Решение Хабаровского УФАС России от 23.04.2014 N 13 <Об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях организации, оказывающей услуги пользования железнодорожным подъездным путем , примыкающей к железнодорожной ветке станции, для прогона железнодорожных вагонов>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. № 13

Резолютивная часть решения оглашена 09 апреля 2014 года.
Решение изготовлено в полном объеме 23 апреля 2014 года.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дела № 3-1/275, № 3-/276, № 3-1/302, объединенные в одно производство, по признакам нарушения ООО "Б" (<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в установлении и применении монопольно высокой цены услуги пользования железнодорожным подъездным путем (внутризаводской железной дорогой), примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона железнодорожных вагонов ООО "Т",

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю 17 октября 2013 года поступило заявление Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края на действия ООО "Б" по установлению цены услуги пользования железнодорожным подъездным путем (внутризаводской железной дорогой), примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона железнодорожных вагонов ООО "Т".
21 октября 2013 года в Хабаровское УФАС России поступило заявление ОАО "А" на действия ООО "Б" по установлению и применению монопольно высокой цены услуги пользования железнодорожным подъездным путем (внутризаводской железной дорогой), примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона железнодорожных вагонов ООО "Т".
11 декабря 2013 года в Хабаровское УФАС России поступило заявление ООО "Т" на действия ООО "Б" по установлению и применению монопольно высокой цены услуги пользования железнодорожным подъездным путем (внутризаводской железной дорогой), примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона железнодорожных вагонов ООО "Т".
Приказом Хабаровского УФАС России от 17.01.2014 № 13 возбуждены дела № 3-1/275, № 3-1/276, № 3-1/302, объединенные в одно производство по признакам нарушения ООО "Б" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В процессе рассмотрения дел № 3-1/274, № 3-1/275, № 3-1/302, объединенных в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие представители сторон, участвующих в деле:
1. Заявителей:
1.1. Министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края:
- начальник отдела развития особых экономических зон управления по координации развития особых экономических зон и комплексных проектов, доверенность б/н от 03.03.2014.
1.2. ОАО "А":
- ..., доверенность № 129 от 02.10.2013.
- ..., доверенность № 046 от 08.04.2014.
1.3. ООО "Т":
- ..., доверенность б/н от 12.02.2014.
2. Ответчика - ООО "Б":
- директор ООО "Б".
- ..., доверенность б/н от 03.03.2014.
- ..., доверенность б/н от 16.12.2013.
ОАО "А" осуществляет перевозку пассажиров и грузов водным транспортом в дальневосточном регионе. В состав группы компаний "А" входит ООО "Т", являющееся одним из грузовых терминалов морского порта Советская Гавань, осуществляющее перевалку генеральных, насыпных и иных грузов, перевозимых ОАО "А".
В соответствии с Договором аренды недвижимого и движимого имущества от 05.04.2013 № 30, заключенным с ООО "К", ООО "Б" владеет и пользуется на праве аренды внутризаводской железной дорогой протяженностью 6,6 км, расположенной по адресу: г. Советская Гавань, <...>. До заключения данного договора отношения между ООО "К" и ООО "Б" по вопросам аренды внутризаводской железной дороги регулировались Договором аренды недвижимого имущества от 01.01.2008 и Договором аренды недвижимого и движимого имущества от 01.12.2011 № 5.
Внутризаводская железная дорога, расположенная по адресу г. Советская Гавань, <...>, является железнодорожным подъездным путем необщего пользования, примыкающим к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город через стрелки 1 - 4 до фронта выгрузки на территории морского порта Советская Гавань.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Статьей 16 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.
Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
В случае, если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия.
Взаимоотношения между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, владельцами железнодорожного подвижного состава, перевозчиками и владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования при эксплуатации и обслуживании железнодорожных путей необщего пользования регулируются "Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (далее - Правила эксплуатации путей необщего пользования), утвержденными Приказом МПС России от 18.06.2003 № 26.
В соответствии с пунктом 3.3 Правил эксплуатации путей необщего пользования местом погрузки, выгрузки является часть железнодорожных путей необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки грузов. Количество одновременно подаваемых вагонов на железнодорожный путь необщего пользования определяется по полезной длине путей, на которых расположены места погрузки, выгрузки грузов.
08 февраля 2010 года между ООО "Б" и ООО "Т" заключен Договор № 2 оказания услуг по предоставлению железнодорожного подъездного пути для прогона вагонов (далее - Договор № 2).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора № 2 ООО "Б" предоставляет ООО "Т" право пользования железнодорожным подъездным путем для прогона железнодорожных вагонов на участке, примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город через стрелки 1 - 4 до фронта выгрузки.
Как следует из Дополнительного соглашения от 08.02.2010 к Договору № 2, стоимость услуг за прогон одного вагона составляет 550,00 рублей с учетом НДС.
Дополнительным соглашением № 2 от 03.02.2011 к Договору № 2 с 01 января 2011 года стоимость услуг за прогон одного вагона устанавливается 650,00 рублей с учетом НДС.
15 марта 2012 года между ООО "Б" и ООО "Т" заключен Договор № 1/2/2012 оказания услуг по предоставлению железнодорожного подъездного пути для прогона вагонов (далее - Договор № 1/2/2012).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора № 1/2/2012 ООО "Б" предоставляет ООО "Т" право пользования внутризаводской железной дорогой для прогона не более 300 железнодорожных вагонов в календарный месяц.
