Распоряжение Минобрнауки Хабаровского края от 21.02.2014 N 260 "Об утверждении порядка проведения в Хабаровском крае государственной итоговой аттестации по родному языку обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков Российской Федерации, в 2014 году"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 февраля 2014 г. № 260

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИЗУЧАВШИХ РОДНОЙ ЯЗЫК
ИЗ ЧИСЛА ЯЗЫКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В 2014 ГОДУ

В соответствии с частью 13 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
1. Утвердить прилагаемый порядок проведения в Хабаровском крае государственной итоговой аттестации по родному языку обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков Российской Федерации, в 2014 году (далее - Порядок).
2. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководствоваться Порядком при проведении государственной итоговой аттестации в 2014 году.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника отдела итоговой аттестации и оценки качества образования министерства образования и науки края Кошельникову Е.Ю.

Министр
А.Г.Кузнецова





УТВЕРЖДЕН
Распоряжением
Министерства образования и
науки Хабаровского края
от 21 февраля 2014 г. № 260

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
ИЗУЧАВШИХ РОДНОЙ ЯЗЫК ИЗ ЧИСЛА ЯЗЫКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
В 2014 ГОДУ

I. Общие положения

Настоящий Порядок регулирует организацию и проведение в Хабаровском крае государственной итоговой аттестации по родному языку обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - нанайского, удэгейского, эвенкийского, эвенского (далее - родной язык), в 2014 году, структуру экзаменационной работы по родному языку, порядок ее выполнения и проверки, рассмотрение апелляций и распространяется на образовательные организации, реализующие в Хабаровском крае программы изучения родных языков за курс основного общего и среднего общего образования.

II. Организация и проведение
государственной итоговой аттестации

1. Государственная итоговая аттестация обучающихся 9, 11 (12) классов по родному языку проводится с использованием текстов, тем, заданий, билетов (далее - экзамен).
Обучающиеся, изучавшие родной язык в соответствии с учебным планом в качестве общеобразовательного предмета (далее - обучающиеся), сдают экзамен на добровольной основе.
2. К экзамену допускаются обучающиеся, освоившие программу по родному языку в полном объеме за курс основного общего образования, и обучающиеся, освоившие программу по родному языку в полном объеме за курс среднего общего образования.
3. Экзамен проводится в образовательных организациях, в которых обучаются обучающиеся.
4. Заявление о сдаче экзамена подается обучающимся руководителю образовательной организации, в которой он обучается, не позднее 01 марта текущего года.
5. Сроки проведения экзамена:
- 13 июня 2014 г. - основной срок;
- 20 июня 2014 г. - дополнительный срок.
В дополнительный срок вправе сдать экзамен обучающийся:
- не явившийся на экзамен по уважительным причинам, подтвержденным документально;
- не завершивший выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства);
- получивший неудовлетворительную отметку на экзамене.
6. Условия организации и проведения экзамена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются образовательными организациями с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.
Материально-технические условия проведения экзамена должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.
При проведении экзамена могут присутствовать ассистенты, оказывающие обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, связанную с их индивидуальными особенностями.
Для обучающихся по состоянию здоровья на дому по их желанию и по согласованию с родителями (законными представителями) экзамен может проводиться на дому.
7. Министерство образования и науки Хабаровского края (далее - Министерство), органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации в соответствии со своей компетенцией обеспечивают информирование обучающихся, их родителей (законных представителей) по вопросам организации и проведения экзамена (порядке, сроках и месте его проведения, порядке, сроках и месте подачи апелляции, а также о результатах экзамена).
8. Для организации и проведения экзамена органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, создается экзаменационная комиссия в составе председателя комиссии и не менее двух членов комиссии.
Состав экзаменационной комиссии формируется образовательной организацией, в которой проводится экзамен. Председателем экзаменационной комиссии является руководитель образовательной организации либо его заместитель.
Учитель родного языка в выпускном классе не может назначаться председателем экзаменационной комиссии.
9. В состав экзаменационной комиссии могут привлекаться педагоги, преподающие родной язык, из других образовательных организаций, специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, обеспечивающие методическое сопровождение преподавания родного языка.
10. Обеспечение экзаменационными материалами по родному языку для проведения экзамена осуществляет Министерство.
11. Экзаменационные материалы доставляются органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, в образовательные организации, в которых проводится экзамен, за день до его проведения. В случае невозможности доставки экзаменационных материалов в установленные сроки, экзаменационные материалы доставляются в образовательные организации не ранее чем за неделю до начала экзамена.
12. Экзаменационные материалы хранятся в сейфе руководителя образовательной организации в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц.

