Решение Хабаровского УФАС России от 07.05.2014 N 14 <О нарушении энергоснабжающей организацией законодательства, выразившемся во взимании денежных средств для компенсации расходов, понесенных ею в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении потребителей, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию>



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2014 г. № 14

Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07 мая 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии представителей:
от заявителя: начальник отдела экспертизы в ТЭК Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <...> по доверенности от 08.04.2014 № 4637,
от ответчика: <...> по доверенности от 07.04.2014,
рассмотрев дело № 3-1/294 по признакам нарушения Межмуниципальным обществом с ограниченной ответственностью "Э" (682711, Хабаровский край, п. Солнечный, <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступили материалы, направленные Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (вх. 6/11091 от 12.12.2013) на действия Межмуниципального общества с ограниченной ответственностью "Э" (682711, Хабаровский край, п. Солнечный, <...>) (далее - МООО "Э"), выразившиеся во взимании денежных средств для компенсации расходов, понесенных МООО "Э" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении потребителей, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию.
Согласно представленным сведениям МООО "Э" оказывает услуги по передаче электрической энергии.
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся в том числе и услуги по передаче электрической энергии.
В силу положений статей 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" МООО "Э" оказывает услуги в естественно монопольной сфере деятельности, осуществляя деятельность в условиях естественной монополии.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 1.1 статьи 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1.4 "Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
Помимо этого, по заключению отдела контроля экономической концентрации Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, положение МООО "Э" на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Солнечного района в зоне расположения сетей в 2013 году признано доминирующим.
Исходя из изложенного, в соответствии с пунктами 3.25, 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, Комиссия, заслушав доводы МООО "Э" и учитывая отсутствие документов со стороны МООО "Э", позволяющих сделать вывод о том, что положение МООО "Э" не может быть признано доминирующим, руководствуясь документами и информацией, полученной в ходе рассмотрения материалов по делу № 3-1/294, а также руководствуясь служебным письмом отдела контроля экономической концентрации Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, принимает решение об установлении доминирующего положения МООО "Э" на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Солнечного района в зоне расположения сетей.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
По результатам рассмотрения Комиссией представленных Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края материалов, а также документов и сведений, полученных в ходе рассмотрения дела, установлено следующее.
Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края по результатам проведения плановой выездной проверки (в период с 18.11.2013 по 28.11.2013) в отношении МООО "Э" установлено, что МООО "Э", в нарушение пункта 24 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Правила № 442), с декабря 2012 года по ноябрь 2013 года взимало денежные средства для компенсации расходов, понесенных МООО "Э" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении потребителей, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию.
Согласно представленным материалам, взимание указанных денежных средств осуществлялось МООО "Э" в соответствии с калькуляциями затрат на отключение-подключение неплательщиков за потребленную электрическую энергию, рассчитанных для участков, обслуживаемых обществом, и утвержденными приказом генерального директора МООО "Э" от 09.01.2013 № 12-А "О борьбе с потерями". Денежные средства взимались мастерами участков по приходным кассовым ордерам и впоследствии передавались в кассу общества.
Согласно представленным счетам-фактурам и отчету по кассе (счет 50.01), как установлено Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, за период с декабря 2012 года по ноябрь 2013 года МООО "Э" за отключение (подключение) режима потребления электрической энергии юридических и физических лиц, имеющих задолженность по оплате за потребленную электрическую энергию, получило денежные средства в размере 11 858,07 рублей.
При этом постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.12.2011 № 51/3 установлены "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям МООО "Э" в пос. Солнечный Солнечного муниципального района для взаиморасчетов с открытым акционерным обществом "Д" (филиал "Х") на долгосрочный период регулирования 2012 - 2014 годы".
Согласно представленным Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края сведениям, указанное постановление разработано с учетом представленных МООО "Э" данных. Индивидуальный тариф рассчитан, исходя из заявленной мощности потребителей и не зависит от роста или снижения полезного отпуска потребителям. Фонд заработной платы рассчитан, исходя из фактической численности персонала, в том числе и специалистов, совершающих действия по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления. Затраты на материальные ресурсы, используемые в процессе эксплуатации сетей и оборудования, также рассчитаны с учетом условных единиц общества.
