об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" (далее - Постановление Правительства Хабаровского края № 205-пр от 22.06.2012 г.).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края, 12.07.2012 г., № 6(119), (часть I).
Правительством Хабаровского края от 12 ноября 2013 г. принято постановление № 383-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 22 июня 2012 г. № 205-пр.
Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет - портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 14.11.2013 г., и в Собрании законодательства Хабаровского края, 12.12.2013 г., № 11 (часть II).
Л. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным с момента издания пункт 1.5. приложения 17 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", в части слов: "не имеющие другого жилья, пригодного для проживания".
Заявитель Л., извещенный о времени и месте судебного разбирательства заблаговременно по правилам ст. 113 ГПК РФ в суд не явился.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя с участием его представителя.

Представитель заявителя П., действующий на основании доверенности, требования, изложенные в заявлении поддержал, суду пояснил, что оспариваемый пункт Постановления Правительства Хабаровского края в части слов "не имеющие другого жилья, пригодного для проживания", ущемляет права Л., поскольку противоречит ч. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 18 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Указанным Федеральным законом и Конституцией предусмотрено возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок возмещения причиненного имуществу вреда Правительством РФ не установлен. Правительство Хабаровского края не вправе устанавливать ограничения в части возмещения ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций, поскольку это противоречит Федеральному конституционному закону.
Представитель Правительства Хабаровского края, по доверенности М. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что п. 1.5. приложения 17 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной Постановлением № 205-пр от 22.06.2012 г. принят Правительством Хабаровского края в пределах полномочий, в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права заявителя.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Даськовой Т.Ю., полагавшей требования Л. подлежащими отклонению за необоснованностью, суд приходит к следующему.
Обращаясь с требованиями об оспаривании положений п. 1.5. приложения 17 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края № 205-пр от 22.06.2012 г., в редакции Постановления Правительства Хабаровского края № 383-пр от 12.11.2013 г. заявитель указывает на то, что постановление Правительства Хабаровского края в оспариваемой части противоречит ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", определяющей предоставление жилых помещений, возмещение причиненного материального ущерба, оказание содействия в трудоустройстве и предоставлении необходимой помощи лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий. Также оспариваемый пункт противоречит ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которая гарантирует гражданам Российской Федерации право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Поскольку ограничить право граждан можно только федеральным законом, обжалуемый нормативный акт нарушает его право на получение возмещения ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации - наводнения, на территории муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре".
Таким образом, доводы заявителя фактически сводятся к несогласию с тем, что являясь собственником дома, который подвергся затоплению, и в котором он проживает, получил отказ в предоставлении меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения в связи с наличием в собственности другого жилого помещения.
Данные доводы основаны на неверном применении и истолковании норм права.
В силу п. 1.5 приложения № 17 Постановления Правительства Хабаровского края № 205-пр от 22.06.2013 г. право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации - собственники поврежденного жилого помещения, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в поврежденном жилом помещении, находящемся в населенных пунктах, на территориях которых вводился режим чрезвычайной ситуации, не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
В силу Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (абзац третий ст. 1).
Федеральный законодатель, определяя единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ее основные задачи, принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. ст. 4, 4.1, 5, 6, 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ), одновременно разграничил полномочия в этой сфере между уровнями государственной власти.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст. 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации издает на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение; обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации в Указе от 31.08.2013 г. № 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области постановил Правительству Российской Федерации принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств. Высшим исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области решить вопрос о выплате гражданам, пострадавшим от наводнения, за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации денежных средств в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы", Федеральная целевая программа "Жилище" дополнена приложением № 11(1), устанавливающим Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Правительство Российской Федерации путем издания Правил определило условия, размеры и виды социальных выплат гражданам, пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения в Хабаровском крае.
Согласно п. 6 Правил трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживавших в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Меры поддержки граждан реализуются однократно и в отношении одного жилого помещения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил, трансферты направляются, в том числе, на реализацию мер поддержки граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Подпунктом "б" пункта 5 Правил установлено, что одним из условий предоставления трансфертов является наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья.
в силу статьи 132.1 Бюджетного кодекса РФ иные межбюджетные трансферты предоставляются из федерального бюджета в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Направление средств бюджета на цели, не соответствующие полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств является нецелевым использованием бюджетных средств и влечет наступление ответственности в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Согласно пункту 13 приложения № 11(1) к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 923, в случае нарушения субъектом Российской Федерации условий и обязательств, предусмотренных Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года и соглашением, предоставление трансфертов до устранения нарушений приостанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из изложенного следует, что направление бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являются трансферты из федерального бюджета, на меры социальной поддержки пострадавших граждан должно осуществляться исключительно в соответствии с требованиями и условиями, установленными приложением № 11(1) к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы".
Таким образом, приложением № 17 к государственной целевой программе "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае" установлен Порядок предоставления мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года, соответствующий порядку установленному приложением № 11(1) Постановления Правительства РФ от 12.10.2013 № 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы".
Анализируя вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения п. 1.5 приложения 17 государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 г. № 205-пр в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 12 ноября 2013 года № 383-пр, приняты в пределах полномочий Правительства Хабаровского края и не противоречат федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Правительство Российской Федерации закрепило в качестве одного из условий возникновения права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилья - отсутствие другого жилья, пригодного для проживания. Тем самым определив направление мер социальной поддержки гражданам, которые лишились в результате чрезвычайной ситуации единственного жилого помещения. Следовательно, предоставляя меры социальной поддержки за счет выделенных из федерального бюджета средств, Правительство Хабаровского края обязано было предусмотреть условия их предоставления, установленные Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При таком положении суд находит, что норма п. 1.5 приложения 17 государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 г. № 205-пр в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 12 ноября 2013 года № 383-пр в части слов: "не имеющие другого жилья, пригодного для проживания" принята Правительством Хабаровского края в пределах предоставленной компетенции, во исполнение Постановления Правительства РФ от 12.10.2013 № 923, и в соответствии с действующим законодательством, не нарушает права заявителя, в связи с чем оснований к удовлетворению требований заявленных Л., не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление Л. о признании незаконным с момента издания пункта 1.5 приложения 17 Государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 г. № 205-пр в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 12.11.2013 г. № 383-пр в части слов: "не имеющие другого жилья, пригодного для проживания", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 16.04.2014 г.

Судья Хабаровского краевого суда
Е.П.ИСКОМ


------------------------------------------------------------------