III. Структура экзаменационной работы
и порядок ее выполнения

1. Экзаменационная работа состоит из двух частей:
- письменной части, включающей задания по аудированию, чтению, сочинение по предложенному тексту (далее - письменная часть);
- устной части (говорение).
Время выполнения заданий письменной части экзаменационной работы:
- аудирование - 45 минут;
- чтение - 30 минут;
- сочинение по предложенному тексту (далее - сочинение) - 60 минут.
Время выполнения заданий устной части - до 10 минут.
Общая продолжительность экзамена, включая время ожидания устного ответа, не должна превышать 180 минут.
2. Начало экзамена - 10.00 часов местного времени.
3. Перед началом экзамена в аудитории в присутствии экзаменационной комиссии и участников экзамена вскрывается пакет с экзаменационными материалами для проведения письменной части. Вскрытие экзаменационных материалов до начала экзаменов запрещено.
4. Председатель экзаменационной комиссии:
- выдает обучающимся экзаменационные пакеты, содержащие титульный лист, задания по аудированию, чтению, бланки со штампом образовательной организации для написания сочинения, черновики;
- проводит краткий инструктаж по правилам выполнения экзаменационной работы;
- фиксирует на доске время начала экзамена.
5. Обучающиеся заполняют титульный лист, проставляют в правом верхнем углу на каждой странице экзаменационной работы и черновика свою фамилию, имя, отчество (последнее при наличии).
6. При проведении экзамена каждый обучающийся в аудитории обеспечивается отдельным рабочим местом.
Во время проведения экзамена обучающимся запрещается общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории.
7. Экзамен начинается с выполнения заданий по аудированию. Текст для аудирования зачитывает учитель родного языка дважды: в начале экзамена и через 10 минут после начала выполнения работы. В случае затруднения выполнения заданий по аудированию обучающийся приступает к выполнению заданий по чтению.
8. Объем сочинения составляет не менее 70 слов для обучающихся 9 классов и не менее 90 слов для обучающихся 11 (12) классов.
9. Председатель экзаменационной комиссии по истечении времени, отведенного на выполнение письменной части, объявляет о ее завершении.
Обучающиеся сдают экзаменационной комиссии выполненную письменную часть экзаменационной работы и черновик.
Обучающиеся, досрочно завершившие выполнение письменной части экзаменационной работы, покидают аудиторию.
10. Органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, для организационного сопровождения обучающихся при проведении устной части экзамена утверждается персональный состав организаторов.
11. Организатором может быть педагогический работник образовательной организации, не преподающий родной язык.
12. Для проведения устной части экзамена необходимы две аудитории:
- для ожидания устной части экзамена;
- для устного ответа.
После окончания выполнения письменной части обучающиеся переходят в сопровождении организатора в аудиторию для ожидания устной части экзамена (далее - аудитория ожидания).
13. В аудитории ожидания присутствуют два организатора.
14. Одним из организаторов, присутствующих в аудитории ожидания, проводится инструктаж по проведению устной части экзамена.
По окончании инструктажа обучающиеся в сопровождении второго организатора по одному проходят в аудиторию для проведения устной части экзамена.
15. В аудитории для устной части экзамена присутствует экзаменационная комиссия и организатор.
Обучающийся выбирает экзаменационный билет для устного ответа, занимает место в аудитории, начинает подготовку к ответу и не позднее чем через 10 минут приступает к ответу.
Время начала устного ответа и время его окончания фиксируется в протоколе экзамена.
После окончания устного ответа обучающийся в сопровождении организатора покидает образовательную организацию.
16. На место обучающегося, завершившего экзамен, в аудиторию для устного ответа приглашается следующий обучающийся.
17. После окончания устной части экзамена председатель экзаменационной комиссии оформляет протокол оценивания устных ответов (Приложение № 1). Протокол подписывается всеми членами экзаменационной комиссии.

IV. Проверка письменной части экзаменационной работы

1. Письменная часть проверяется экзаменационной комиссией не более двух дней после проведения экзамена. Председателем экзаменационной комиссии оформляется протокол оценивания письменной части (Приложение № 2).
Черновики проверке не подлежат.
2. Экзаменационная работа по родному языку оценивается по пятибалльной шкале.
Общая экзаменационная отметка складывается из отметок за выполнение заданий письменной и устной частей экзамена и является их средним арифметическим, округляемым по общим правилам.
3. Обучающихся знакомят с результатами письменной и устной частей экзамена.
4. Ознакомление обучающихся с результатами экзамена осуществляется не позднее чем через день после окончания проверки письменной части экзаменационных работ.
Факт ознакомления с результатами экзамена фиксируется в протоколе ознакомления с результатами экзамена и подтверждается личной подписью обучающегося (Приложение № 3).
5. Протоколы проверки письменной части экзаменационной работы, ознакомления с результатами экзамена (далее - протоколы) хранятся в образовательной организации в течение двух лет.
6. Экзаменационные работы и черновики хранятся до 31 декабря текущего года.
7. По истечении сроков хранения экзаменационные работы, черновики и протоколы уничтожаются по акту.
8. В аттестат выставляется отметка по родному языку как среднее арифметическое отметок за экзамен и годовой отметки по данному предмету.