Пунктом 3.1 Договора № 1/2/2012 установлено, что стоимость услуг за право пользования внутризаводской железной дорогой составляет 350000,00 рублей, в том числе НДС 18%.
Дополнительным соглашением № 2 от 14.12.2012 к Договору № 1/2/2012 стоимость услуг за право пользования внутризаводской железной дорогой с 01 января 2013 года устанавливается в размере 220000,00 рублей, в том числе НДС 18%.
Комиссия запросила у ООО "Б" документы и информацию по формированию цены услуги пользования железнодорожным подъездным путем (внутризаводской железной дорогой), примыкающим к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, в том числе о причинах изменения цены.
По информации ООО "Б" услуга предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов является убыточной. Несмотря на увеличение цены на данную услугу ООО "Б" получает убытки от данного вида деятельности.
Как следует из предоставленных ООО "Б" документов, по результатам деятельности в 2011 году убыток от оказания услуги пользования железнодорожным подъездным путем (внутризаводской железной дорогой), примыкающим к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, составил 23%, в 2012 году убыток составил 39%, в 2013 году убыток составил 12%.
Кроме того, письмом от 25.01.2012 № 19 ООО "Т" уведомило ООО "Б" о начале стабильной работы с предполагаемым поступлением 300 вагонов каждый месяц. Данное уведомление ООО "Т" явилось, по заявлению ООО "Б", основанием для установления новой формы оплаты за услугу предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов: ежемесячной платы, рассчитанной исходя из заявленного ООО "Т" количества вагонов.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
Таким образом, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Статьей 6 Закона о защите конкуренции установлено, что монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Из материалов дел № 3-1/275, № 3-1/276, № 3-1/302, объединенных в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства следует, что установление и применение цены на услугу предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов не влияют на конкуренцию на соответствующем товарном рынке, следовательно, Комиссия рассматривает основным квалифицирующим признаком в данном случае ущемление интересов ООО "Т".
Комиссия рассмотрела и изучила предоставленные ООО "Б" документы и информацию по расходам, связанным с оказанием услуги предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов. Как следует из предоставленных документов и сведений, ООО "Б" учитывались расходы, являющиеся необходимыми для оказания данной услуги (производства и реализации товара).
ООО "Т" заявило письменное ходатайство от 21.03.2014 б/н о прекращении рассмотрения дел № 3-1/275, № 3-1/276, № 3-1/302, объединенных в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, в связи с тем, что в ходе рассмотрения дел № 3-1/275, № 3-1/276, № 3-1/302, объединенных в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Т" убедилось в правомерности позиции ООО "Б" по рассматриваемым вопросам, а также в связи с тем, что действия ООО "Б" по установлению и применению цены услуги предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов никоим образом не отразились на финансово-хозяйственной деятельности ООО "Т", не создали каких-либо дискриминационных условий для ООО "Т", не поставили ООО "Т" в неравное положение как субъекта рынка услуг предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и не ущемили каких-либо интересов ООО "Т".
ОАО "А" заявило письменное ходатайство от 27.03.2014 № 19/1077 о прекращении рассмотрения дел № 3-1/275, № 3-1/276, № 3-1/302, объединенных в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, в связи с тем, что в ходе рассмотрения дел № 3-1/275, № 3-1/276, № 3-1/302, объединенных в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства ОАО "А" убедилось в правомерности позиции ООО "Б" по рассматриваемым вопросам, а также в связи с тем, что действия ООО "Б" по установлению и применению цены услуги предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов никоим образом не отразились на финансово-хозяйственной деятельности ОАО "А", как хозяйствующего субъекта, входящего с ООО "Т" в группу компаний "А", не создали каких-либо дискриминационных условий для ОАО "А", не поставили ОАО "А" в неравное положение как субъекта рынка услуг предоставления железнодорожного подъездного пути (внутризаводской железной дороги), примыкающего к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона вагонов по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и не ущемили каких-либо интересов ОАО "А".
Комиссия по рассмотрению дел № 3-1/275, № 3-1/276, № 3-1/302, объединенных в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев ходатайства ООО "Т" и ОАО "А", установила, что действия ООО "Б" по установлению и применению цены услуги пользования железнодорожным подъездным путем (внутризаводской железной дорогой), примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона железнодорожных вагонов ООО "Т" не привели к ущемлению интересов ООО "Т" и ОАО "А", что свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
По вышеизложенным обстоятельствам Комиссия, всесторонне и полностью исследовав и оценив материалы дела, доказательства и доводы, представленные ООО "Б", ОАО "А", ООО "Т", с учетом всех обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, считает, что в действиях ООО "Б" по установлению и применению цены услуги пользования железнодорожным подъездным путем (внутризаводской железной дорогой), примыкающем к железнодорожной ветке станции Совгавань-Город, для прогона железнодорожных вагонов ООО "Т", отсутствует нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены товара.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

РЕШИЛА:

1. Удовлетворить ходатайство ООО "Т" от 21.03.2014 б/н.
2. Удовлетворить ходатайство ОАО "А" от 27.03.2014 № 19/1077.
3. Прекратить рассмотрение дел № 3-1/275, № 3-1/276, № 3-1/302, объединенных в одно производство, о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО "Б".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


------------------------------------------------------------------