Таким образом, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края считает, что расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления, вызванные нарушением своих обязательств потребителем, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) или услуг по передаче электрической энергии, учтены в тарифах на услуги по передаче электрической энергии и не подлежат компенсации со стороны потребителя.
При этом Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края отмечает, что расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления или последующему восстановлению режима потребления, вызванные выявлением факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии, невыполнением потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования оборудования, выявлением факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства, удостоверением в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, потребителя, а также нарушением потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления не учтены в тарифах на услуги по передаче электрической энергии и подлежат компенсации со стороны потребителя.
Вышеуказанные выводы Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края обосновывает следующим образом.
Перечень регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики утвержден пунктами 2 - 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Цена (тариф) на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления не подлежит государственному регулированию. Таким образом, поскольку работы по совершению действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления выполняются персоналом, входящим в штатную численность, учтенную при регулировании цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям (основной вид деятельности), Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края считает, что расходы на данный вид работ учтены в основной вид деятельности.
Порядок расчета тарифов на электрическую энергию регламентирован "Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методика).
Главой VIII Методики определен расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Формулой 15.23 Методики дано определение мощности, участвующей в расчете ставки.
Ставка на содержание электрических сетей (ТС), установленная для сетевой организации - получателя платы, по которой сетевая организация - плательщик рассчитывается с сетевой организацией - получателем платы, определяется следующим образом:



№ - суммарная величина присоединенной (заявленной) мощности на всех уровнях напряжения для точек присоединения сетевой МВт.
- необходимая валовая выручка, руб.
Таким образом, ставка индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей изменяется при изменении присоединенной (заявленной) мощности потребителей.
Присоединенная (заявленная) мощность в течение расчетного периода является величиной постоянной и не зависит от снижения полезного отпуска электрической энергии потребителям.
Заявленная мощность потребителя, в отношении которого введено ограничение режима потребления, вызванное нарушением своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности), учтена Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края при расчете ставки на содержание электрических сетей.
Поскольку расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления таких потребителей учтены в основном виде деятельности, а снижение полезного отпуска электрической энергии, вызванное отключением такого потребителя, не влияет на величину заявленной мощности и, следовательно, не приводит к возникновению выпадающих доходов сетевой организации, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края считает, что понесенные затраты не подлежат компенсации со стороны потребителя.
Если совершаются действия по введению ограничения режима потребления или последующему восстановлению режима потребления, вызванные выявлением факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии, мощность электроустановок такого потребителя не учитывалась при расчете присоединенной (заявленной) мощности, следовательно, не принималась во внимание при тарифном регулировании.
В этом случае Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края считает, что понесенные затраты не учтены при тарифном регулировании и подлежат компенсации со стороны потребителя.
Если совершаются действия по введению ограничения режима потребления или последующему восстановлению режима потребления, вызванные выявлением факта невыполнения потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования оборудования, ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства, удостоверением в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, а также нарушением потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края считает, что понесенные затраты не учтены при тарифном регулировании и подлежат компенсации со стороны потребителя по следующим причинам.
Данный вид нарушений может привести к возникновению аварийной ситуации в электросетевом хозяйстве.
В необходимую валовую выручку (НВВ) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включаются затраты, перечень которых и способ определения регламентирован пунктами 17 - 30 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы).
Основами не предусмотрено включение в состав НВВ затрат на устранение аварийных ситуаций в электросетевом хозяйстве.
Согласно представленным МООО "Э" документам и сведениям, МООО "Э" является территориальной сетевой организацией, действующей на территории Солнечного района Хабаровского края.
В период с декабря 2012 года по ноябрь 2013 года МООО "Э" взимало денежные средства для компенсации расходов, понесенных МООО "Э" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении следующих потребителей, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию: ООО "О" (п. Березовый, микрорайон Тугурский), граждане 682711, Хабаровский край, п. Солнечный, <...> (далее - Потребители).
Как установлено Комиссией, указанные ограничения МООО "Э" производило на основании заявок ОАО "Д", которое и являлось инициатором данных ограничений.
Между МООО "Э" и ОАО "Д" заключен договор от 31.01.2012 № 36 покупки электрической энергии на компенсацию потерь. Договоров и соглашений по вопросу ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии между МООО "Э" и ОАО "Д" не имеется.