V. Рассмотрение апелляций

1. Обучающийся, его родители (законные представители) вправе подать в конфликтную комиссию, создаваемую органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (далее - конфликтная комиссия), в письменном виде апелляцию о нарушении установленного порядка проведения экзамена и (или) о несогласии с выставленной отметкой.
В состав конфликтной комиссии не могут быть включены члены экзаменационной комиссии, решение которой обжалуется.
2. Апелляция о нарушении порядка проведения экзамена подается обучающимся, его родителями (законными представителями) в образовательную организацию, в которой обучающийся сдавал экзамен:
- в день проведения экзамена, не покидая образовательной организации при нарушении процедуры проведения экзамена;
- о несогласии с выставленной отметкой в течение двух рабочих дней после ознакомления с результатом экзамена.
3. Руководитель образовательной организации, принявший апелляцию, незамедлительно передает ее в конфликтную комиссию.
4. Апелляция не принимается по вопросам содержания и структуры экзаменационных материалов по родному языку.
5. В целях проверки сведений о нарушении процедуры проведения экзамена, изложенных в апелляции, органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, создается комиссия и организуется проверка.
6. Результаты проверки оформляются в форме заключения комиссии. При рассмотрении апелляции о нарушении установленной процедуры проведения экзамена конфликтная комиссия рассматривает апелляцию и заключение о результатах проверки и выносит одно из решений:
- об отклонении апелляции;
- об удовлетворении апелляции.
7. При удовлетворении апелляции по нарушению процедуры экзамена результат экзамена аннулируется и обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по данному учебному предмету в иной день, установленный Министерством.
8. При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленной отметкой обучающемуся, подавшему апелляцию, его родителям (законным представителям), предоставляется возможность убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии с требованиями.
9. Обучающийся, его родители (законные представители) вправе присутствовать при рассмотрении апелляции.
10. Председателем конфликтной комиссии для рассмотрения апелляции о несогласии с выставленной отметкой привлекаются эксперты по родному языку.
11. По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленной отметкой конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции и сохранении выставленной отметки либо об удовлетворении апелляции и выставлении другой отметки по данному предмету.

Начальник отдела итоговой аттестации
и оценки качества образования
Е.Ю.Кошельникова





Приложение № 1
к Порядку
проведения в Хабаровском крае
государственной итоговой аттестации
по родному языку обучающихся
по образовательным программам основного
общего и среднего общего образования,
изучавших родной язык из числа языков
Российской Федерации, в 2014 году

ПРОТОКОЛ
оценивания устных ответов

Наименование муниципального образования
Наименование образовательной организации
Класс
Дата проведения экзамена

№ п/п
ФИО
Номер билета
Время начала экзамена
Время окончания экзамена
Количество баллов
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
Итого баллов
Отметка
1.









2.










Председатель экзаменационной комиссии __________________________
ФИО, подпись
Члены экзаменационной комиссии __________________________
ФИО, подпись





Приложение № 2
к Порядку
проведения в Хабаровском крае
государственной итоговой аттестации
по родному языку обучающихся
по образовательным программам основного
общего и среднего общего образования,
изучавших родной язык из числа языков
Российской Федерации, в 2014 году

ПРОТОКОЛ
оценивания письменной части

№ п/п
ФИО
Аудирование (баллы)
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Итого баллов
Отметка
1.







№ п/п
ФИО
Чтение (баллы)
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Итого баллов
Отметка
1.







№ п/п
ФИО
Сочинение по предложенному тексту
Количество слов
Количество баллов
Содержание
Грамматика
Пунктуация
Итого баллов
Отметка
1.








Председатель экзаменационной комиссии __________________________
ФИО, подпись
Члены экзаменационной комиссии __________________________
ФИО, подпись





Приложение № 3
к Порядку
проведения в Хабаровском крае
государственной итоговой аттестации
по родному языку обучающихся
по образовательным программам основного
общего и среднего общего образования,
изучавших родной язык из числа языков
Российской Федерации, в 2014 году

ПРОТОКОЛ
ознакомления обучающихся с результатами экзамена
по родному языку

№ п/п
ФИО
Отметка за письменную часть
Отметка за устную часть
Отметка, выставленная за экзамен в целом
Подпись
1.





2.






Председатель экзаменационной комиссии __________________________
ФИО, подпись
Члены экзаменационной комиссии __________________________
ФИО, подпись


------------------------------------------------------------------