Также МООО "Э" состоит в правоотношениях по передаче электрической энергии с ОАО "Д" (договор от 01.01.2012 № 187/ХЭС оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности)).
Согласно представленным документам и сведениям МООО "Э" не заключало какие-либо договоры с потребителями электрической энергии.
Также Комиссией на основании представленных документов и сведений установлено, что между МООО "Э" и ОАО "Д" какой-либо порядок действий, связанных с компенсацией расходов, понесенных МООО "Э" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении потребителей, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию, не урегулирован. Данные расходы ОАО "Д" указанными Потребителями не возмещались.
Комиссией по результатам анализа законодательства Российской Федерации установлено следующее.
Пунктом 2 Правил № 442 предусмотрено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));
б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей - за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке в размере, установленном в договоре;
возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);
выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;
невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;
в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;
г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;
е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;
ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;
з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;
и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;
к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.
В соответствии с пунктом 4 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится:
а) в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "а", абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", в подпунктах "е", "ж" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются, а в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе организации коммерческой инфраструктуры оптового рынка (далее - инициатор введения ограничения) на основании его (ее) письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию, указанную в пункте 5 настоящих Правил;
б) в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, пятом и шестом подпункта "б", подпунктах "е" и "к" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления, с одновременным уведомлением о планируемом введении ограничения режима потребления гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего указанного в уведомлении потребителя. В целях введения ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельства, указанного в абзаце третьем подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, в случае, если потребителем услуг по передаче электрической энергии является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан не позднее 3 рабочих дней со дня возникновения задолженности в размере, являющемся основанием для введения ограничения режима потребления, предоставить сетевой организации заявление, содержащее информацию о каждом потребителе, у которого на эту дату и время имеется задолженность по оплате услуг по передаче электрической энергии перед данным гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), и о размере такой задолженности. По обстоятельству, указанному в абзаце шестом подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, ограничение режима потребления вводится в отношении присоединенного электропотребляющего оборудования;
в) в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "в" пункта 2 настоящих Правил, - на основании предписания органа государственного энергетического надзора о необходимости введения ограничения режима потребления;
г) в связи с наступлением обстоятельства, указанного в подпункте "и" пункта 2 настоящих Правил, - по заявлению потребителя, у которого отсутствует техническая возможность введения ограничения режима потребления самостоятельно, о введении в его отношении ограничения режима потребления, направленному в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего этого потребителя, или в адрес сетевой организации, с которой таким потребителем заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), обслуживающий данного потребителя и получивший от него указанное заявление, обязан в течение 1 рабочего дня передать заявление в адрес сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в соответствующей точке (точках) поставки такого потребителя.

Согласно пункту 5 Правил № 442 ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее - исполнитель), а в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 135-ФЗ "Об электроэнергетике" и пунктом 6 настоящих Правил, - при участии указанных в пункте 6 настоящих Правил субисполнителей.
Пунктом 7 Правил № 442 установлено, что инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления.
В соответствии с пунктом 24 Правил № 442 инициатор введения ограничения вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", подпунктах "ж" и "к" пункта 2 Правил № 442, компенсации расходов на оплату действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению, а также на совершение им действий, предусмотренных Правилами № 442.
Сетевая организация (если она инициирует введение ограничения режима потребления) вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах третьем, пятом и шестом подпункта "б", подпунктах "в" и "к" пункта 2 данного Постановления, компенсации расходов, понесенных сетевой организацией в связи с введением такого ограничения режима потребления и последующим его восстановлением. При этом под указанными расходами понимаются в том числе расходы на оплату действий субисполнителя по введению ограничения режима потребления и последующему его восстановлению.
В случае если расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления учтены в тарифах исполнителя на услуги по передаче электрической энергии, то оплата таких действий исполнителя не производится, при этом инициатор введения ограничения также не вправе предъявлять потребителю требование о компенсации таких расходов. Информацию об учете указанных расходов в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предоставляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
По результатам анализа законодательства Российской Федерации, представленных материалов, документов и сведений Комиссией установлено следующее.
Инициатором введения ограничений режима потребления электрической энергии в отношении вышеуказанных Потребителей в декабре 2012 года - ноябре 2013 года является ОАО "Д".
Также Комиссией установлено, что данные ограничения вводились на основании абзаца второго подпункта "б" пункта 2 Правил № 442 в связи с образовавшейся задолженностью за потребленную электрическую энергию указанными Потребителями перед ОАО "Д".
В соответствии с положениями Правил № 442 право требования в установленном законодательством Российской Федерации порядке компенсации расходов на оплату действий исполнителя (в рассматриваемом случае - МООО "Э") по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему его восстановлению с потребителя, в отношении которого введено ограничение режима потребления, в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта "б" пункта 2 Правил № 442, принадлежит инициатору введения ограничения режима потребления электрической энергии (в рассматриваемом случае - ОАО "Д").
По результатам анализа законодательства Российской Федерации, материалов дела и пояснений сторон Комиссией установлено, что МООО "Э" не является в рассматриваемом случае инициатором введения ограничения режима потребления электрической энергии в отношении вышеуказанных потребителей. В связи с чем, как установлено Комиссией на основании положений Правил № 442, МООО "Э" не имело право взимать денежные средства с вышеуказанных Потребителей электрической энергии, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию, для компенсации расходов, понесенных МООО "Э" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении данных потребителей перед ОАО "Д".
Кроме того, Комиссией установлено, что расходы на совершение действий по введению ограничения режима потребления и (или) последующему восстановлению режима потребления учтены в тарифах МООО "Э" на услуги по передаче электрической энергии на соответствующий период (2012 - 2013 гг.). Информацию об учете указанных расходов в тарифах на услуги по передаче электрической энергии предоставил, согласно положениям Правил № 442, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов - Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. Данная информация проверена Комиссией, и сделанные Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края выводы относительно взимания денежных средств для компенсацией расходов, понесенных МООО "Э" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении вышеуказанных Потребителей, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию, Комиссией полностью поддерживаются.
По вышеизложенным обстоятельствам, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю констатирует факт нарушения МООО "Э" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось во взимании денежных средств для компенсацией расходов, понесенных МООО "Э" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении вышеуказанных Потребителей, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию, и привело к ущемлению интересов данных Потребителей.
При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В ходе рассмотрения дела № 3-1/294 о нарушении антимонопольного законодательства МООО "Э" не были представлены доказательства того, что его действия могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о допустимости вышеуказанных действий МООО "Э", также установлено не было.
Вышеперечисленное свидетельствует о том, что хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии - МООО "Э" - имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного Комиссией установлено наличие вины в вышеуказанных действиях МООО "Э".
Вместе с тем, согласно представленным МООО "Э" документам и сведениям, после доведения до МООО "Э" результатов проведенной Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края плановой выездной проверки (в период с 18.11.2013 по 28.11.2013), МООО "Э" "незамедлительно прекратило взимание компенсации расходов, понесенных в связи с введением ограничения режима энергопотребления и (или) последующим его восстановлением".
В целях восстановления прав потребителей было принято решение произвести возврат денежных средств лицам, ранее компенсировавшим расходы по введению ограничения режима энергопотребления и (или) последующему его восстановлению (Приказ генерального директора МООО "Э" от 13.01.2014 № 02)".
Согласно представленным документам и сведениям (в том числе расходным кассовым ордерам на возврат платы за подключение абонентов), МООО "Э" указанные денежные средства вышепоименованным Потребителям электрической энергии возвращены.
На основании изложенного, Комиссия по рассмотрению дела № 3-1/294 констатирует, что МООО "Э" добровольно устранено нарушение антимонопольного законодательства и его последствия.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
На основании изложенного Комиссия принимает решение о прекращении рассмотрения дела № 3-1/294 о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", основания для выдачи предписания у Комиссии отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать МООО "Э" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось во взимании МООО "Э" в декабре 2012 года - ноябре 2013 года денежных средств для компенсации расходов, понесенных МООО "Э" в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии и последующим его восстановлением в отношении Потребителей, имеющих задолженность за потребленную электрическую энергию.
2. Прекратить рассмотрение дела о нарушении МООО "Э" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


------------------------------------------------------------------